Врачу в школе не место?

Оценить
Здоровью учеников угрожают бедность учебных заведений и пробелы в законах

Ровно год назад в России стартовал пилотный проект «Школьная медицина», инициированный федеральным министерством здравоохранения. Планируется за два года создать «современную модель здоровьесбережения обучающихся». Проект обкатывают в пяти регионах – на Ямале, в Якутии, Ростовской, Смоленской и Тамбовской областях. По итогам предполагается внести изменения в федеральное законодательство. Как полагает министерство, молодые кадры хлынут в первичное звено (в том числе в школьные медкабинеты) благодаря реформе медицинского образования, о которой уже рассказывала «Газета недели», – теперь для поступления в ординатуру нужно отработать несколько лет участковым терапевтом или педиатром. Кроме того, в некоторых медвузах началась подготовка бакалавров по новой специальности «школьная медицина» – это будут медсестры с высшим образованием. О том, что происходит со школьной медициной в Саратовской области, поговорили участники круглого стола в региональной думе.

Сделай то, не знаю что

Лицензирование медицинских кабинетов стало головной болью школьных директоров еще лет десять назад. Законодательство, определяющее требования к медкабинетам, менялось несколько раз, но так и не приблизилось к реальным условиям, в которых существуют многие учебные заведения. Например, согласно СанПиН медицинский блок должен состоять из кабинета врача площадью 15 квадратных метров и процедурной площадью 12 «квадратов», помещения должны находиться на первом этаже. Нужно провести туда водопровод, сделать ремонт, выполнить требования по качеству отделочных материалов, освещению, температуре. Закупить специальную мебель, холодильник, лекарства и оборудование, в том числе такое, которое будет востребовано раз в год при приезде в школу узких специалистов для проведения диспансеризации (например, офтальмологическая таблица и плантограф – прибор для определения плоскостопия). По некоторым подсчетам, на сбор документов образовательные учреждения тратили по полтора года.

Те школы, которые всё-таки совершили невозможное, получили лицензию и ввели медика в штат, столкнулись с новой проблемой: медсестра, работающая в учебном заведении, получает меньше, чем её коллеги в поликлиниках и больницах, поскольку стимулирующие доплаты в образовании рассчитываются не так, как в медицине. У неё нет возможности дополнительно заработать за счет дежурств, не начисляется льготный стаж, да и простой шоколадки от благодарных пациентов не дождешься. Найти желающих на такую вакансию непросто.

Из ситуации был найден остроумный выход: школа оплачивает ремонт и оснащение кабинета, передает его в безвозмездное пользование ближайшей поликлинике, а та уже своими силами хлопочет о лицензии и выплачивает жалование своему сотруднику, работающему в школьном кабинете. Именно так поступило большинство школ во многих регионах, в том числе в Саратовской области. Но, как оказалось, это не решило всех сложностей.

Как следует из информационных материалов, подготовленных областной думой, сейчас в школах региона работают 533 медкабинета. Только 67 процентов из них имеют лицензию. 176 пунктов, по выражению заместителя руководителя регионального управления Роспотребнадзора Светланы Сергеевой, «никогда не получат лицензию, так как не имеют необходимого набора помещений». В 334 школах медицинских кабинетов нет вообще, потому что эти учебные заведения располагаются в приспособленных помещениях или считаются малокомплектными. Как пояснила заместитель министра образования Валерия Ушакова, ученикам тех школ, в которых медкабинет отсутствует или не лицензирован, «первичная медико-социальная помощь оказывается на базе учреждений здравоохранения». Чаще всего речь идет о ближайшем федьдшерско-акушерском пункте (если, конечно, он не был оптимизирован раньше малокомплектной школы).

Один за всех

«Тридцать процентов школьных медицинских кабинетов, которые оформлялись на последние деньги, опечатаны, так как нет специалистов. В половине школ Саратова нет врачей, укомплектованность медсестрами – 70 процентов, на селе ситуация еще хуже», – сказал на заседании круглого стола председатель образовательной комиссии общественной палаты Сергей Цикунов.

