Поваляем как следует

Оценить
Традиции предков пришлись по душе современникам

Войлок. Этот древнейший нетканый материал переживает в наши дни пик популярности. Что вы подумаете, если речь зайдёт о валяном изделии? Наверняка вспомните детство и валенки. Подумаете, что войлок – материал деревенский, грубый и простоватый. И будете во многом не правы. Корреспондент «Газеты недели» посетил мастер-класс по валянию варежек. И остался под впечатлением. От пластичности и универсальности материала. И от трудоёмкости самого процесса.

На подиумах и в быту

Изделия из валяной шерсти встречаются сегодня в коллекциях именитых кутюрье. И это не только пальто, шляпки и сумки, но даже тончайшие платья и блузы. Создают их методом традиционного валяния, а также нунофелтинга – это когда одновременно используют шерсть и шелковую или трикотажную ткань.

Войлочную мебель, а также стеновые панели, панно, вазы, абажуры, коврики, подушки и прочие предметы интерьера производят продвинутые мировые дизайнеры. Стоят эти изделия дорого. И очередь за ними приличная.

Производством валяной одежды, обуви, аксессуаров, игрушек увлеклось множество мастериц по всему свету. Кто-то делает изделия для себя, кто-то на продажу.

В моду вошел не только сам материал, но и процесс его изготовления. Жителям современных мегаполисов пришлись по душе занятия древнейших предков.

Причин тому много. Это экологично – 100-процентная шерсть, ручная работа и никакого вредного производства. А всё, что связано с натуральностью, сейчас в моде. Это практично. Войлок – материал очень и очень износостойкий. Он обладает терморегуляцией. Ему приписывают лечебные свойства, говорят, помогает от болей в спине.

Многочисленные группы в социальных сетях пестрят шарфиками, варежками, шляпками, сумочками и брошками. Цены на всё это не из дешёвых. Заходим в Инстаграм. Набираем хэштег #валяныйшарф и смотрим цены: 2600 рублей стоит самый простой однотонный, 5000–6500 – фантазийный, 7000–8500 – выложенный шёлком и шифоном. За варежки просят от одной до двух с половиной тысяч рублей. Здесь всё зависит от дополнительных украшательств: кто-то использует кружева, бисер, вискозу, элементы павловопосадских платков. Есть варежки-картинки, на которых выкладываются цветы, животные, птицы.

На конечную цену влияет опыт мастера и то, в какой технике изготовлены изделия – традиционной или нунофелтинге. Конечно же, большое значение имеет качество материала и его производитель. Кто-то использует шерсть мериноса итальянского производства, а кто-то – российского.

Считается, что первыми заниматься войлоковалянием начали кочевые народы. По подсчетам археологов, случилось это примерно восемь тысяч лет назад. Те изделия были достаточно грубыми – войлоком покрывали юрты, делали из него ковры и одеяла, также валяли обувь и шапки.

Есть у шерстяного ремесла и красивая легенда. Согласно ей, первый валяный ковёр появился на Ноевом ковчеге. Овцы там находились в очень тесном загоне. Шерсть их падала на пол, намокала и взбивалась копытами. Когда наконец-то двери ковчега открылись и животные вышли наружу, в овечьем загоне остался валяный ковер.

Весь секрет в мыле

Преподаватель Юлия Евтеева предупредила сразу: мастер-класс не из лёгких, валять будем до победного – с полуфабрикатом домой никто не уйдёт. «Пока не сделаете, стонов и страданий не принимаю. Ничего страшного в работе нет», – подбодрила она.

Цельно-валяное изделие, изготовленное методом мокрого валяния – так назывался наш мастер-класс.

Варежки мы делали около шести часов с небольшим перерывом на чай. Использовали строительную технику и некоторые хитрости. Если бы не они, провозились бы мы гораздо дольше.

«Я вчера для выставки две пары за вечер сделала», – сообщила Юлия. Она занимается валянием девятый год. На изготовление одной пары варежек по такой технологии, какой она обучала нас, у неё уходит около двух часов.

Почти весь мастер-класс мы стояли – так валять удобнее. Сидя работала только беременная девушка. На мероприятие хотела прийти ещё одна будущая мама, но ей отказали – слишком большой срок. Вдруг на здоровье отразится. «А то одна сходила на мастер-класс по валяным тапочкам, уже три недели лечится», – предупредила преподаватель.

Нам раздали шерсть. Цвет мы выбирали заранее, чтобы мастеру не пришлось нести всё своё богатство с собой. В моём пакетике, производства Семёновской фабрики, шерсти было 100 граммов, на варежки ушла половина. В интернет-магазинах такая упаковка стоит в среднем 250 рублей плюс оплата доставки. «В Саратове хорошей шерсти нет», – сразу предупредила Юлия. Качество материала, который продаётся в магазинах для рукоделия, неважное, а стоит она дорого. Из такой шерсти получится плохой войлок, он очень быстро протирается и разваливается.

