Вот: новый поворот
В 1983 году состоялось знаменательное для нашего города событие – 1 августа был пущен новый трамвайный маршрут под номером 11. Двигался трамвай от кольца на улице Осипова до 6-го квартала. На следующий год он был продлен до Ленинского трамвайного депо, которое открылось 1 июня. Но сказка длилась недолго – депо закрылось в 2001 году, а спустя ещё два года был сокращён одиннадцатый трамвайный маршрут. С того времени трамваи вновь делают разворот у Геологического колледжа СГУ. О том, что городской электротранспорт когда-то переживал в Саратове лучшие времена, свидетельствуют остатки рельсов и опоры контактной сети.
А микрорайон продолжает расти, и несколько километров путей (целых четыре остановки) Солнечному не помешали бы. Транспортная доступность – до сих пор не самая сильная сторона этого спального района. Корреспондент «Газеты недели в Саратове» прошёл бывшими трамвайными путями до бывшего трамвайного депо, от которого теперь не осталось ничего.
Это не шутки – мы встретились в маршрутке
Одиннадцатый трамвайный маршрут на сегодняшний день является как востребованным, так и проблемным. К числу проблем можно отнести невыделенную линию на улице Танкистов (иными словами, трамваи могут стоять в пробках наряду с маршрутками), а отсюда и довольно частые перебои в работе. Второй минус – диспетчерская на половине пути. Водители и кондукторы отмечаются на СХИ, для чего трамвай вынужден делать петлю на разворотном кольце бывшего двенадцатого маршрута. Но петля не самое страшное.
Больше пугает потеря времени. Отмечаться в диспетчерской кондукторы и водители могут пять минут. А могут и больше. Пассажирка трамвая, с которой я вместе добирался в Солнечный, рассказывала мне, что однажды этот процесс затянулся минут на двадцать. Кстати, кондукторы на этом маршруте большая редкость. Билеты продают вагоновожатые, что тоже не способствует экономии времени. Только представьте себе: будни, вечер. Половина пассажиров заполненного до отказа трамвайного вагона выходит на какой-нибудь остановке в Солнечном. Так как вагон без кондуктора, то выходить приходиться через переднюю дверь.
«Мне водителей жалко. Поэтому я стараюсь за проезд всегда отдавать ровно 17 рублей. Без сдачи! А то это пока он сдачу сдаст!» – поясняет та самая женщина, которая ранее рассказывала про двадцатиминутные ожидания у диспетчерской.
Есть у трамвая № 11, безусловно, и преимущества. В часы пик вбиться в маршрутки, следующие в Солнечный через Молочку, можно с трудом. А трамвай – побольше. Опять же есть поручни, за которые можно держаться. Ехать же на 53-м или 11-м автобусах – значит, собрать все пробки, в том числе и главную, что на Стрелке.
На регулярность рейсов трамвая мне жаловалась мама восьмиклассницы. Раньше семья жила в Солнечном, а года два назад переехали на Молочку. Родители решили, что школу девочке менять не стоит – всё-таки с первого класса там учится. И вроде бы не так уж и далеко ездить. Но...»Особенно тяжко приходилось, когда дочь училась в шестом классе – во вторую смену. Она ездила домой сама, так как ни я, ни папа её забирать не могли из-за работы. Трамвай удобнее и безопаснее, не надо переходить дорогу на Молочке. Там у нас слишком оживленное движение. Но он, блин, не всегда ходит. У меня ребенок мог на остановке стоять по сорок минут, по часу. Ну не безобразие ли?».
Рельсы уходят в небо
До конечной, что теперь вновь у Геологического колледжа, доезжает всего пассажиров пять. Получив в обмен на 17 рублей билетик, выхожу и жду, пока трамвай развернется и уйдет в свой очередной рейс.
Остановка, если честно, так себе. Собственно, от прилегающей территории её отличает наличие хоть какого-то асфальта. Ни остановочного павильона, где можно было бы укрыться от дождя или ветра, ни хотя бы одного фонаря, не говоря уже о мусорной урне, нет и в помине! Учитывая, как часто ходит вечерами одиннадцатый трамвай и безлюдность этого места, понимаешь, что отхватить «люлей» при случае здесь совсем не сложно.
