Люди злятся, а внимания на них – ноль
Вы удивитесь, но главная проблема у областного фонда капитального ремонта – не в том, что жители плохо платят взносы. Ещё хуже дело обстоит с подрядчиками, готовыми ремонтировать дома. Они отказываются работать с фондом. Об этом рассказал Виталий Карпов, председатель комитета по ЖКХ в администрации города Саратова.
На заседании комиссии по ЖКХ в Саратовской городской думе в минувший вторник заслуживали информацию о реализации областной программы капремонта. Депутатам эта информация очень не понравилась.
Даже половину обещанного не смогли выполнить за три года
До конца 2017 года остался какой-то месяц. Но программа капремонта в городе Саратове фактически сорвана. Собирались отремонтировать почти тысячу многоквартирных домов (МКД), но отчитываются всего о 387. По остальным работы зависли на разных стадиях.
В 91 доме ремонт сделан «частично». (Это означает, что подрядчик не закончил работу из-за недостатка материалов, денег, людей и других проблем.)
40 домов из программы вычеркнули, потому что признали, что хоть с ремонтом, хоть без ремонта, они всё равно в обозримом будущем развалятся.
226 МКД ждут разработки проектной документации на определенные для них ремонтные работы.
На 150 многоквартирных домов не нашлось подрядчиков. В основном эти дома ремонтируются из общего котла, который собирается на счёте регионального оператора.
29 многоквартирных домов тормозят процесс, договариваясь о переносе первоначально намеченного срока капремонта. Это в основном те дома, где собственники помещений приняли решение копить деньги на капремонт на собственном спецсчёте, а не у регоператора.
Пассивные участники программы капремонта собрали денег в три раза меньше, чем активные
За три года все уже разобрались, что взносы на капремонт можно платить на спецсчетах дома и на общий областной счёт, то есть понимая, куда они будут истрачены, и «в никуда». Ясно, что те, кто знает, за что и на что платят, оказались более дисциплинированными. За три года на спецсчета многоквартирных домов собрано 1 млрд 789 млн рублей.
Около 60 процентов многоквартирных домов в Саратове оказались пассивными участниками капремонта. Они отправляют свои взносы «на деревню дедушке», то есть в общий котёл, чтобы потом кто-то другой придумал, что в их доме требует капремонта и когда до него дойдёт очередь. Тем не менее, за три года собственники жилья в этих пассивных домах «накапали» на счёт регионального оператора 578,5 млн рублей. Эта сумма составляет 59 процентов от начисленной.
Как выясняется, с должников сдерут в конце концов гораздо больше, чем с тех, кто покорно смирился с ежемесячными поборами еще в 2014 году. С сентября 2017 года должникам на долг ежедневно начисляется пеня. И если собственник маленькой однокомнатной квартиры вообще ни разу не платил взносы за капремонт, то с начала нынешней осени его долг примерно в 8 тысяч рублей из-за пени зашкалил уже за 9 тысяч. Так что единственный кандидат на должность нового директора фонда Андрей Семёнов может довольно потирать руки, готовясь пересчитывать эти дополнительные платежи. «От них никто не уйдёт», – уверены в фонде капремонта Саратовской области. Эта некоммерческая организация уже наняла специальную фирму, которая начала подавать мировым судьям исковые заявления на взыскание неуплаченных взносов региональному оператору. Заплатят нанятой фирме из денег, собранных на капремонт. Других у фонда нет.
«Имеет место быть нарушение дисциплины с платежками»
На заседании депутатской комиссии фонд представляла заместитель генерального директора Вера Прохорова – блондинка средних лет из тех, с которыми спорить себе дороже, потому что на своём мнении они стоят насмерть. Но депутат Саратовской городской думы Юрий Ерофеев всё же отважился это сделать, попытавшись доказать, что фонд сам виноват в том, что не все ему платят взносы на капремонт. Депутат рассказал, что у него есть помещение для приёмной – «всё зарегистрировано, всё как положено», но фонд только через год после заселения выставил ему платежку со взносами скопом за 12 месяцев. «Нельзя так платёжки составлять, – сказал депутат, не сомневаясь в том, что его случай не единичный. – Я так понимаю, что очень многие получили такие платежки на приличные суммы. И людей такое ваше отношение возмущает, люди злятся. Я так понимаю, что недобор будет продолжаться. И этот недобор неправильно ставить в вину неплательщикам. Извините, у нас не миллионеры живут в Саратове. Я людей понимаю прекрасно. У каждого бюджет скромный, по рублю расписан».
