Как не остаться на улице

Оценить
К каким схемам прибегают аферисты, чтобы обмануть вас при продаже или аренде квартир (с примерами и советами специалистов)

На днях стало известно, что саратовские общественники добились возбуждения уголовного дела против компании, предлагающей услуги по подбору квартир в аренду. Одной из её жертв стал известный саратовский кикбоксёр Даци Дациев: с него взяли плату, но квартиру так и не показали (позже деньги спортсмену добровольно вернули). «Газета недели» решила выяснить, какие способы обмана существуют на современном риелторском рынке и как с ними бороться.

Подготовить этот текст нам помогли председатель гильдии риелторов Торгово-промышленной палаты Саратовской области, глава агентства «САРТРЕСТ» Алия Чапаева и представитель агентства недвижимости «Теремок» Сергей Поздняков.


[аренда]

«Информационщики»

Клиент заключает договор с компанией. Однако фактически ему не помогают снять жильё, а лишь дают список адресов и телефонов владельцев квартир (и даже эти данные впоследствии могут оказаться недостоверными). С юридической точки зрения никакого обмана нет: в договоре идёт речь не столько о найме, сколько об оказании «информационных услуг».

Поздняков: «Человек приходит в офис, ему там дают номера телефонов. Берут за это не очень крупную сумму, 3–4 тысячи рублей. Но ни один номер не отвечает и ни по одному указанному адресу клиент попасть не может. В офисе на все претензии ему отвечают: «Ну номера же мы вам дали! Может, пока вы ходили, эти квартиры уже были сданы, или их хозяева передумали... Но мы за это уже не отвечаем. Хотите, мы вам ещё один список дадим...». И если человек очень доверчивый, он платит ещё раз, и его ещё раз по этой схеме прогоняют».

Подобные случаи происходят в Саратове регулярно. Такие фирмы часто меняют вывески и офисы, а из-за хитро составленного договора доказать что-либо становится непросто. Так как сумма потерь небольшая, часто клиент просто махнет рукой и пойдет искать другую контору.

Два владельца

Клиенту сдаётся квартира, которая принадлежит двум собственникам. Договор найма заключается только с одним из них. После оплаты и заселения жильцов появляется второй владелец, который изображает возмущение и выгоняет квартиросъёмщиков.

Поздняков: «Например, квартира в равных долях принадлежит мужу и жене. Деньги за аренду получает жена. Через неделю заявляется муж: «А на каком основании вы здесь живёте? С кем вы договор заключали? Мы с женой уже год не живём. Освобождайте квартиру. Потом можете идти в суд». Расписки о получении денег в таких случаях обычно не пишут, договора аренды заключаются так-сяк. С чем идти в суд, обычному гражданину непонятно».

На самом деле у пострадавшего есть шанс вернуть деньги. Однако, как правило, на эту удочку аферистов попадаются иногородние гости, которые предпочитают «не связываться».

«Бабушкина» квартира

Человек сдаёт жилплощадь, которая ему не принадлежит. Клиенту рассказывается история, что эта квартира родственников или друзей: просто сейчас они находятся в другом городе и не могут сдать её самостоятельно.

Поздняков: «Арендодатель» приходит на встречу с копиями документов: «Это моя бабушка сдаёт, но сама она приехать не может. Кстати, у меня тут ещё двое желающих, так что если вы сейчас не согласны, я тогда им квартиру сдам. А если согласны, прямо завтра можете заселяться!». На следующий день клиенты натыкаются на закрытую дверь. Телефон не отвечает. Посредник растворился».

Такую схему могут проворачивать риелторы, у которых квартира находится на продаже: у них есть возможность в любой момент показать её клиенту, не вызывая подозрений. Но сказать, что и этот, и предыдущий методы обмана очень распространены, нельзя: сама по себе сдача квартир не приносит настолько больших денег, чтобы привлечь много мошенников.


[продажа]

«Ошибка» в доверенности

Владелец квартиры и аферист, маскирующийся под риелтора, приходят к нотариусу для оформления доверенности. С нотариусом у афериста есть предварительная договорённость, и тот без ведома владельца вписывает в доверенность оговорку, позволяющую продать квартиру на условиях посредника.

Поздняков: «Я сам с таким сталкивался. Нотариус выписывает мне доверенность от клиента, я читаю, а там – пункт о продаже квартиры за цену на условиях посредника. Я говорю: «Вы нам какую доверенность выписали? Я же сказал, на подготовку документов без права продажи». В том случае это была действительно ошибка, но жулики могут проворачивать такое специально».

