Дети кризиса

Оценить
Государство опять призывает рожать

На минувшей неделе президент Владимир Путин предложил несколько инициатив по исправлению демографической ситуации. С 1 января предполагается полтора года платить ежемесячное пособие за рождение первенца в размере прожиточного минимума на ребенка в регионе (в Саратовской области это 9159 рублей). Будет продлена программа материнского капитала и расширены возможности его использования: за счет этих средств разрешат оплачивать ясли, а нуждающиеся семьи смогут получить часть денег наличными. Для семей, у которых с 2018 года родится второй или третий ребенок, стартует льготная ипотека: при покупке жилья на первичном рынке или рефинансировании кредита государство оплатит часть процентов.

По словам спикера ГД Вячеслава Володина, «как только президент выступил с заявлением, думские профильные комитеты сразу приступили к подготовке законодательных решений». О готовности разработать соответствующие законопроекты заявил также Минтруд.

Интересное положение

Жительница Энгельса Дарья ожидает прибавления в следующем году, но поздравить её с «президентским пособием» не удастся. По словам Владимира Путина, новую выплату направят только тем семьям, в которых доход не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. В Саратовской области прожиточный минимум трудоспособного населения во втором квартале 2017-го составлял 9581 рубль. То есть в 2018-м выдавать «президентские» будут семьям с общим доходом до 43114,5 рубля в месяц (по сведениям Саратовстата, в первом полугодии средняя зарплата в Саратове составила 31,7 тысячи рублей). Дарья после окончания Саратовского университета с красным дипломом смогла получить работу в престижной крупной компании с белой зарплатой, в заданные рамки доходы молодых супругов не укладываются.

«Я очень расстроилась, что не подхожу по доходам, – признается Дарья. – Мне кажется, такое разделение беременных абсолютно несправедливо. Мы работаем чуть не до самых родов – и не получим никакой поддержки от государства, только от своего работодателя. Конечно, ситуации бывают разные, но ведь кто-то из малоимущих не работает по своей воле, однако им новое пособие будут платить».

По словам собеседницы, президентская выплата «позволила бы не так сильно урезать бюджет и не менять свои привычки». Как полагает будущая мама, с появлением малыша придется во многом отступить от уровня жизни, к которому привыкли молодые представители среднего класса: «Прежде всего придется отказаться от путешествий, от походов в театр, кино, кафе, да и в остальном придется ужаться».

Дарья пользуется услугами участковой женской консультации. Посещать её нужно каждые две недели. «Прихожу к открытию, чтобы быть в очереди первой или второй, но всё равно приходится сидеть по полтора часа». Ведение беременности сопровождается гигантским документооборотом, который по времени занимает значительную часть приёма. Опережая недавние пожелания премьер-министра Дмитрия Медведева, местные медики уже внедрили электронную отчетность: теперь медсестра заполняет бумажки от руки, а врач – бланки в компьютере.

Как полагает Дарья, по-настоящему эффективной мерой для улучшения демографии могла бы стать «поддержка с приобретением жилья»: «Сейчас все льготы начинаются со второго ребенка, но ведь его в однушке не родишь».

По расчетам Минфина, доплата за первого ребенка обойдется в 144,5 миллиарда рублей за три года. Министр финансов Антон Силуанов сказал, что источником финансирования станут «бюджетные резервы расходов президента и правительства». По оценке вице-премьера Ольги Голодец, на все демографические меры в 2018–2020 годах потребуется около 500 миллиардов рублей.

В прошлом году, по словам заведующего лабораторией исследований населения ВШЭ Евгения Андреева, в России появилось 740 тысяч первенцев и 760 тысяч вторых детей, в следующие пять лет их число будет падать на 5–10 процентов в год. «Вряд ли из них более чем 100–200 тысяч будут отвечать критериям адресности – в основном такие семьи проживают в российской глубинке или на Северном Кавказе», – заявил эксперт «Коммерсанту». Директор по социальным исследованиям ВШЭ Лилия Овчарова надеется, что новые меры выведут из бедности порядка 3 миллионов семей с детьми. Как отмечают федеральные издания со ссылкой на источник в администрации президента, идея сделать поддержку рождаемости одной из главных тем предвыборной кампании возникла этим летом.

