Охота за миллиардом
Судьи Двенадцатого арбитражного апелляционного суда согласились с необходимостью проведения повторной судебно-оценочной экспертизы ООО «Торэкс». Первая экспертиза, на основе которой Арбитражный суд Саратовской области вынес своё губительное для дверного завода решение, выглядит ну очень уж надуманной и неправдоподобной. По ней, напомним, получается, что стоимость активов ООО «Торэкс» выше заявленной в полтора раза. Это «открытие» в свою очередь стало основанием для повышения исковых требований к предприятию со стороны родственников бывшего соучредителя. Сейчас на кону стоят 1,2 миллиарда рублей и, по сути, будущее одного из самых известных саратовских производственных брендов.
«Газета недели в Саратове» продолжает следить за развитием событий.
Согласно тексту определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября текущего года, повторную экспертизу проведёт в этот раз саратовский оценщик. Экспертиза должна быть проведена до 25 декабря 2017 года. До того момента производство по делу приостановлено.
Секретные материалы
В апелляционной инстанции представители ООО «Торэкс» оспаривают, напомним, и сумму предъявленной заводу претензии, и само основание, по которому эта претензия была предъявлена. Адвокаты и учредители «Торэкса» неоднократно объясняли в суде, что у Салавата Мухитдинова не было и не могло быть указанной в его иске доли. Максимум, чем владел Мухитдинов, – это 9 процентов от уставного капитала предприятия (подробнее см. в № 30 (444) от 29 августа 2017 г. – «Кому мешает ТОРЭКС?»).
Претензия Салавата Мухитдинова на большее была воспринята учредителями ООО «Торэкс» как мошенничество и попытка незаконно завладеть не принадлежащими ему деньгами. О чем они тут же заявили в правоохранительные органы.
По их словам, Салават Мухитдинов еще на этапе создания ООО «Торэкс» злоупотребил доверием своих компаньонов, воспользовался их занятостью производственным развитием предприятия и отсутствием достаточных юридических знаний и внёс заведомо ложные сведения в составляемые им документы по приватизации и регистрации предприятия. Полиция, изучив доводы бизнесменов, возбудила уголовное дело в отношении Мухитдинова и предположительно собрала достаточное количество доказательств правоты их точки зрения.
Напомним, что Салават Мухитдинов заявил в 2015 году, будто ему принадлежит не 9 процентов в ООО «Торэкс», а больше 30 процентов, или 660 миллионов рублей в денежном эквиваленте, сослался на копии учредительных документов (договора и протокола собрания, на котором распределялись доли. – Прим. авт.), указав при этом, что оригиналы документов утеряны. Позже, уже в ходе расследования уголовного дела, они нашлись, и что любопытно – у Мухитдиновых дома. Следственным органам эти документы предоставила жена и наследница скончавшегося от инфаркта Салавата Мухитдинова – Тамара. Но что ещё более странно, с этими документами, якобы оригиналами, по сей день не позволяют ознакомиться остальным учредителям ООО «Торэкс» – Игорю Седову, Валерию Кузнецову и Сергею Иванову.
Игнорировали, игнорируем и будем игнорировать
Буксовать расследование уголовного дела начало сразу после того, как перешло под контроль следственного управления ГУ МВД России по Саратовской области. Если городские следователи готовы были довести дело до суда, то областные – внезапно забравшие расследование себе – решили, похоже, во что бы то ни стало суда не допустить (подробнее см. в № 36 (450) от 10 октября 2017г. «Никакого бизнеса, только личное»).
Следователь главка Екатерина Воробьёва, не проведя никаких дополнительных следственных мероприятий и не выявив новых сведений и обстоятельств расследуемой истории, а только лишь путём анализа материалов, переданных из городского УВД, заявляет об отсутствии события и состава преступления. При этом, судя по тексту уже пяти идентичных постановлений о прекращении расследования, во внимание упорно не принимаются имеющиеся доказательства совершенного преступления. В том числе и заключения экспертов, подтверждающие, что подписи в предъявленных Мухитдиновым учредительных документов подделаны. Причем, как утверждается экспертами, рукой самого Мухитдинова.
Справедливости ради заметим, что постановления о закрытии дела, которые на протяжении всего года ГУВД области выдаёт одно за другим, не меняя даже порядка слов, раз за разом отменяются прокуратурой с требованием передать дело в суд. До суда уголовное дело, правда, так и не дошло. Его отправляли на доследование, затем якобы забрали федеральные следственные органы, но где оно находится сейчас – доподлинно неизвестно.