Как указано в информационных материалах к заседанию, в целом по области школы укомплектованы врачами на 80 процентов, причем каждый третий из них работает по совместительству. Год назад ситуация была хуже: укомплектованность составляла 65 процентов, совместителями были 40 процентов школьных врачей. Не хватает и среднего медперсонала: только в 89 процентах школ есть медсестры, каждая четвертая из них трудится по совместительству.

Как правило, медработник, числящийся в штате лечебного учреждения, проводит в школе лишь несколько часов в день (и это еще при удачном стечении обстоятельств, ведь в поликлинике тоже не хватает врачей и медсестер, зато авральный гриппозный сезон длится почти полгода). «Конечно, школе нужен медик на полный день: утром для проверки продуктов в пищеблоке, для проведения «утреннего фильтра» учеников и в течение дня на случай травм», – сказала Валерия Ушакова.

Как добавила уполномоченная по правам ребенка Татьяна Загородняя, в школах с шестидневкой медик должен находиться и в субботу. Она напомнила случай в школе № 47, который произошел в декабре прошлого года: 13-летний ученик во время драки с одноклассником упал и сильно ударился головой (учительница музыки в тот момент вышла из кабинета). «Это была именно суббота, никаких медработников в школе не оказалось. Помощь мальчику оказала учительница биологии, смогла наложить повязку и остановить кровь. Скорая приехала через 40 минут», – сказала Загородняя.

Примечательно, что в большинстве школ области врач не сможет работать полный день из-за ограничений в законодательстве. По нормам, принятым в 1960-х годах, один врач полагается на тысячу обучающихся. По словам Ушаковой, в регионе всего около сотни школ с численностью учеников больше тысячи человек.

Всего в Саратовской области 220 тысяч школьников. В структуре заболеваемости детей от 7 до 17 лет первое место занимают болезни органов дыхания, второе – органов пищеварения, третье – органов зрения. Абсолютно здоровыми считаются только 17,3 процента учеников.

Выучат и вылечат

Парламентарии интересовались, есть ли в учебных заведениях врачи-специалисты. Присутствовавшие на заседании директора школ смотрели на спрашивающих с некоторым умилением. Депутат Леонид Писной напомнил, что когда-то в школах работали стоматологические кабинеты. «У нас нет такого количества медиков, чтобы в каждую школу еще и стоматолога посадить, – объяснила заместитель министра здравоохранения Ольга Полынина. – Оборудование для таких кабинетов пришлось бы покупать за счет школы, а это не меньше миллиона рублей».

Депутат Александр Анидалов спросил, обеспечат ли школы медицинскую помощь детям с сахарным диабетом: «Если такой ребенок приходит учиться, медсестра будет присутствовать в школе весь день?». «Нет-нет, – поспешно ответила замминистра образования Валерия Ушакова. – Никто никаких инъекций им делать не будет. Такие дети сами обучены. Ребенку просто предоставят место, где он сможет сам сделать, что ему нужно, и перерыв, чтобы покушать».

Как рассказала главврач саратовской детской поликлиники № 2 Татьяна Сорокина, из 8,5 врачебных ставок в дошкольно-школьном отделении заняты четыре, медсестрами отделение укомплектовано на 30 процентов. В нынешнем году в поликлинику пришли пять выпускников СГМУ (всего в первичное звено региона поступили на работу 90 молодых педиатров), «но только одна из них согласилась пойти в дошкольно-школьное отделение, остальные пожелали нарабатывать лечебную практику, чтобы в дальнейшем совершенствоваться в ординатуре». Работа школьного врача – это в основном профилактические мероприятия и заполнение бумаг (по словам Сорокиной, ни в одном из медкабинетов закрепленных за её поликлиникой школ нет компьютера), успешных и амбициозных молодых медиков это направление не привлекает.

