В интересах интересных женщин...
Прошли те времена, когда Клинтон и Собчак были мужчинами. Женщины в политике уже никого или почти никого не удивляют. Они становятся канцлерами, премьерами и президентами. Сегодня государства и правительства возглавляют 17 женщин.
Юбки проникают во власть
В этом году российское правительство утвердило Национальную стратегию действий в интересах женщин. Ну а как иначе, ведь дамы составляют более половины населения РФ, если быть точнее – 54 процента. Рассчитана стратегия на ближайшую пятилетку.
В документе написано много умных и полезных слов о возможностях самореализации и преодолении стереотипов. Действовать планируется по всем фронтам. От совершенствования программ профилактики здоровья и снижения насилия до сокращения разницы в зарплатах с мужчинами.
Вынырнул из небытия законопроект о гендерном равенстве. Он был принят Госдумой в первом чтении ещё в 2003 году. Спустя пять лет его доработали, но до второго чтения документ не дошёл, так и остался пылиться на полках нижней палаты парламента.
И вот он всплыл. Что послужило причиной? Может, просто время пришло и россияне дозрели. Может, это влияние ООН и Евросоюза, где равноправие полов активно отстаивается. А может, отгадка кроется в одном из авторов законопроекта – нынешнем спикере Госдумы Вячеславе Володине.
В 2008 году в документе, который, кстати, отказалось поддерживать российское правительство, в числе прочего появились интересные поправки. Например, вводилась гендерная квота в предвыборные партийные списки. На долю женщин отводилось 40%. За несоблюдение нужного соотношения предлагалось вводить штрафы.
С тех пор много воды утекло. Сейчас женщины возглавляют Центробанк, Счетную палату, ЦИК. Число дам, участвующих в управлении государством, растёт постоянно. Так, среди сотрудников центральных аппаратов власти их 59%, региональных – 42%, муниципальных – 79%.
Мы посчитали членов Совета Федерации, носящих юбки. Итоги получились такими: целая женщина во главе и 29 её «подруг» рангом пониже (всего 18%). Чуть меньше дам оказалось в Госдуме – 16%.
По субъектам мы нашли такие цифры: региональными депутатами числятся 17% женщин, муниципальными – 31%. Показатели неплохие, но слабоватые.
В правительстве представительниц прекрасного пола тоже немного, руководят они социальным блоком и здравоохранением. Правда, и нареканий к работе этих сфер у россиян больше всего. И непонятно, в чем первопричина, в «кухарках» или в том, что сферы эти просто ближе к телу. Потому и обращают люди на них повышенное внимание.
Совсем плохи дела с представительством женщин в губернаторском корпусе – всего 5%. Пересчитать их хватит пальцев одной руки. Руководят они Забайкальским краем, Ханты-Мансийским АО, Владимирской и Мурманской областями.
Женские фамилии стали появляться и в бюллетенях на выборах президента России. Но, согласитесь, их присутствие там пока чисто номинальное. Первой в истории стала Элла Памфилова. Сегодня она возглавляет ЦИК, до участия в президентской гонке была депутатом Госдумы. Случилось это в 2000 году. Проголосовал за Памфилову один процент россиян.
Через четыре года, побывав депутатом Госдумы, президентского счастья решила попытать Ирина Хакамада. У нее получилось лучше – результат почти 4%.
С тех пор президентские гонки были чисто мужскими. Возможно, в следующем году нас ждёт новая веха и вместо одной женской фамилии в бюллетене их будет две.
Саратовские звёзды
В саратовской политике с гендерным равноправием дела обстоят так: в областной думе женщин 15,5%, в городской – 19,5%. Зато в региональном правительстве картина для борцов за права женщин складывается благостная – 34% власти сконцентрировано в наманикюренных руках. Хотя в свете гендерного равноправия и расширения перечня уходовых процедур для мужчин такими словосочетаниями бросаться, возможно, не стоит.
Было время, когда женщин в саратовской политике было раз-два и обчёлся. Зато их фамилии были на слуху. Валентина Боброва была единственной женщиной-депутатом в областной думе первого созыва. Чуть позже губернатор Дмитрий Аяцков пригласил активную общественницу возглавить социальный блок в областном правительстве. Бобровой пришлось какое-то время депутатство и зампредство совмещать.
Во втором созыве женщин было уже две. Компанию Бобровой, из-за закона о госслужбе она предпочла законодательную власть и из правительства ушла, составила Наталья Динер.
В третьем созыве дам в думе стало три: Людмила Савочкина, Зинаида Самсонова и Ольга Алимова. Двух последних саратовцы знают не понаслышке. Самсонова известная бизнес-вумен и активный депутат. Пламенный оратор Алимова успела поработать в Госдуме, засветиться на федеральных каналах, принять участие в губернаторских выборах.
