«Знакомьтесь – Билли Уайльдер»
В московском издательстве с трудным названием «Роузбад Интерэтив» вышла книга Кэмерона Кроу «Знакомьтесь – Билли Уайльдер». Прежде чем обратиться к самой книге (вышедшей на языке оригинала в 1999 году и переведенной 18 лет спустя), скажем несколько слов о её авторе.
Кэмерон Кроу (не путать с Расселом Кроу!) – сценарист некогда культового фильма «Быстрые перемены в школе Риджмонт-Хай» (1982), постановщик таких известных фильмов, как «Ванильное небо» (2001), «Джерри Магуайр» (1996), «Почти знаменит» (2000, за сценарий Кроу получил премию «Оскар»).
Теперь перейдем к главному герою, фильмы которого известны даже тем, кто не знает фамилии Уайльдера. Потому что этот могучий старик, проживший 96 лет, был постановщиком лучшей американской комедии ХХ века – «Некоторые любят погорячее», в нашей стране известной под названием «В джазе только девушки». Дебютировал Уайльдер в далеком 1939 году как сценарист фильма «Ниночка» с Гретой Гарбо, а среди картин, снятых им в качестве режиссера, можно назвать «Сабрину», «Зуд седьмого года» (именно оттуда взят кадр, где Мэрилин Монро придерживает подол платья), «Свидетель обвинения» (по Агате Кристи, с Марлен Дитрих в главной женской роли) и пр. В конце 90-х Кроу впервые познакомился с голливудским мэтром, потом они начали общаться.
Эта книга – не жизнеописание Уайльдера и не его монолог, записанный Кроу, а беседа двух людей: поколения разные, опыт разный, но оба одинаково любят кино. «Для Уайлдера Кроу – не просто назойливый поклонник и въедливый биограф, а ученик, коллега и, в конце концов, близкий друг, с которым можно посмотреть спортивный матч, – отмечает один из первых рецензентов книги. – Уайлдер же для Кроу – не только создатель великих фильмов, но прежде всего яркая личность. Психологический портрет собеседника автору важен не меньше, чем творчество. И потому всё то, что обычно остается «за кадром» интервью, Кроу, наоборот, бережно сохраняет в тексте».
Интересный факт: Уайльдер, чьи родственники погибли в Освенциме, хотел завершить свою кинокарьеру постановкой «Списка Шиндлера», но, как известно, Стивен Спилберг его опередил. «Я снял бы по-другому – что ещё не значит лучше, – рассказывает Уайльдер. – Я хотел отдать дань памяти своей маме, бабушке и отчиму. Спилберг – замечательный режиссёр. Даже когда ему было двенадцать, он уже был талантливым режиссёром. Особенно в своих картинах для детей... Но мой «Список Шиндлера» – это было бы что-то от самого сердца...»