Замгендиректора Вера Прохорова признала, что «имеет место быть нарушение дисциплины с платежками». Но, по её словам, органом, уполномоченным разносить платежные документы, является не фонд капремонта, а управляющая компания. При этом у фонда нет судебных претензий к управляющим компаниям. А вот к людям есть. Потому что именно собственники жилья должны бежать со всех ног, чтобы выполнить часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ. «Никто не отменял обязанность собственника по оплате данных взносов. Граждане должны относиться к своим обязанностям серьёзно. И есть люди, которые сами приходят в фонд и просят выдать им платежки за капремонт». Так говорит Вера Сергеевна.
Замгендиректора забыла о возможности рассрочки для самых бедных или сознательно скрыла её?
Депутат Евгений Чернов поинтересовался, пойдёт ли фонд на реструктуризацию задолженности взносов за капремонт. Ведь если она депутатов пугает, то простые-то люди вообще в ступор могут впасть, увидев квитанцию с платежами за год, а то и за несколько лет.
«Вы понимаете, что у людей нет сразу 15 тысяч рублей!» – депутат Юрий Ерофеев поддержал коллегу Чернова. Снова вспомнив свой долг, Юрий Владимирович пообещал, что он его заплатит. «Но людям, что, кредит на то, чтобы расплатиться с фондом, брать? – Вы интересно рассуждаете: кто-то должен волноваться за ваши взносы. Это вы должны переживать и ходить в регистрационную палату, которая у вас под боком, и отслеживать там реестр собственников. Вы должны понимать, что есть люди, которые не смогут заплатить сразу. А когда один долг начинает расти, то на каком-то этапе человек машет рукой и перестаёт за всё вообще платить».
Вера Прохорова строго окинула взглядом сидящих перед ней депутатов, радеющих за каких-то людей и за какую-то рассрочку. И сообщила этим наивным народным трибунам, что действующее законодательство не предусматривает реструктуризации долгов перед фондом капремонта.
Тут кто-то вспомнил, что недавно вопрос про рассрочку накопленных неоплаченных взносов поднимался на собрании общественной палаты. И представители фонда там клялись и божились, что реструктуризация будет. И что людям нужно просто прийти в фонд и написать заявление.
Вера Сергеевна не подтвердила эту информацию. Странно, что заместитель генерального директора не объяснила, что написать заявление о рассрочке некоторые граждане на самом деле могут. Судя по документам, размещенным на сайте фонда, растянуть уплату задолженности по платежам на год могут те, кто имеет право на государственную субсидию по оплате услуг ЖКХ, но не может её получать из-за неоплаченных взносов на капремонт.
Компетентные комиссии отобрали единственного претендента на должность генерального директора фонда капремонта Саратовской области. Так что скоро главным распорядителем средств регоператора станет Андрей Семёнов. Он работал замгендиректора в фонде, а вообще-то – выходец из ФСБ. Трудился на оперативных должностях, затем возглавлял блок экономической безопасности. Кто ещё не понял, что взносы скоро заплатят все, тот поймёт.
Лифты пока в программу капремонта официально не вписаны
Депутат Юрий Ерофеев поинтересовался, почему по программе капремонта не заменяют лифты. Ведь давно известно, что в Саратове скоро три тысячи лифтов выйдут из строя. Коллеги сочли этот вопрос важным и напомнили чиновникам, что в старых домах с плохими лифтами живут люди пожилые, которым будет тяжело подниматься по лестницам.
Виталий Карпов просветил депутатов, что три года фонд в соответствии со своей программой ремонтировал в Саратове в основном системы отопления, водоснабжения и крыши. Карпову известно, что лифты в старых домах областного центра активно начнут останавливать с 2020 года. Администрация Саратова неоднократно инициировала совещания в областном минстрое для разработки мероприятий по обновлению лифтового хозяйства. Но пока неясно, как это будет происходить – «либо в рассрочку, либо за счет средств собственников с последующим возвратом денег из фонда капремонта».
Депутаты-коммунисты ленивы и не любопытны
Депутат Геннадий Турунтаев спросил: «Бюджет мог бы финансировать работы по капремонту?». Чиновник городской администрации Виталий Карпов ответил, что «бюджет финансирует в рамках муниципальной доли». На 50 миллионах рублей, которые администрация Саратова заплатила за муниципальное жильё за три года в фонд капремонта, разговор депутата и чиновника закончился. Хотя в ответ Карпову Турунтаев вполне мог коротенько вспомнить историю вопроса.
