Правило одной буквы

Оценить
В России введён штраф за отсутствие знака «Ш». Водители говорят, что это просто лишний повод для поборов

С весны текущего года владельцы авто на шипованной резине могут быть оштрафованы, если их машины не оснащены предупреждающим знаком «Ш» («Шипы»). Теперь знак обязателен, так как считается, что шипованная резина сокращает тормозной путь, и водитель едущей сзади машины должен иметь это в виду. Однако ряд автовладельцев видят в новом правиле скорее финансовый смысл. Чтобы разобраться в проблеме, «Газета недели» пообщалась с автоэкспертами и сотрудником ГИБДД.

Рождённый в СССР

По закону, вступившему в силу в апреле, за отсутствующий знак «Ш» водитель автомобиля на шипованной резине должен будет отдать 500 рублей. Аналогичную сумму он выложит и в том случае, если знак на его машине не будет соответствовать установленным параметрам (форме, размеру и пр.). Более того: дорожный инспектор может вообще запретить дальнейшее движение авто, т.к. отсутствие знака включено в перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена.

Однако с новыми правилами согласны не все. Месяц назад на сайте change.org появилось обращение, призывающее отменить обязательную установку знака «Ш». Петиция адресована Госдуме и правительству России. По мнению её авторов, предупреждение о шипованной резине было актуально лишь во времена СССР: тогда зимние и летние покрышки действительно отличались только шипами, наличие которых сильно влияло на тормозной путь.

«Автомобилей с шипованной резиной было мало, и требовалось предупредить остальных участников дорожного движения о том, что у едущей впереди машины тормозной путь значительно короче, чем привыкли водители», – поясняется в петиции.

Но в 21 веке ситуация совсем иная. Езда на специальной резине в зимний период стала не просто привычной, а обязательной для всех водителей. К тому же сейчас можно использовать в том числе и нешипованные покрышки (т.н. «липучку»), которые тоже сокращают тормозной путь, однако для них никакого предупреждающего знака не предусмотрено. «Поэтому данная норма закона, введенная весной 2017 года, служит только для сбора штрафов, вносит дополнительную коррупционную составляющую в работу органов ГИБДД и абсолютно нелогична», – делают выводы авторы петиции. На данный момент обращение подписали около 1,5 тысячи человек.

Знак с вопросом

Оценить доводы противников знака «Ш» мы попросили сотрудника саратовской службы ГИБДД. Он согласился дать комментарий на условиях анонимности.

«Спорно говорить, что это было сделано только для того, чтобы деньги собирать, – поделился мнением собеседник. – На мой взгляд, такие решения не могут приниматься без технического обоснования. Так что, пожалуй, определённая целесообразность здесь имеется. Наверное, когда такие решения принимаются, про безопасность тоже думают». Тем не менее, как признался полицейский, сам он на знак «Ш» внимания не обращает: «Какая разница, есть у водителя шипы или нет. Главное, чтобы у вас была возможность вовремя остановиться. Висит у него один такой знак, два или даже три – если в сложных погодных условиях вы не будете держать дистанцию, которую сами должны рассчитать, то это может привести к неприятным последствиям». При этом сотрудник добавил, что «лишним такое предупреждение, наверное, всё же не будет».

Ритуал «Ш»

Более бескомпромиссную позицию занимают представители общественности. Однозначно бессмысленным знак «Ш» считает председатель саратовского регионального отделения «Всероссийского общества автомобилистов» Дмитрий Зиновьев: «То, что он не нужен, это на самом деле так. Зимой и так всем должно быть понятно, что в большинстве случаев автомобиль впереди едет на шипах. По крайней мере, в нашем регионе». По словам Зиновьева, сегодня ситуация со знаком уже доходит до абсурда: «В Москве гаишники начинают ширину каёмки мерить, чтобы она была ровно 10 процентов (по правилам, знак должен быть треугольным, а красная каёмка вокруг него должна составлять 1/10 стороны этого треугольника. – Прим. ред.)».

С бесполезностью знака «Ш» согласен и председатель комитета по транспорту саратовского отделения организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Роман Репин: «Я думаю, это какие-то ритуальные действия, направленные на то, чтобы показать, что работа ведётся, контроль осуществляется, законодатели «законодают»... Толку от этого никакого. Вместо того чтобы заняться уборкой улиц и ремонтом тех дорог, что в стороне от улицы Рахова, предпринимаются какие-то церемониальные действия».

Раньше было лучше

С апреля в России стали обязательными ещё ряд знаков: «Перевозка детей», «Глухой водитель», «Учебное транспортное средство», «Начинающий водитель» и пр. Отсутствие их также может стать поводом для штрафа и запрета на эксплуатацию машины.

По словам анонимного сотрудника ГИБДД, он ввёл бы ещё знак, предупреждающий, что за рулём находится женщина: «Всё-таки у женщин работает другое полушарие мозга, поэтому варианты её решений на дороге возможны всякие». В ходе беседы полицейский с ностальгией отметил, что когда-то к предупреждающим знакам в России относились с большим вниманием: «Помните, вешали медицинские кресты на своих машинах. По ним было видно, что едет врач. Таким образом реально человеку можно было жизнь спасти в какой-то внештатной ситуации».