В результате аферист может «на условиях посредника» продать за 200 тысяч рублей квартиру, которая на рынке стоит 2 миллиона. Уплаченная сумма, как и положено, передаётся владельцу. Далее квартира перепродаётся за реальную цену, разница оседает в карманах жуликов.

Силовая поддержка

Преступники вычисляют одинокого человека, желающего продать квартиру. Его силовым способом устраняют, а недвижимость с помощью подставного нотариуса переоформляют на другое лицо.

Поздняков: «Находят жертву, договариваются о встрече. Приходит девочка-одуванчик. Для этого специально выбирают людей с располагающей внешностью: «Ой, мне всё так понравилось! А можно посмотреть документы?». Ну, люди тащат оригиналы, показывают паспорта. «А родственники у вас есть?» – «Да они у меня далеко – на Дальнем Востоке». Дальше под видом покупки к владельцу приезжают с «силовой» поддержкой. Его уже больше никто никогда не видит. Квартира с помощью «своего» нотариуса тут же переоформляется, продаётся и перепродаётся. Когда человека наконец начинают искать родственники, в госорганах им говорят: «Пишите заявление о пропаже. А квартира продана: вот подпись, всё нотариусом заверено. Вы что, нотариусу не верите?» В Саратове как раз недавно накрыли такую банду».

Сложно сказать, насколько сильно сейчас распространена данная схема: прибегающие к ней преступники не обращаются к услугам риелторских контор (чтобы избежать ненужных свидетелей), а связываются с продавцом напрямую. Об их деятельности узнают уже из сводок криминальных новостей.

«Долёвка»

Аферисты находят квартиру, оформленную на нескольких собственников. Выкупается доля одного из них. Чтобы остальные жильцы продали свои доли по бросовой цене, в доме создаются невыносимые условия.

Поздняков: «Представьте: квартира в доле на троих. Мама, папа и дочь. Дочь – наркоманка. У неё за дозу или какие-то копейки выкупают долю. В квартиру заселяются бугаи. Они, не разуваясь, начинают ходить по дому, оскорблять, грубить: «Бабка, заткнись». В 12 часов ночи могут прийти с «друзьями» пить чай. А потом предлагают: «Давайте мы вам взамен где-нибудь комнатку приобретём. Зато отдельную». В итоге измученные люди продают свои доли за бесценок».

Несколько лет назад в Саратове такая схема цвела буйным цветом. Однако сейчас выкуп мелких долей запрещён законом, а крупные доли при продаже в первую очередь необходимо предложить другим собственникам. Правда, правила можно обойти, если подарить долю, но тогда придётся заплатить налог, начисляемый от кадастровой стоимости всей квартиры. Это отталкивает аферистов, так как делает схему не слишком выгодной.

По просьбе редакции наши эксперты дали читателям советы, позволяющие избежать неприятных ситуаций при операциях с недвижимостью:

– Внимательно читайте все подписываемые документы. Следите за чёткостью прописанных там формулировок.

– При аренде квартиры заключайте именно договор найма. Услуги оплачивайте по факту их оказания. Стоит не только посмотреть квартиру лично, но и добиться встречи с её владельцем. «Информационщиков» выдаёт один и тот же номер телефона, оставляемый в интернете под названиями разных фирм. При этом не указывается адрес офиса. «Потратить 10–15 минут, помониторить в сети – и уже видно, что это за компания», – подсказывает Чапаева. Отзывам в интернете доверять не стоит – их могут писать сами же сотрудники фирмы.

– Всегда заключайте договоры. По словам Позднякова, это самый главный совет: «Казалось бы, что проще? Пришёл, заключил договор. Потом с ним можно обратиться в суд, полицию и пр. Но нет. Договоры у нас используются везде, кроме риелторского рынка».

– При выборе агента стоит обратить внимание, состоит ли он в какой-либо профессиональной организации риелторов. Это добавляет ему авторитетности. По словам Чапаевой, данное действие нужно сделать в первую очередь: «В Саратове есть СРО «Профессионалы недвижимости Поволжья», есть гильдия риелторов при ТПП, которая ещё называется «Союзом агентов недвижимости». Членство в этих организациях можно перепроверить на их сайтах».

– Имейте в виду: мошенники могут обманом принудить пожилых или больных людей подписать нужные им документы. Эта одна из причин, по которой не следует оставлять своих родственников в одиночестве.