Пассажиры автобусов радуются, владельцы автомобилей злятся

Оценить
В Астане могут ввести бесплатный проезд в общественном транспорте

Пока саратовские политологи всячески обходят стороной экономическую составляющую в решении власти ввести нерегулируемые тарифы на проезд в городских автобусах, власти столицы Казахстана честно рассказывают людям, что из-за кризиса больше не могут субсидировать льготный проезд на транспорте.

На эти субсидии при цене билета в 90 тенге (17 рублей) акимат Астаны должен отдавать ежегодно транспортникам 40 миллиардов тенге (более 7 млрд рублей). Чтобы уйти от субсидий, цены на билет нужно поднимать до 300 тенге (55 рублей). В акимате отлично понимают, что такой резкий подъем цен вызовет очень сильное недовольство населения столицы. И потому здесь придумали разбросать цену проезда даже на тех, кто вообще не выходит из дома. Зато проезд в столице государства станет бесплатным для всех. И для жителей Астаны, и для гостей города.

Условно бесплатный проезд оплатит каждая квартира и каждый дом Астаны вне зависимости от числа прописанных и проживающих в них людей. Предварительная сумма ежемесячного обязательного взноса составит 3800 тенге (684 рубля). Собирать его будут одновременно с платой за ЖКХ, добавив в квитанцию графу «Развитие города».

Всю осень жителям города активно разъясняется, что собираемые средства пойдут не только на обеспечение бесплатного проезда. Их предполагается тратить на облагораживание парков и мест большого скопления людей, на развитие инфраструктуры и системы уличного освещения с «умными фонарями», на разбивку новых аллей, скверов и мини-парков и свободный Wi-Fi по всему городу.

Организации движения общественного транспорта в Астане уже сейчас уделяется большое внимание. В городе выделены специальные автобусные линии, которым отдается преимущество, чтобы общественный транспорт беспрепятственно преодолевал заторы. В настоящее время для того, чтобы еще больше расчистить улицы, рассматривается несколько проектов по внедрению платного парковочного пространства, платного въезда в город для легковых машин. Так что не за горами тот день, когда главным средством передвижения по столице Казахстана вслед за общественным транспортом станут велосипеды.

Руководитель центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев назвал предложение акимата «сомнительным» и «возмутительным». Между тем, жители столицы очень неоднозначно восприняли новшество. Те, кто имеет в семье несколько автомобилей, негодуют, не понимая, почему они должны оплачивать чужую возможность бесплатного проезда. Зато другие семьи, где общественным транспортом пользуются сразу несколько членов семьи, видят экономическую выгоду в новом «налоге». Однако когда в группе «Астана – Что? Где? Когда?» пользователям сети предложили опрос, поддерживают ли они подобное предложение, подавляющее большинство участников проголосовало против.

За окончательное решение вопроса возьмёт на себя ответственность правящая партия Казахстана. Но уже сейчас в пиар-акции новшества часто упоминаются названия 50 городов мира в США, Великобритании, Франции, Италии, Австралии, Исландии, Эстонии, Литве, Словении, Бельгии, Швейцарии, Малайзии, которые уже пошли по аналогичному пути организации новой модели общественного транспорта.