Бодался потребитель с поставщиком
Вроде бы государство заинтересовано в том, чтобы граждане самостоятельно строили себе дома. Оформляются участки под индивидуальное строительство, действует закон о дачной амнистии, выделяется земля для строительства домов многодетным семьям. Но зачастую оказывается, что построить дом гораздо проще, чем провести в него необходимые коммуникации.
Например, в Саратовской области поставщики электричества зачастую не встречают нуждающихся в электрификации жилищ с распростертыми объятиями, а, напротив, ставят их в неудобные позы.
Об уловках ресурсников стало известно на самом высоком уровне, вот и появилось постановление правительства РФ от 27.12.2004 № 861 с длинным названием, начинающимся со слов «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг...». Согласно этому документу стоимость подсоединения к электрическим сетям составляет 550 рублей, если присоединенная мощность не превышает 15 кВт. Что вполне достаточно для жилого дома.
Герой нашей сегодняшней публикации Николай, отлично осведомленный о возможности подключения электричества за 550 рублей, решил провести свет в свой дом. Эпопея длится второй год. На данном этапе он обратился за помощью к президенту Путину. Но обо всем по порядку.
«Мы всем так делаем»
Началось всё в сентябре 2016 года.
Буквально за забором участка Николая проходит линия электропередач НЭСК («Независимая электросетевая компания»). В эту компанию он и отправился.
Николаю выдали на клочке бумаги так называемый «Процесс подключения заявителя к электросетям ЗАО «НЭСК», в котором значился список необходимых документов. В их числе ксерокопии паспорта, свидетельства на землю и (или) дом и чек на оплату подключения – на те самые 550 рублей.
Всё было исполнено в кратчайшие сроки, и 21 сентября 2016 года наш герой заключил договор № 181/П.
В тексте договора был пункт, который вызвал у заявителя некоторое смятение: к электросетям присоединяется жилой дом. Дом у Николая в натуре, конечно, есть, но пока он находится в стадии оформления. То есть де-юре его нет. Он об этом без утайки рассказал и предложил в договоре каким-то образом отразить. Его успокоили, мол, не волнуйся, мужик, «мы всем так делаем».
Получив на руки договор № 181/П и прилагаемые к нему технические условия (ТУ) подсоединения, обнадеженный Николай отправился восвояси.
Николай, понятно, даже не подозревал, что это «мы всем так делаем» в дальнейшем обернется серьезной проблемой.
Смонтировать электросеть в условиях конкуренции
В ЗАО НЭСК Николай поинтересовался, могут ли специалисты сетевой компании провести электромонтажные работы в его доме в рамках выданных техусловий. Конечно, могут, но в НЭСК свято чтут закон о конкуренции, поэтому сделать разводку электросети с необходимыми элементами безопасности могут в любой компании. Но при этом порекомендовали обратиться в лабораторию «Покровск-Комплект».
Стоимость услуг рекомендованной лаборатории показалась Николаю несколько завышенной, ему удалось электрифицировать свое жилище дешевле. Специалисты «Покровск Комплекта» не нашли изъянов в выполненных работах, и вскоре Николаю был выдан отчет о выполненных ТУ, к которому были приложены сертификаты на материалы и оборудование.
В начале октября 2016 года, как и требовалось по договору 181/П, пакет документов о выполнении ТУ Николай отнес в НЭСК.
Не надо думать, что всё это время Николай сидел в потемках при свечах. В доме есть генератор, работающий на бензине. Что дорого и неудобно. Очень хотелось ускорить процесс электрификации жилья. В выданной при обращении в НЭСК инструкции, именуемой «Процесс подключения», написано, что после сдачи отчета его вызовут в ЗАО НЭСК в течение недели, а затем произойдет вожделенное подключение. Прошла неделя, другая, месяц. После неоднократных звонков и визитов в НЭСК 23 ноября Николай отправил письменную претензию. Это был вопль возмущенного потребителя: когда же всё свершится и доколе ему терпеть?
Оказалось, что срок страданий заявителей установлен всё тем же постановлением 861 и составляет 4 (четыре) месяца, о чем известил Николая директор НЭСК Дмитрий Коробков. В общем, сидите ровно и не чирикайте до 7 февраля 2017 года.
Радость случилась раньше. 9 января 2017 года появились электрики, и свет подключили.
Осталось согласно пресловутому «процессу подключения» отправиться со своим договором подключения в «Электросбытовую компанию» и заключить договор электроснабжения, проще – на оплату электроэнергии.
При внимательном изучении акта выполненных работ Николай обнаружил, что работы по подключению велись «на стройплощадке жилого дома», в договоре 181/П речь шла о жилом доме, что вызвало легкую тревогу.
Несмотря на заверения монтера, мол, документы сами привезем, через пару недель Николай отправляется в НЭСК. На дворе было начало февраля. Состоялся радостный диалог. Оказывается, каждая сторона ожидала другую, наконец-то встреча произошла.