Льготная ипотека и её подводные камни

Ольга Никонова, городская общественная организация многодетных семей «Большая семья»: «Среди новых мер поддержки есть льготы по ипотеке при рождении второго и третьего ребенка. Я категорически против ипотеки, государство будет субсидировать четыре процента, но только в течение трех лет, потом придется платить самим. За это время может случиться что угодно, вдруг родители потеряют работу? Это кабала. Я считаю, что многодетным должны давать жилье бесплатно.

Сейчас очередь многодетных не двигается. Мама десяти детей семь лет стояла в очереди первой. В этом году она получила квартиру за счет внебюджетных средств, но часть детей успела вырасти, а жилплощадь дают на несовершеннолетних. По поводу ситуации с нашей очередью я три раза писала письма Володину, но эффекта нет. Он же в Елшанке дает личные средства на строительство, пусть бы и тут дал. Всего по Саратову нуждающимися в жилье признаны около 100 семей, воспитывающих четырех детей, нужно разгрузить накопившуюся очередь, а потом уже потихоньку давать квартиры новичкам.

Материнский капитализм

Родителям второго ребенка президент разрешил получать такое же пособие в размере прожиточного минимума, как в случае с первенцем, но деньги будут вычитаться из материнского капитала (при этом нужно также соответствовать требованиям о доходе не выше полутора прожиточных минимумов на члена семьи). Материнский капитал составляет 453026 рублей, прожиточный минимум на детей (новые президентский выплаты рассчитываются по этому показателю) во втором квартале составил 9159 рублей, выплаты могут длиться до исполнения ребенку полутора лет. За это время саратовская семья сможет обналичить из средств капитала 164862 рубля.

Вообще-то граждане давно об этом просили, но до президентских слов государство считало такие желания преступными. Пенсионный фонд даже выпускал социальные плакаты с надписью: «Хорошая мать маткап не обналичит!». В областной полиции был создан специальный отдел по выявлению фактов мошенничества с семейными сертификатами. В год возбуждалось примерно по 30 подобных уголовных дел, причем обвиняемыми становились не руководители кредитно-потребительских кооперативов, которым доставалась большая часть средств капитала, а молодые мамы, получавшие на руки по 130 тысяч рублей. Как правило, все приговоры по этим делам были обвинительными. Женщин признавали виновными в мошенничестве и приговаривали к условным срокам или к лишению свободы с отсрочкой отбывания наказания до достижения детьми 14-летнего возраста. Также они должны были вернуть государству всю похищенную сумму.

Кроме того, теперь капитал можно будет тратить на оплату яслей с двухмесячного возраста ребенка (раньше разрешалось оплачивать услуги детского сада с трех лет). Как отметил президент, нужно решить проблему с доступностью мест в яслях, ведь вопросы с детсадами уже почти закрыты. Напомним, что пять лет назад детсадовские группы расширяли именно за счет ясельных. Как объясняли в областном министерстве образования, это было связано с майским указом о 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет – ценных указаний о младших детях от главы государства на тот момент не поступало. По расчетам ведомства, достаточно было оставить «одну группу для детей раннего возраста на микрорайон», чтобы туда могли попасть дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на открытые президентом новые возможности, большинство опрошенных мам, ожидающих второго ребенка, намерены потратить маткапитал на покупку жилья, в том числе оплату уже имеющейся ипотеки. Как отмечают собеседницы, для расцвета демографии важно не только наличие квартиры, крайне желательна детская инфраструктура вокруг. «Наш микрорайон начали строить шесть лет назад, для детей у нас нет ничего. Появилось много новых домов, в них поселились семьи с детьми, а новых садов, поликлиник и школ нет», – рассказывает жительница Ленинского района Екатерина. Вопреки президентским убеждениям, дождаться очереди в детсад со старшим сыном не удалось, «мы только откатывались назад с каждым годом». До детской поликлиники нужно ехать две остановки, «очереди километровые».