Кто забыл, напоминаю, что в 1991 году в федеральном законе № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было записано, что обязанность произвести капремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда не должна возлагаться на людей, приватизирующих квартиры, а оставляется за бывшим наймодателем.
12 апреля 2016 года Конституционный суд РФ своим решением подтвердил, что эта законодательная норма из проклятых девяностых остаётся действующей, и предписал Государственной думе установить механизм исполнения сохраненной за бывшим наймодателем обязанности. Для исполнения решения Конституционного суда в 2017 году в Госдуму было внесено сразу два законопроекта.
Первым предлагалось установить, что собственник приватизированного жилого помещения в многоквартирном доме освобождается от уплаты взносов на капитальный ремонт в случае, если на дату приватизации такого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. И он не должен платить за капитальный ремонт, пока государство не выполнит свою обязанность по его проведению. Депутаты Государственной думы этот понятный документ отклонили.
Во втором законопроекте от уплаты взносов на капремонт освобождаются только те собственники, которые смогут принести в суд решение о проведении капремонта дома, принятое 25 лет назад, но не исполненное. Найдётся оно – дом отремонтируют за государственный счёт. Нет – так значит, и не нуждался дом в капремонте. Вот такую вот закавыку для людей придумали депутаты. И она имеет все шансы стать законом. Почему депутат Геннадий Турунтаев не рассказал об этом, чтобы показать цинизм госдепов?
Депутаты-коммунисты есть и в Государственной думе. И они уже давно могли дать из Москвы отмашку своим коллегам в муниципалитетах искать такие решения 25-летней давности в архивах. Десяток-то домов в каждом городе точно можно найти и устроить красивую показательную порку государству сразу после того, как закон подпишет президент. Но коммунисты, похоже, хорошо говорят, но плохо организуются на конкретные дела. Вот и Геннадий Турунтаев предложил государству ввести прогрессивную шкалу налогообложения и, назначив богатым большой НДФЛ, собирать с них 4 трлн рублей каждый год. 2,5 трлн оставлять в федеральном бюджете, а 1,5 трлн – в городах и сёлах. На эти деньги, по его мнению, можно ремонтировать памятники архитектурного наследия.
Подрядные организации ждут денег по два года
Подрядные организации не особо активно принимают участие в программе капремонта. Об этом рассказал депутатам Виталий Карпов. И отсутствие заявок от них – основная проблема фонда. По словам Карпова, на областном уровне власти принято несколько нормативных документов, определяющих порядок привлечения подрядных организаций. Он сложный и осуществляется в два этапа. Сначала составляется список доверенных подрядчиков, а потом уже они соревнуются между собой за право освоить деньги. Таким образом, в конкурсах на ремонт домов не могут поучаствовать, например, строительные организации в момент вынужденного простоя на основном производстве.
Еще одной причиной дефицита исполнителей работ по капремонту Карпов назвал решение ФАС о приостановке работ на домах-памятниках архитектурного наследия. При этом выполненные работы фондом на сегодняшний день не оплачены.
Пострадавший от этого решения ФАС Александр Исаев сидел неподалёку от замгендиректора фонда. Его строительная организация провела покраску фасадов домов на улице Московской два года назад. И два года фонд не оплачивает 78 млн рублей «за то, что вам всю Московскую отремонтировали», хотя «документация представлена, всё представлено».
Вера Прохорова попеняла Исаеву на «вопрос качества выполненных работ». Он сказал, что это придирки: «Что вы заказали, то и получили. Стена разваливается? Извините, так задачу прописали. Капитальный ремонт и перекладка стены, штукатурка стены с покраской это две разные вещи. Почему вы так поступаете? Страдают люди. Они не получают зарплаты. Что происходит? Так подставить людей и после этого ждать, что к вам придут подрядчики?».
Замдиректора фонда велела Исаеву ждать решения суда. Там сейчас назначены технические экспертизы проведенного ремонта. После получения заключения экспертов будет принят судебный акт. Обяжут фонд заплатить за ремонт фасадов на Московской – 78 обещанных миллионов подрядчикам вернут. Нет – значит, извините.
У других депутатов тоже были в запасе истории про то, как подрядчики ждут от фонда денег за выполненные работы по 3–4 месяца. На это Вера Прохорова ответила, что решение об оплате работы подрядчика принимает организация строительного контроля. Фонд отобрал её по конкурсу. Платить ей будут опять же из денег со счёта регоператора. Правильно мы с коллегами-журналистами поняли очередное направление расходов взносов на капремонт?