Начало мытарств
К изумлению Николая, подписать ему предложили вовсе не 181/П от 21 сентября 2016 года, а новый договор на временное подключение стройплощадки жилого дома № 3В/П от 9 января 2017 года, к нему прилагались заявка и ТУ. Но ведь заявку-то Николай подавал на жилой дом! А заявку, ТУ и договор на подключение стройплощадки не подписывал, хотя предлагал сделать это еще при составлении договора 181/П, но услышал: «Мужик, мы всем так делаем!».
Николай предложил внести, с обоюдного согласия, изменения в договор 181/П. Пусть вместо дома будет стройплощадка, он согласен с изменением объекта подключения, тем более в рамках договора выполнены ТУ и подключение. Но в НЭСК почему-то настаивают на подписании январского договора. Николай не понимает, почему нельзя устранить разногласия в рамках действующего. И что кроется за упорством ресурсоснабжающей организации, нет ли тут какого-то подвоха? Ведь льготным считается договор от 21 сентября 2016 года 181/П, по которому за подключение платится 550 рублей. А новый льготный договор можно заключить только через три года.
И почему, не аннулировав указанный договор, поставщик вынуждает его подписывать новый? Возможно, этот договор коммерческий, по которому условием подключения предусмотрена совсем другая цена за присоединение? Николай подозревает, что по новому договору это может быть сумма с четырьмя, если не с пятью нулями.
Нашего героя пытаются сделать виноватым: из одной из его претензий в НЭСК выяснили, что дом не оформлен, посему и подключить его нельзя. Но ведь он сразу говорил в НЭСК, что документы у него есть только на землю! И именно их он и предоставил вместе с заявкой на подведение электричества! В результате: НЭСК отказывается внести изменения в договор 181/П, аннулировать его тоже не считают нужным, Николай отказывается подписать договор 3В/П.
Где правда?
Тем не менее, свет в доме был, но оплачивать его Николай не мог из-за препон НЭСК, хотя при каждом удобном случае, в частности, в претензиях и при обращениях в прокуратуру, подчеркивал, что готов оплачивать электроэнергию согласно действующему тарифу. Но стать честным плательщиком никак не удается.
Поскольку к консенсусу стороны не пришли, Николай пытался воздействовать на сетевиков начиная с весны 2017 года. Жаловался в прокуратуру, начав с районной и продолжив городской, ходил на прием к прокурору города, его отправляли в Управление федеральной антимонопольной службы, в Роспотребнадзор. Из УФАС его опять направляли в прокуратуру. И так по кругу. В общем, тот еще футбол. Папка, в которой хранятся претензии, обращения, ответы из разных инстанций стремительно толстеет, результата – ноль.
Но свет в доме был, и вдруг 3 октября произошло короткое замыкание. Разобравшись и устранив причину сбоя, Николай подключил рубильник УЗО в своем доме, но, оказалось, сработало аварийное устройство и в щитке на столбе. И щелкнуть выключателем в этом щитке никак нельзя – Николая нет в списке абонентов! И вернуть ему свет возможно, только если Николай подпишет договор от 9 января. Ну, вы помните...
Николай написал письменную заявку в НЭСК с просьбой об устранении отключения. Реакции не было. И вновь походы в прокуратуру. На одном из приемов счастье чуть было не улыбнулось ему. Сотрудник прокуратуры Саратова Родвигов, который уже занимался проблемой Николая, по памяти набрал номер телефона. Как понял Николай, юриста НЭСК. После короткой беседы (говорит ли вам что-то фамилия такого-то, решаем ли вопрос) Родвигов предложил проехать в ЗАО НЭСК, мол, там Николая ждут и вопрос его решится. Опрометью бросился Николай с Большой Казачьей на улицу Сетевую за поселком Юбилейным. И всё равно не успел: юрист уже покинула рабочее место. После этого Николай опять побывал на приеме у прокурора города. Мер никаких предпринято не было, хотя в прокуратуре хорошо известно, что Николай, готовый платить за свет, сидит без этого самого света. «Может, я что-то не так делаю? Объяснили бы мне!» – недоумевает Николай.
В отчаянии он написал обращение на сайт Президента, изложив проблему. 23 октября пришел ответ. Его обращение направлено в правительство области, поскольку там его еще не рассматривали. На 22 ноября Николая записали на прием к министру промышленности и энергетики Андрею Куликову. Выяснилось, что давать указания частной структуре не в компетенции министра. Проблема не решилась. Теперь, сидя по-прежнему в потемках, наш герой раздумывает, что делать: попросить солнечные батареи у Путина или всё же идти в суд. Соответствующее заявление он подготовил.
P.S. В ЗАО НЭСК нам пояснили, что о проблеме Николая хорошо осведомлены. Что готовы к сотрудничеству с потребителем и при достижении взаимопонимания электроэнергию могут подключить хоть завтра. Что все ответы в прокуратуру и в профильное министерство организация дает в срок и в соответствии с законом. Добиться однозначного ответа, будет ли новый договор льготным или коммерческим, не удалось, поскольку «надо изучать документы».