Саратовский голова Масленников

Оценить
Чтобы исполнить закон, он строил беднякам дома за свои деньги

Купец I гильдии, потомственный почётный гражданин Лев Степанович Масленников три трёхлетия занимал пост городского головы – в 1852–1857 и 1861–1863 годы. И ни за каким другим саратовским головой не тянется такой «хвост» противоречивых отзывов, как за этим человеком.

В периоды управления городом Масленниковым сделано немало полезного. Улучшено водоснабжение благодаря сооружению системы закрытых каналов, по которым вода из многочисленных ключей, бивших у подножий окружавших Саратов гор, собиралась в резервуары, вмещавшие до 50 тысяч вёдер. Из резервуаров по подземным деревянным трубам вода поступала в бассейны на Архангельскую, Сенную, Соборную и Театральную площади. Деревянные водопроводы были достопримечательностью нашего города, отмечавшейся в путеводителях по Волге.

На средства города при обществе «Беседа врачей» для приходящих больных открылась лечебница с родильным отделением. Начал действовать городской общественный банк – первый банк в Саратове, впоследствии приносивший городу значительные доходы. Стала выходить первая городская газета – «Справочный листок для г. Саратова». Проведено осушение наиболее топких мест на улицах.

Лев Степанович Масленников обустроил единственный городской бульвар у собора Александра Невского, который представлял собой часть площади, огороженную «решетником в два ряда, пропущенным сквозь столбики; внутри этой загороди были рассажены липки в два ряда». Но, как нередко бывает, не все деяния властей нравятся горожанам. Вот и при устройстве этого бульвара кем-то была написана маленькая сатира, в которой говорилось, что городской голова Масленников «Любит разводить садочки, / Разные кусточки и цветочки; / Где прежде ходила коза, / Там теперь гуляют господа».

На собственные средства Масленников организовал богадельню, приютившую 49 сирот. Но часть саратовцев посчитала, что благотворительность Льва Степановича не бескорыстна. Так, краевед Флегонт Духовников писал: «Желая заслужить уважение и любовь к себе в мещанах, от которых, главным образом, вследствие их значительного численного перевеса на городских выборах в дореформенное время, зависел выбор в городские головы <...> Масленников, саратовский голова, очень благотворил бедным мещанам, он давал им одежду (полушубки, чапаны и пр.), муку, хлеб, лес для постройки, целые срубы и пр.; вообще всякая просьба мещанина исполнялась им беспрекословно, особенно, если он знал, что просивший о помощи человек бедный».

В вину Масленникову ставилось и то, что при нём «полиция запрещала поправлять» плохонькие строения бедноты на Миллионной улице и Бабушкином взвозе, заставляя владельцев переселяться в другие места. Но, скорее всего, городской голова действовал в соответствии с составленным ещё в 1844 году «Именным реестром избам и другим строениям, по ветхости, неудобству местоположения и другим причинам представляющим безобразие городу и потому следующим к переселению на другие места с береговых и лабазных кварталов на основании §30 Высочайше утверждённого положения об устройстве г. Саратова».

Миллионная улица и начало Бабушкиного взвоза как раз и находились на берегу Волги. Поэтому утверждения, что Масленников очищал эти кварталы только из корыстных соображений, вызывают сомнение. Тем более, для самых беднейших переселенцев он за свой счёт выстроил дома, истратив 15000 рублей серебром. Это огромная по тем временам сумма! (Для сведения: в 1863 году на 5 рублей серебром можно было купить ведро спирта; фунт (400 граммов) осетрины стоил 15 копеек серебром).

Дома были построены на местности между двумя буераками, называвшейся «Стрелка» и располагавшейся между Покровской и Казачьей церквями. С этого времени «Стрелка» получила свое второе название – Масленниковы выселки. Ориентировочно, ныне это участок между Глебучевым оврагом и улицами Большой Горной, Горького и Чапаева.