Пересекаю насквозь разворотное кольцо и оказываюсь на тропинке. Мне повезло – путешествовал я тогда, когда саратовская грязь стала относиться к категории «немного подсохла». Справа от меня, если верить опорам контактной сети, оставшимся кое-где шпалам и кускам рельсов, как раз и проходила десять лет назад ныне ликвидированная ветка. Иду по тропинке. Теперь справа – строящаяся церковь. Метров сто, и я выхожу из зарослей на асфальтированную дорогу. Тут следы трамвайной ветки очевиднее – мимо рельсов, прочно заделанных в асфальт, не пройдешь, не заметив. Скорее всего, эти артефакты будет наблюдать не одно поколение – чтобы вытащить их, нужно хорошо постараться, предварительно разворотив дорожное полотно.
Ориентируясь то на шпалы, то на остатки рельсов, то на столбы, продолжаю своё путешествие. Не исключаю, что летом я бы довольно просто сбился со следа. Столбы уже плотно окружают деревья, некоторые из которых успели догнать их по росту. К счастью, осенью голые кроны не в состоянии скрыть опоры.
Неожиданно передо мной возникает забор автостоянки. Следующие столбы уже на её территории. Предприимчивый бизнесмен приспособил бывшие держатели контактной сети под свои нужды – провёл освещение. Стоянку приходиться обходить стороной. Слева – обыкновенная новая многоэтажка.
Обойдя стоянку, я чуть было не сбился с пути. Здесь трамвай резко уходил налево. Ухожу налево и я. Приходится идти вдоль гаражей, где грязь не так-то уж и подсохла. Стараюсь выбирать дорогу почище, что не очень-то получается... Опоры контактной сети совсем пропадают.
Светит незнакомая звезда
Но в них теперь и нет необходимости. На горизонте появляются новостройки и башни строительных кранов, ведь территорию Ленинского трамвайного депо было решено отдать под многоэтажную застройку. Ещё несколько сотен метров по грязи вдоль гаражей, и я оказываюсь у одного из домов. С этого места открывается потрясающий вид на Ленинский район: 3-я Дачная, поля НИИ Юго-Востока и так далее. Вместе со мной любоваться на город на закате приходят местные жители, муж и жена.
«Мы квартиру здесь купили в 2011 году. Тогда еще были остатки трамвайного депо. Его года четыре с переменных успехом разбирали. То ли на законных правах, то ли попросту тырили: плиты вывозили, ещё что-то», – рассказывает мужчина. А потом его перебивает супруга: «Как только всё до основания разобрали, стали дома штамповать. Они здесь как грибы растут после дождя. В прошлом году этого дома не было (оборачивается и указывает на ближайшую к нам многоэтажку). В феврале только сваи забивали, а сейчас уже дом стоит практически готовый к заселению».
«Вот повезёт жителям этого дома – такой вид потрясающий из окон!» – восхищаюсь я. Оказывается, сам того не желая, затронул больную для семейной пары тему. «Пока этот дом и другие рядом стоящие не построились, у нас из окна всё это было видно. А теперь у нас из окна вид на дом, из которого потрясающий вид», – говорит обиженно женщина. Дальше разговор заходит о транспортной доступности. «Да в принципе, не жалуемся. Вот когда все дома сдадут, будут проблемы. Но к тому времени, может, автобус какой-нибудь пустят по этой дороге», – предполагает мужчина и указывает в направлении, откуда я пришёл. Иными словами, он ждет, что общественный транспорт будет ходить по улице, по которой уже ходил трамвай. Правда, десять лет назад. «Так примерно здесь и ходил раньше одиннадцатый трамвай», – говорю ему. Мужчина в ответ лишь пожимает плечами и улыбается. Мол, мы что, не в России живём? Стране, в которой хотят как лучше, а получается как всегда.