Проблемы с детской медициной отмечают и жители Фрунзенского района. «У нас в Октябрьском ущелье есть филиал поликлиники, здесь принимает только педиатр. Чтобы сдать анализы или попасть на прием к узкому специалисту, нужно ехать в основной корпус к Детскому парку», – рассказывает Нина.

Важна и проблема стоимости образования и развивающих занятий. «За детский сад старшей дочки с учетом попечительских взносов и оплаты дополнительных занятий мы отдаем 5 тысяч рублей в месяц, – рассказывает Гульнара. – У нас рядом Дворец культуры, множество кружков. Ходим на гимнастику и танцы, платим по 1000 рублей в месяц. Хотелось бы еще рисование, но оно стоит 1800 рублей. Хорошо бы водить ребенка в бассейн, там абонемент не меньше 1000 рублей». Кружки и секции за счет маткапитала оплачивать нельзя.

Чудеса саратовской медицины

Екатерина, будущая мама: «Впечатление от женской консультации – на троечку с плюсом. Электронная очередь выглядит у нас так: приходишь в поликлинику, и тебя заносят в компьютер, «чтобы врач вас увидел». Сам прием – измерить вес, давление, пощупать живот – длится минут десять, но из-за писанины меньше 30–40 минут в кабинете я не сидела. Отсюда и очереди. Даже если на прием приходят три человека, это полтора часа. В первом и втором триместре мне делали УЗИ бесплатно в поликлинике, нужно было доплатить по 300 рублей за то, чтобы врач назвал пол ребенка и распечатал снимок. Третье УЗИ, как мне сказали в поликлинике, «можете сделать у нас на плохом аппарате или идите в платную». Я пошла в коммерческую клинику, это стоило 2 тысячи рублей».

Нина, будущая мама: «На медуслуги я трачу примерно по 2 тысячи рублей в месяц. В основном эти деньги идут на витамины, но бывают и другие траты. Например, на УЗИ меня отправили куда-то в Заводской район, потому что в нашей поликлинике нет оборудования для скрининга. Оказалось ужасно далеко ехать. Туда и обратно я ездила на такси, это обошлось в 1000 рублей, проще было сходить в платную клинику у дома.

Когда я рожала первого ребенка, мы договаривались с врачом роддома. Для меня было место в палате, а девочек, которых привозили без договоренности, клали в коридор. Меня еще тогда это удивило. Сейчас я боюсь ехать в роддом на авось. Расценки узнавали предварительно, говорят, естественные роды стоят не меньше 20 тысяч, кесарево сечение – от 40 тысяч «.

«У них будет еда»

Юлия Марьина, руководитель волонтерской организации «Весна»: «Новые меры поддержки демографии повлияют на одиноких матерей, по сведениям уполномоченной по правам ребенка Анны Кузнецовой, в России таких семей почти 30 процентов. Пособие на первенца колоссально снизит стресс – у этих мам и их детей будет еда. Сейчас в соцсетях иногда задают вопросы, мол, зачем давать им деньги? Но 10 тысяч рублей – не огромная сумма. У моей бабушки такая пенсия. Разве на эти деньги пошикуешь? Не могу сказать, что введение нового пособия вызовет всплеск рождений в неблагополучных семьях – совсем аморальных личностей, которые рожали бы из-за пособия, очень мало.

Кому мы помогаем? Чаще всего это девушка, которая рожает ребенка, мамы у нее нет или пьющая, мужа нет, сама девушка не работала или не была оформлена официально. Она выходит из больницы с дитем – и в первый месяц у нее вообще ничего нет, ни копейки пособий, наслаждайся материнством, как хочешь. Первые деньги она получит только через месяц, это будет 3000 рублей с небольшим – пособие по уходу за ребенком от соцзащиты. Если есть прописка и нет долгов за квартиру, нет проблем его оформить. Кроме того, малообеспеченным мамам выдают смесь, но с ней в последнее время перебои и конкретная марка может не подходить ребенку.

Сейчас у нас 59 подшефных мам и 89 детей. Ежемесячно мы закупаем смесь и подгузники для 20 детей, остальным раздаем одежду, собранную на благотворительных акциях, помогаем собраться к школе и дарим новогодние подарки».