Будет ли в Саратове «ночь длинных ковшей»?
Жители двух домов 31 и 31а по улице Аткарской в Саратове обеспокоены очередным витком активности вокруг торгового комплекса «Привокзальный». В одной из статей уважаемого издания, близкого к местным единороссам, «эксперты» строят планы по созданию парковки, без которой Саратову никак не обойтись, именно на территории рынка, примыкающей к указанным домам.
Дома в кольце автостоянок?
Взволнованные перспективой большого строительства многоуровневой автостоянки в непосредственной близости от домов жильцы подготовили обращение к губернатору Валерию Радаеву.
Они переживают, что их дома могут не выдержать – необходим котлован, вбивание свай, а это может повлечь повреждение инженерных коммуникаций, не исключены и деформации зданий, построенных более полувека назад.
Соседство с автостоянкой их, мягко скажем, не радует. Тем более что перед домом № 31, который вытянулся в форме буквы «П» начиная с Аткарской, затем вдоль правой стороны привокзальной площади и с поворотом к зданию почтового управления, уже имеется автостоянка, причем в непосредственной близости к дому. В нарушение существующих норм СанПиНа.
Стань предложения «экспертов» реальностью – дома 31 и 31а окажутся в кольце автостоянок. Это выхлопные газы, шум, вспышки, а порой и вой сигнализаций. Возможно ли в таких условиях гулять во дворе с детьми и спокойно отдыхать ночью? Узнать мнение жильцов никто не торопится. А их тут проживает около 400 человек в 150 квартирах двух домов, и все они могут лишиться нормальной среды обитания.
Лучше места не найти?
Так что же предлагают «эксперты», в их числе областные депутаты-застройщики Леонид Писной и Сергей Курихин? Лучшим местом для гипотетической автостоянки в районе вокзала они посчитали территорию рынка «Привокзальный». Похоже, парламентариям не дает покоя московский опыт, известный как «ночь длинных ковшей».
Леонид Писной уверен, что если снести «расселенный и успевший обветшать» дом № 33 по улице Аткарской вкупе с вещевым рынком, то вожделенное место для парковки 200 автомобилей появится.
Его коллега Сергей Курихин зрит гораздо дальше: он уже озабочен удобством пассажиров нового аэропорта, которые массово начнут прибывать в Саратов на скоростных электричках уже в 2019 (!) году. Ожидая увеличения пассажиропотока до миллиона человек, Сергей Георгиевич делает заключение о необходимости строительства многоуровневой парковки на улице Аткарской. Год назад то же самое предлагал, уверены – сам додумался, неутомимый общественник Ландо. По мнению Курихина, автостоянка поможет разрулить транспортный коллапс, связанный со встречами и проводами пассажиров поездов.
Почему-то Курихин думает, что срок аренды земельного участка под рынком истек, хотя на самом деле договор до 2047 года, после чего территория должна быть возвращена городу.
Депутатам облдумы вторит глава ОП Александр Ландо, утверждающий при каждом удобном случае, что «Карфаген должен быть разрушен», в смысле рынок «Привокзальный» снесен. Раньше, вспоминает Ландо, на месте рынка было кольцо трамвая. И с улицы Аткарской пешеходы могли выйти к вокзалу. Теперь людям приходится идти в обход – это неудобно. И почему-то Александр Соломонович не предлагает восстановить кольцо трамвая, дабы вернуть былые удобства, а ратует о необходимости создания мест под парковку: «Без этого никак».
Без Ландо никак?
Как трепетно Ландо относится к отдельным рынкам – факт общеизвестный. Радетеля за легализацию проституции заставляли краснеть, как школьника, лотки с женским бельем на бульваре Роз у Крытого рынка. Он не раз инспектировал «Привоз», одолеваемый беспокойством за свежесть фруктов и овощей и наличием нелегалов среди торговцев. В бытность губернатора Павла Ипатова Ландо проявлял самый пристальный интерес к рынку «Юбилейный». Неутомимый Ландо, будучи тогда областным депутатом, устраивал на рынке контрольные закупки в поисках кишечной палочки и прочего непотребства, параллельно критиковал ценовую политику, проводимую правительством области на сельхозрынке.
Осенью прошлого года объектом внимания Ландо стал ТК «Привокзальный». Неоднократно он в сопровождении коллег по ОП, правоохранителей и контролирующих структур, а также близких по духу представителей СМИ совершал рейды на торговый объект. Все вместе они искали контрафакты и фальсификаты среди одежды и обуви, что должно было послужить поводом для закрытия комплекса. Александр Соломонович призывал городские власти действовать радикальнее, немедленно рынок закрыть, а всех торговцев разогнать. Доводы директора комплекса Федора Панченко, что все предприниматели зарегистрированы и платят налоги, в расчет не принимались. Ландо во всеуслышание обсуждал со своими общественниками, что неплохо бы на месте рынка соорудить многоуровневую парковку. Она, надо думать, улицу не перекроет (Авт.). За рейдами Ландо последовали проверки прокуратуры, пожарных, ИАЗ МВД.