Материалы этого уголовного дела недавно были затребованы апелляционным судом в рамках рассмотрения жалобы учредителей ООО «Торэкс» на вынесенное в арбитраже решение. Они могли бы пролить свет на действительное положение вещей и на то, насколько обоснованно Мухитдиновы пытаются вырвать у «Торэкса» больше миллиарда рублей. Требование суда ожидаемо было проигнорировано.
В главке согласились, что с материалами дела могут ознакомиться как заявители (Седов, Кузнецов, Иванов), так и суд. Тем более сейчас, когда оно, мол, закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Но нужно согласовать время ознакомления со старшим следователем Воробьёвой Е.В. А для этого к ней нужно обратиться персонально – пишет в письме суду замначальника следственной части М.В. Попов и любезно предоставляет рабочий номер телефона следователя Воробьевой. Той самой, которая то ли ввиду возможной личной заинтересованности, то ли ввиду оказываемого, возможно, на неё давления старательно заворачивает всякое движение по данному уголовному делу.
Разорить и уничтожить
То, с какой скоростью иск к ООО «Торэкс» со стороны Мухитдиновых был удовлетворён в Арбитражном суде Саратовской области, тоже наводит на определённые мысли и подозрения. Судья Михайлова, напомним, с легкостью удовлетворила ходатайство Мухитдиновых об аресте имущества ООО «Торэкс», и арест этот до сих пор не снят. Предприятие может пользоваться своим оборудованием, но не имеет права его продавать. Без тени сомнения судья Михайлова приняла результаты судебно-оценочной экспертизы пензенского ООО «Бриз», в котором нет, как выяснилось, ни одного подходящего для этой роли эксперта, которым были нарушены законы и методики оценочной работы (что подтверждают заключения трёх авторитетных экспертных организаций. – Прим. ред.) и которое сотрудничает почему-то исключительно с саратовским Арбитражем.
Кроме того, судья Михайлова уверенно поддержала Тамару Мухитдинову в желании в два раза увеличить размер исковых требований – с 660 миллионов до 1 миллиарда 180 миллионов рублей. Основываясь как раз-таки на сомнительной экспертизе от ООО «Бриз».
На мысли о том, что вокруг ООО «Торэкс» существует некий корыстный заговор, наталкивает и теневое участие в этом деле влиятельных адвокатов, замеченных преимущественно в тех историях, где делились большие деньги (подробнее см. в № 37 (451) от 17 октября 2017 г. «Танец стервятников»).
В настоящее время Арбитражный суд Саратовской области принял к рассмотрению еще один иск от Тамары Мухитдиновой в отношении ООО «Торэкс». На этот раз женщина требует наложить арест на регистрационные доли Седова И.В., Ионова С.В.
Да и вообще, изъятие у «Торэкса» тех сумм, на которые очевидно объявлена охота – от 600 миллионов до 1,2 миллиарда рублей, грозит ничем иным, как банкротством завода. Это означает, что работу могут потерять более тысячи человек, а Саратовская область лишится не только крупного налогоплательщика, но и бренда федерального масштаба, формирующего, по словам губернатора Валерия Радаева, положительный имидж региона.
То, что мы можем потерять
Кстати о губернаторе. До сих пор ни глава региона, ни кто-либо еще из регионального правительства и областной думы не заявил открыто о своём отношении к явным попыткам уничтожить «Торэкс». Однако когда основатель компании Игорь Седов пришёл в порядке очереди на прием к губернатору, тот сообщил, что краха завода «Торэкс» правительство области не допустит. По его совету были разосланы письменные обращения с просьбой остановить этот беспредел со стороны недобросовестных должностных лиц госорганов в самые разные инстанции – зампредам областного правительства, председателю областной думы, председателю общественной палаты, председателю ТПП, полномочному представителю Президента Российской Федерации. Никаких ответов в адрес «Торэкса» за прошедшие две-три недели пока не поступило.
Справка: ООО «Торэкс» построено на болотистой местности почти 25 лет назад без привлечения сторонних инвестиций и кредитов. В настоящее время выпускает 22 процента стальных дверей от всего объёма российского рынка. И имеет 4500 точек продаж дверей в России и за рубежом. В сутки завод выпускает до 1,5 тысячи дверей, и это только половина от мощности предприятия.
Средняя зарплата на заводе – 41,5 тысячи рублей. Объём налоговых отчислений в 2015 году составил 350 миллионов рублей, в 2016-м – 360 миллионов рублей. Здесь занято 1144 человека – в основном жители Ленинского района Саратова и преимущественно посёлка Елшанка, развитию которого в последнее время особое внимание уделяет спикер Госдумы Вячеслав Володин.