Еще не караул
Давно это было – в конце лета этого года. В рамках предвыборной кампании Валерия Радаева Вячеслав Володин посетил Петровск. Согласитесь, звучит несколько странно. Но так было: спикер Государственной думы, забросив свои дела, приехал в саратовскую глубинку, чтобы своим авторитетом поддержать кандидата, которого он же и продвигал. Заметим, что это продолжается до сих пор: все важные и приятные людям инициативы озвучивает спикер думы, а на долю губернатора приходится обнародование инициатив не самых приятных. Но об этом – позже. Вернемся же в солнечный август.
На одной из встреч пенсионерка спросила: «Правда или слухи, что с 1 января 2018 года отменят льготы ветеранам труда?». Отвечать сначала взялся Валерий Радаев и, что называется, наехал на бабушку: «Кто вам это сказал или заказал? Я хочу, чтобы справедливо было. Я вам об этом говорил? Нет? А почему вы у меня спрашиваете?».
Вячеслав Володин перевел разговор в несколько иную плоскость: «Тут есть начальник полиции, он вас опросит, вы ему скажете, кто об этом говорит, или газету покажете. Пусть ответят за слухи. Кто пишет неправильно – ответят. Зачем обсуждать то, чего нет? Послушайте, я устал объяснять. Придумают, начинают пугать, создают проблему, а когда не подтверждается: «А мы на всякий случай сказали, вдруг такое будет». Это неправильно по отношению к ветеранам. Людям преклонного возраста волноваться нельзя. Распускать такие слухи нельзя».
Попробуем несколько прояснить ситуацию. О грядущей отмене льгот писала наша газета – вышло две или три статьи. Потом их – с нашего согласия – перепечатала предвыборная газета КПРФ. Но об отмене льгот ветеранам там ничего не говорилось. Петровская бабушка или что-то перепутала, или была введена в заблуждение. Или, что тоже не исключается, задала такой нужный вопрос, который позволил господам чиновникам обрушиться с критикой на некую газету и даже немного погрозить: «Пусть ответят за слухи. Кто неправильно пишет – ответят». Нам к этому не привыкать, в смысле к угрозам, у нас только с трибуны можно нести черт знает что, а вот в газете либо в электронном СМИ – ни-ни.
Так теперь о слухах. Повторим, мы не писали тогда о сокращении льгот ветеранам. Мы писали о сокращении множества других льгот. Наш экономический обозреватель не с потолка брала эту информацию, нет, в распоряжении редакции оказался договор правительства области с Министерством финансов Российской Федерации. Смысл этого договора в том, что если областная власть не урежет или вовсе не отменит льготы, то не видать ей бюджетной помощи. Не будем сейчас вдаваться в историю, напомним только, что эти льготы сама же власть и придумала (без должного финансового обеспечения) в разгар борьбы с тогдашним губернатором Павлом Ипатовым. Теперь пришлось сдавать назад. Так что перейдем от давних речей к нынешним делам.
Комитет областной думы по социальной политике обсудил продление срока вступления в силу пяти законов области, предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки. Это предоставление выплат беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет; компенсация оплаты коммунальных услуг для инвалидов, проживающих в помещениях частного жилищного фонда; дополнительного детского пособия, назначение пенсии за выслугу лет бывшим госслужащим и дополнительной пенсии членам семей погибших военнослужащих и сотрудников госорганов.
Законы эти были приняты в 2008 году – как раз в период борьбы с Ипатовым – но так и не вступили в силу. И вот их снова откладывают, на этот раз до 2021 года. Как рассказала министр социального развития Лариса Колязина, это позволит сэкономить бюджету 1,5 миллиарда рублей. Попутно отменили налоговые льготы для детских лагерей. Общая сумма экономии составит около 2 миллионов рублей. Мысль сэкономить эту, мизерную в рамках бюджета, сумму не на детях, а на самих себе чиновников не посетила.
Бизнес тоже свое получил. Согласно словам министра экономики Юлии Шваковой, перестают действовать пониженные ставки в размере 5, 6 и 7 процентов для плательщиков упрощенной системы налогообложения, осуществляющих инновационную деятельность, деятельность в сфере производства товаров и услуг для детей, обрабатывающих производств и строительстве. Заодно одобрили представленный губернатором законопроект об увеличении ставки налога на движимое имущество в размере 1,1 процента для предприятий всех форм собственности. Только не надо думать, что это не коснется обычных граждан. Бизнес все возросшие налоговые выплаты переложит на обычных граждан – потребителей его продукции.
Кстати, о ветеранах, о которых так беспокоится Вячеслав Володин. 1 декабря правительство РФ должно внести в Госдуму проект изменений в законодательство о похоронном деле. Минстрой, в частности, предлагает ввести в стране институт ритуального страхования, грубо говоря, свои похороны мы будем оплачивать заранее. Что, впрочем, не сократит расходов наших близких в скорбный час. Правозащитница Наталья Караман обратилась к Володину по поводу этого закона, но ответа, насколько мы знаем, не дождалась.
Теперь немного о делах саратовских, которые обернутся для всех саратовцев дополнительными расходами. Саратовский водоканал передали в концессию. При этом успокоили: взрывного роста тарифов не будет. Всё будет постепенно. В 2017 году тарифы вырастут на 5,7 процента на водоснабжение и на 6,9 процента – на водоотведение. В 2018 году их поднимут еще на 9,11, в 2019-м – на 9,22 процента. И еще в 2020 году будут повышать. Итого за четыре года и водоснабжение, и водоотведение вырастут на треть. И не забудьте, что пассажирский автотранспорт перейдет на свободно формируемые тарифы. Понятно, что цены на билеты вырастут. Как высоко? Пока неизвестно, транспортники туманно говорят, что будут искать «золотую середину». Где искать? Так в наших карманах, где же еще.
И в финале немного оптимизма вам. Губернатор Радаев этого оптимизма преисполнен: «Никакого караула не будет от отмены льгот! Не будет караула!» А что будет?