Айзек Азимов и Госдума Российской Федерации

Оценить
Законотворцы наконец-то и до роботов добрались, видимо, с людьми уже делать нечего

Осень в этом году долгая, мрачная. Именно такая погода вводит людей в депрессию, побуждает к ничегонеделанию, лени. Но есть у нас в стране одна категория граждан, активность которых осенью, наоборот, резко повышается. Нет, конечно, мы не о тех, кто страдает расстройствами психики, мы о наших депутатах и чиновниках. За октябрь и еще не завершившийся ноябрь предложено немало резонансных законов. Одно перечисление их может занять газетную страницу, потому остановимся на самых громких. При этом надо сделать традиционное уточнение, что большинство наших законов и законопроектов направлено на пресечение, ужесточение и запрещение.

В натуре, нужный закон, блин!

Пожалуй, из последних только один закон направлен на воспитание доброго, вечного, светлого, а именно – закон о воспитании патриотизма (см. «Газета недели» № 41 (455)). Однако всё равно остается непонятным, как можно законодательно научить родину любить, обязать иметь крепкую многодетную семью и так далее. Остальные законы и инициативы направлены только на запрет.

Сенатор от Владимирской области Антон Беляков – прирожденный борец. Придя в политику, он боролся с Борисом Немцовым, ассоциацией «Голос» и почему-то с гомеопатией. Теперь вот решил объявить бой криминалу.

Беляков подготовил законопроект, который запретит распространять «пропаганду криминальной субкультуры». Поправки предлагается внести в законы «О СМИ», «Об информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Под пропагандой криминальной субкультуры Беляков предлагает понимать распространение «информации о социокультурных ценностях преступного мира, направленной на формирование привлекательности криминального образа поведения».

Сначала все решили, что инициатива сенатора направлена против «АУЕ». Это такое неформальное подростковое движение, захватившее Сибирь и Дальний Восток, расшифровывается как «арестантский уклад един». Подростки собирают дань в своих школах и училищах, деньги передаются криминальным структурам – «в общак», «на грев» – то есть для поддержки уже отбывающих срок преступников. Но сенатор «АУЕ» серьезной опасностью не считает. Тогда испугались и возмутились поклонники «Радио шансон». Певица Вика Цыганова – «русская водка, чёрный хлеб, селёдка» – выступила против законопроекта.

– Романтизация бандитского образа жизни – это протест общества в связи с тем, что в стране нет справедливости. Собчак и Бузова, которых постоянно транслируют на ТВ, – это то самое уродство, которое заставляет людей уходить в иллюзию борьбы, в поиск Робин Гудов, – рассказала Цыганова порталу URA.RU.

Как вы уже, наверное, догадались, главная опасность таится в интернете, именно там воспитывают молодых преступников и пополняют свои ряды криминальные структуры. С интернетом Беляков и предлагает бороться. Приведем пример из другой не криминальной области, но связанной с интернетом. В августе прошлого года в РФ был запрещен LinkedIn – социальная сеть для поиска и установления деловых контактов, сеть отказалась переносить свои серверы в Россию. Недавно была опубликована статистика: 40 процентов прошлых пользователей от LinkedIn отказались, 60 продолжают ею пользоваться. Вот это и надо учесть сенатору Белякову: современные молодые люди при необходимости обойдут любые запреты в интернете, придуманные взрослыми дядями.

Понятно, что главного в своих заявлениях и интервью Беляков рассказывать не стал. Почему подростков из Благовещенска или Тынды тянет к «АУЕ»? Да потому что иного пути в своей жизни, другого социального лифта они не видят, да и нет его, этого пути, закрыт этот лифт.

Ущемленная ценность

На той неделе депутаты Госдумы, члены комитета по законодательству одобрили заключение на законопроект о принципе взаимности в отношениях России с другими странами. Мы должны гордиться (или нет?), что одним из авторов законопроекта стала наша землячка сенатор Людмила Бокова. В самом проекте закона нет, по сути, ничего примечательного: депутаты хотят получить право самим – решением Госдумы или Совета Федерации – запрещать въезд в Россию иностранцев. ФСБ может это делать, правительство, а вот у депутатов не было своего самостоятельного права что-то запрещать, кого-то не пускать. Вот они и просят разрешить им запрещать, просят во второй уже раз, несмотря на отрицательный отзыв правительства. Понятно, что это наш очередной ответ Сенату и Конгрессу США, Евросоюзу и отдельно французской полиции в ответ на задержание Сулеймана Керимова.

За что же иностранцы могут попасть в немилость российским парламентариям? За действия, «угрожающие национальным интересам России либо ущемляющие охраняемые в России интересы личности, общества, государства или общепризнанные в России национальные, исторические, духовные, культурные либо иные социальные ценности». Не знаю, как вас, но меня в данном тексте насторожило слово «ущемлять» применительно к нашим ценностям.