После цвета нам пришлось подумать над тем, чем будем украшать изделие – рисунком из крашеной вискозы или кружевом. Определившись с этим вопросом, мы вырезали из подложки для ламината лекала. Получились они огромными – больше наших рук в два-три раза. Дело в том, что в результате валяния изделия сильно садятся.

Юлия раздала нам рулоны пупырчатой плёнки, но не такой – с большими лопающимися пузырьками, а с жесткими, мелкими. Такую плёнку используют в качестве подложек в кухонные ящики. Скрепив между собой лекала, мы принялись постигать азы раскладки.

Взяли в руки пасму – она же шерстяной жгут, намотали на кулак, зафиксировали, потихоньку начали вытягивать пряди и раскладывать на наши шаблоны. Первый слой – вертикально, второй горизонтально. От количества слоёв зависит толщина будущих варежек. Можно сделать тоненькие, они будут мягкие, а можно толстые, они пожёстче, зато теплее. У нас должно было быть четыре слоя. Но получилось иначе.

У меня пасма осталась, поэтому я докладывала ещё пятый и даже шестой слои. Пряди, которые я вытягивала, были по плотности неоднородными, поэтому заготовка моя получилась немного плешивой. Пряди у моей соседки были, наоборот, толстоватые, так что шерсти ей хватило всего на два слоя. Ей пришлось брать дополнительную пасму. Когда раскладку мы закончили, у всех на столах образовались длинные и пушистые цветные горки.

Эти горки обильно намочили мыльной водой. Заготовки обрели специфический запах мокрой шерсти. Мыло в валянии играет ключевую роль. За счет него и происходит весь процесс: ворсинки пушатся и цепляются друг за друга.

Меньше страданий, больше движений руками

Настало время притирки. Для того чтобы работа двигалась быстрее, мы использовали обычные строительные вибро-шлифовальные машины. Ставишь её на раскладку, считаешь до пяти и переставляешь дальше. За полторы минуты мы сделали работу, на которую ушло бы около полутора часов ручного труда.

Жужжали наши четыре машины громко. Долго. «Мои соседи уже смирились с шумом», – рассказала Юлия. И позвала пить чай. Но народ от варежек было не оторвать.

Когда процесс раскладки, украшательств, притирки и латания дыр закончился, началась самая трудоёмкая работа – увалка. Заготовки закатывали в плотный ролик из пупырчатой плёнки и полотенца и крутили вперед-назад, словно скалку по тесту. И так много-много раз. Тут-то и начались первые стоны. «Ничего страшного в работе нет. Меньше страданий, больше движений руками», – подбадривала преподавательница, и мы катали дальше.

Все пришедшие на мастер-класс женщины занимались каким-то своим видом рукоделия. Одни делали браслеты из камней, обереги и кукол, другие вязали игрушки и лепили из глины. Моя соседка тоже увлекалась валянием, только сухим. И как оказалось, в технологиях двух видов валяния – огромная разница. Если в мокром главное действие – трение, а изделия получаются плоскими, то в сухом это прокалывание, изделия же выходят объемными. Комочек шерсти многократно прокалывается специальными иглами с насечками, в результате чего волокна переплетаются. Сухим способом делают в основном игрушки и украшения.

В процессе работы зашла речь об уходе за валяными изделиями. Мастер подсказала, что стирать их лучше всего в машинке на режиме «шерсть». Если делать это вручную, то можно не угадать с температурой при стирке и полоскании, изделие получит термошок и сядет.

Войлок хорош тем, что он практически не продуваем и гигроскопичность у него отличная, так что долгие прогулки и игры в снежки рукам ничем не грозят, – проинформировала Юлия.

Последним этапом перешли к валянию. Чтобы ускорить процесс, варежки грели в микроволновке, а потом жамкали, вымешивали, как тесто, тёрли о пупырчатую плёнку и друг об дружку. Процесс был длительным и потребовал много энергии.

Под конец мастер-класса все жутко устали. Сошлись на том, что похож урок был на силовую тренировку, затянувшуюся на несколько часов. В результате «тренировки» у одних ныли ноги, у других – спины. У третьих – всё вместе.

Устала и наша учительница, самой валять – одно дело, а обучать 11 новичков – совсем другое. «У меня впервые так многолюдно», – призналась Юлия. И похвалила нас: «Думала, раньше устанете, а вы молодцы». «Теперь вы понимаете, почему валяная вещь не может стоить дёшево», – резюмировала мастер.

Благодаря Палате Ремёсел – создана при областной Торгово-промышленной палате, которая взяла все расходы на себя и предоставила площадку, мастер-класс стоил недорого. Мы заплатили только за материалы. И получили огромное удовольствие – как от процесса, так и от результата.