Решить кадровую проблему планируется при помощи бакалавров школьной медицины – медсестер с высшим образованием. Подготовка по новой специальности началась в 2016 году в некоторых медвузах страны. Первые выпускники появятся в 2019-м. Как отметила Ольга Полынина, пока не решено, к какой категории будут относиться новые специалисты – к высшему или среднему медперсоналу. Замминистра выразила уверенность, что их «зарплата будет достойной». Выплачивать её планируется за счет фонда ОМС.

В крайнем случае в прорыв бросят самих учителей. В июле прошлого года в федеральный закон об образовании были внесены поправки, предписывающие обучать педагогов навыкам первой помощи. В ноябре нынешнего года глава комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов заявил о необходимости законодательно закрепить эту обязанность за учителями. По словам Морозова, такие изменения позволят «перевести общение педагога и родителя на иной уровень». На базе СГМУ уже открыты соответствующие курсы для учителей.

«Мы уже пришли к тому, что надо научить учителей лечить. Чувствую, со временем эта почетная обязанность будет переложена на них полностью», – отметил Сергей Цикунов.


[кстати сказать]

«Медсестры запаса»

Ольга Ереклинцева, директор средней школы села Елшанка Воскресенского района: «Здание нашей школы построено в 1996 году. У нас были медицинский и стоматологический кабинеты. Работу стоматолога оплачивало управление образования. Потом финансирование стало уменьшаться, ставку стоматолога сократили. Врач не уехала из села, открыла частную практику. Четыре года назад мы лицензировали современный медкабинет. Помещение, где работал стоматолог, превратили в процедурную. Оборудовали на последние копейки, обучили медсестру. Но оказалось, что по СанПиНу на прививки нужно ходить в поликлинику. Работа нашей медсестры финансируется за счет управления образования, у неё маленькая зарплата, не идет льготный стаж. Кроме того, не решен вопрос с медосмотром учителей. Каждый педагог должен ежегодно проходить медосмотр, это стоит около 2 тысяч рублей. При помощи прокуратуры мы через суд взыскали с районного бюджета расходы за 2015 и 2016 годы, по 2017-му ведем борьбу».

Ирина Шеремет, директор саратовского лицея № 107: «Нашему зданию 15 лет, условия для размещения медкабинета здесь были предусмотрены проектом. Сегодня врачи поликлиник смотрят на школьные медкабинеты, как Золушка на королевский дворец, – настолько хорошо у нас всё оборудовано. У нас заключен договор с поликлиникой, но врач не может приходить каждый день, так как в поликлинике не хватает сотрудников. В течение дня с 8.00 до 17.00 в школе находится медсестра. Когда кончаются бинты, салфетки, она несет мне «Требование» – эта бумага так и называется – с перечнем того, что нужно купить. По закону я не должна выделять на это средства, это обязанность поликлиники, но покажите мне хоть одного директора, который в такой ситуации ответит отказом».

Марина Михайлова, директор базарно-карабулакской средней школы № 2: «Когда наша медсестра находилась в штате школы, она получала 7666 рублей оклад и 2 тысячи рублей стимулирующей доплаты. Теперь она перевелась в больницу, оклад там такой же, но стимулирующая – 3,5 тысячи, плюс есть возможность подработать на дежурствах. Сейчас медсестра работает у нас по совместительству на полставки. По её запросу мы закупаем для медпункта перечень медикаментов, за их наличием следят Роспотребнадзор и прокуратура. У школы нет лишних денег, у родителей тоже, поэтому обращаемся к спонсорам. Когда медсестры нет на месте, куда бегут дети в случае нештатной ситуации? К учителю. Двадцать лет назад в пединституте была медицинская кафедра, мы все считались медсестрами запаса. Теперь педагоги должны пройти курсы, но по закону мы не имеем права оказывать медицинскую помощь ребенку без письменного согласия родителей.