Заглянем в толковый словарь Ушакова и узнаем, что ущемить значит «Сжать, сдавить что-нибудь между чем-нибудь, защемить. Ущемить палец. Ущемить грыжу. В переносном значении – стеснить в чем-нибудь, ограничить, уменьшить». Всё равно непонятно. На наш взгляд, ценности можно дискредитировать, оскорбить, принизить, на худой конец. И потом, согласитесь, это определение очень расплывчатое – «общепризнанные в России национальные, исторические, духовные, культурные либо иные социальные ценности». Пример бы привели, господа законодатели.

Вот, например, написанный в XVI веке «Домострой», предписывающий беспрекословное подчинение главе семьи. И многие в нашей стране до сих пор считают эту книгу руководством для семейной жизни. Но вдруг соберется в Россию какая феминистка, которая эти ценности не разделяет и, более того, резко выступает против. Будут ли наши депутаты считать, что это есть ущемление ценностей? Другой гипотетический пример: на наш чемпионат мира собирается ехать великий футболист Лео Месси. И, предположим, говорит, что не считает сборную России фаворитом турнира. Но мы нашу команду любим. Можно ли в этом случае считать, что аргентинец нам что-то ущемил – какие-то «иные ценности»?

Первый вариант этого законопроекта получил в свое время отрицательный отзыв правительства РФ. Будет логично, если правительство и во второй раз поступит аналогично.

И другие важные дела

Чем еще был заметен наш парламент этой осенью? Принят в первом чтении закон о защите животных. Этот закон зоозащитники и просто неравнодушные люди ждали семь лет. В третьем чтении принят закон, который запрещает размещать рекламу на квитанциях на квартплату. «Часто в целях экономии печатного места именно для размещения рекламы вся вышеуказанная информация [о коммунальных платежах], которая является обязательной, печатается самым мелким шрифтом и оказывается нечитаемой для некоторых категорий граждан, например, пенсионеров, людей с нарушением зрения», – написал в пояснительной записке автор законопроекта депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев еще в 2014 году. Кстати, после выборов 2016 года Литвинцева в парламенте не оказалось, но дело его, как выяснилось, живет и побеждает.

Но есть дела и важнее. Не так давно спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в ближайшее время парламентарии должны законодательно описать отношения человека и робота. Парламентариям, как объяснил спикер, надо знакомиться с темой предметно, учиться говорить на профессиональном языке – это необходимо, чтобы в итоге принимать качественные решения. Вот это размах, вот этот полет мысли. Какие перспективы открываются для законотворчества. Однако если остановиться и минуту подумать, то выясняется, что ничего изобретать не надо. Отношения человека и робота давно уже сформулированы американским (к нашему сожалению) писателем Айзеком Азимовым. Эти правила получили название трех законов робототехники. Для пользы депутатов, чтобы им не лазать по интернету, приведем эти законы.

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Тем же из народных избранников, кому Азимова покажется мало, посоветуем посмотреть американский сериал «Мир Дикого Запада» (Westworld). Там всё об отношениях человекообразных роботов и людей, даже любовь и секс присутствуют. После глубокой проработки этой темы можно приступить к подготовке закона об отношениях людей и инопланетян.

Или вот еще актуальная тема. Президент на Челябинском реакторном заводе говорил о противодействии метеоритным атакам. Уже какие-то – «на грани фантастики» – меры предпринимаются, подчеркнул Владимир Путин. Но законодательной базы нет, надо спешить. Тем более что уфологи ожидают атаки метеоритов на города Среднего Поволжья, в том числе, возможно, и на Саратов – родной город спикера думы.

Вот чем абсолютно не интересуются депутаты, так это состоянием экономики страны. Им, наверное, достаточно слов Вячеслава Володина: «Справились с падением, вышли из стагнации. Можно говорить, что до конца года экономика начнет расти». Посему никаких запросов о трехлетнем падении доходов населения от депутатов не поступает. Или они не знают, что у 36 процентов граждан РФ больше нет денег даже на обязательные расходы. 23 процента населения не могут оплатить жилищно-коммунальные услуги. 39 процентам граждан не хватает денег на покупку необходимой обуви, одежды или продуктов. (Данные НИУ «Высшая школа экономики».) Защитить ущемленные скрепы или поговорить о роботах куда интереснее.

И еще об экономике. ТАСС сообщает, что Госдума отклонила законопроект, предусматривающий восстановление индексации пенсий всем работающим пенсионерам. Документ в нижнюю палату парламента внесли депутаты партии ЛДПР.

В отрицательном заключении говорится, что в документе не определены источники, из которых должны выделяться средства на индексацию.

При этом думский комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал депутатам принять закон об индексации пенсий бывших прокуроров, следователей, а также членов их семей. В 2018 году на эти цели потратят 2,5 миллиарда рублей.