Но вернёмся к областной думе. В её четвертом созыве поработали восемь женщин, в пятом – десять. Так много дам было избрано не сразу, некоторые пришли на замену ушедшим из парламента мужчинам и проработали совсем недолго. В шестом, нынешнем созыве трудятся пока семь представительниц прекрасного пола.
Ещё одна женщина, бывшая на слуху долгое время, Наталия Старшова. Набравшись приличного опыта на должности руководителя аппарата областного заксобрания, она возглавила социальную сферу Саратова. Позже в ранге зампреда областного правительства курировала всю региональную «социалку». Чиновницей была харизматичной. Пользовалась уважением коллег и журналистов.
Но самым известным саратовским политиком в юбке остаётся, пожалуй, Любовь Слиска. Она первая вышла на федеральный уровень. Пару месяцев проработав первым заместителем губернатора, была отправлена представлять интересы главы региона в областное заксобрание. Позже стала депутатом Госдумы. В статусе первого вице-спикера и вице-спикера нижней палаты парламента проработала 12 лет.
Уход Слиски из «Единой России» и намерение завершить политическую карьеру связывают с разногласиями между ней и Вячеславом Володиным. Сейчас говорят о его разногласиях с ещё одной звездой местной политической сцены Ольгой Баталиной, проделавшей много шагов вверх по скользкой карьерной лестнице. Есть трения или нет – не важно. Ум, прозорливость и красноречие Баталиной смогут удержать её на плаву ещё очень долго.
Дамской политики нам достаточно Женщин-политиков в нашей стране должно быть больше. Такого мнения придерживается 32% россиян. При этом большинство опрошенных – 38% считает, что дам в российском руководстве достаточно. Женщин в политике должно быть меньше – такого мнения придерживается 11% респондентов, 8% опрошенных уверены: представительниц прекрасного пола туда пускать вообще не стоит. Те, кто выступает за увеличение числа женщин в политике, придерживаются такого мнения: они миролюбивее – 16%, практичнее – 14%. Высказывающиеся против настаивают на слабости дам – 12% и их эмоциональности – 9%. На президентских выборах проголосовать за мужчину собираются 38% россиян, за женщину – 5%. При этом для 54% опрошенных пол кандидата не имеет значения. Согласно результатам исследования, идею введения квот для гарантированного представительства женщин в органах власти поддерживает 51% россиян (в 2005 году так считали 44%). Против высказываются 38% граждан. Таковы итоги опроса, проведённого ВЦИОМ в нынешнем октябре. |
Вот и к нам пришли права
Долгое время участвовать в управлении государством женщины могли только благодаря своей принадлежности к правящей династии или знатному роду.
Права избираться и быть избранными большинство дам планеты получили в XX веке. До этого они сталкивались с разными ограничениями, например, семейным и общественным положением, размером состояния.
Пионерами по введению женского избирательного права стали Новая Зеландия, событие датируется 1983 годом, и Австралия – 1902 год. Через несколько лет их примеру последовало большинство скандинавских стран.
В России женщины добились избирательного права в 1917 году. Чуть позже были осчастливлены немки, австрийки, англичанки и американки. Жительницы Франции и Италии правами обзавелись в середине 40-х, Швейцарии и Португалии – в 70-х. В XXI веке выборы пришли к гражданкам Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.
Первой женщиной в мировой истории, возглавившей в результате выборов государство, стала Хертек Анчимаа-Тока. В 1940 году она стала председателем Малого Хурала Тувинской Народной Республики. Второй женщиной – главой парламента и женщиной – главой государства на избираемой должности стала Сухбатарын Янжима. В 1953 году она возглавила президиум Великого Государственного Хурала Монгольской Народной Республики.
Первым президентом в юбке стала Исабель Мартинес де Перон. Произошло это в 1974 году в Аргентине. Но есть один нюанс: жители её не избирали, пост достался женщине автоматически – умер глава государства, по совместительству её муж, она же в то время занимала пост вице-президента. Такой вот семейный подряд.
В 1980 году первым по-настоящему избранным президентом среди женщин стала Вигдис Финнбогадоуттир. Пост главы Исландии она занимала четыре срока подряд. От выдвижения на пятый срок отказалась. Бывают же чудеса.
По данным Межпарламентского союза и структуры «ООН-женщины» на март этого года, в числе глав государств или правительств было 17 дам (в 2016 году их было 19). В среднем женщин, решивших работать в исполнительной власти, в мире насчитывается 23%, на посту министров – 18%.
Настоящего гендерного равенства удалось достичь в правительствах Болгарии, Франции, Швеции и Канады. Россия в парламентском рейтинге занимает 129-е место.