Возмущенные индивидуальные предприниматели (а их тут 170, и каждый из них предоставляет работу двум-трем продавцам) обратились к президенту Владимиру Путину. Они просили разобраться в вопиющей ситуации и защитить их от чиновничьего произвола. 9 декабря прошлого года из приемной Путина пришел ответ, в котором торговый люд успокоили.
Так что Сергей Курихин был не прав – договор аренды действительно от 1999 года, но вот только действует он 49 лет, а не 15, как кажется уважаемому народному избраннику.
А строить где?
В шумихе вокруг сноса рынка в пользу автостоянки из поля зрения широкой общественности выпало одно серьезное обстоятельство: рынок занимает далеко не всю площадь, на которой Ландо и Курихину грезится многоуровневая парковка.
Восполним пробел. Торговый комплекс имеет форму подковы, и на улицу Аткарскую выходят основания этой самой подковы, достаточно узкие (см. схему). А солидную площадь по Аткарской между дугами подковы занимает земельный участок с кадастровым номером 64:48:030346:10 площадью 923 кв. метра. Земля, как и строение на этой площади, которое старожилы помнят как магазин стройматериалов, принадлежат гражданке Солодковой Ирине Евгеньевне – супруге экс-мэра Саратова Юрия Аксёненко.
История обзаведения лакомым куском дорогой землицы следующая: в 2002 году участок был предоставлен Солодковой в аренду на 25 лет, поскольку на нем располагалось нежилое здание, владелицей которого была Солодкова. В августе 2007 года в ту пору гражданской, а с ноября 2008 года самой настоящей жене Аксёненко удается выкупить этот участок в частную собственность. Тогда Земельный кодекс РФ подобные вольности допускал, если на участке была постройка, оформленная в собственность. Но земля выделялась непосредственно под зданием, плюс прирезался необходимый для прохода-проезда минимум вокруг него. Ирине Евгеньевне повезло: КУИ Саратова позволил ей приобрести участок, без малого в четыре раза превышающий площадь здания (932 к 246,6 кв. м). Вероятно, тогда бывший мэр, уже отстраненный от власти, но еще не привлеченный к уголовной ответственности, замолвил словечко. Почему-то прокуратуру покупка такого шикарного куска земли в центре Саратова не заинтересовала.
Есть ли договоренность между потенциальными строителями парковки и владельцами участка 64:48:030346:10? Будет ли город выкупать его и в какую сумму это обойдется? Или собственники сдадут его в аренду по сходной цене?
И что в итоге? Если строить автостоянку на территории рынка, как шумят депутаты-застройщики и привлеченные «эксперты», то она получится в виде неправильной подковы. Возможно, это будет новое слово в архитектуре и градостроительстве и даже привлечет внимание туристов, но удобно ли? Хотя там, где стоянке не очень удобно, вполне комфортно точечной многоэтажке. Если, конечно, изменить назначение земли посредством каких-нибудь публичных слушаний, которые в Саратове проводятся с большой изобретательностью. Но мы уверены, у депутатов-застройщиков такого и в мыслях нет! Кристально честные люди, пекущиеся о благе народа, – все знают!
Помечтаем?
В 2047 году срок аренды земли под ТЦ «Привокзальный» истечет. Допустим, тогда у власти будут люди, которые, как и нынешние отцы города, будут озабочены удобством подъезда к вокзалу. А еще, смеем помечтать, будущие правители решат возрождать трамвайное движение, чтобы горожане пользовались экологически чистым и вместительным видом транспорта, а не страдали в чадящих резинящих автобусах, списанных в Европе.
Вот и сделают они кольцо трамвая у вокзала, как и во всех цивилизованных странах. А на месте рынка «Локомотив» устроят ту самую многоуровневую парковку. Кстати, так предлагают жильцы домов 31 и 31а по Аткарской улице. Им кажется, что эта парковка будет ближе к вокзалу, что очень удобно для жителей и гостей города.
Если же на Аткарской появится капитальное строение, мечты не сбудутся.
Земельный участок площадью 2779 кв. метров используется по назначению в соответствии с правоустанавливающими документами. И оснований у администрации Саратова на расторжение договора аренды от 20.05.1999 года № 1005 не имеется. |