Много шума... И ничего
Прошли полноценные заседания всех семи комитетов. Заседания получились неравноценные, но общие впечатления от работы комитетов печальные. Сложилось впечатление, что единороссы и коммунисты мерялись амбициями, а не работали над законопроектами. Представители ЕР и КПРФ на некоторых заседаниях вели себя отвратительно. На их фоне оба депутата от ЛДПР были прекрасны. Как с этической, так и с профессиональной точки зрения – с политическими лозунгами не выступали, вопросы задавали по сути законопроектов.
А у противоборствующих сторон особо «хороши» были единоросс Дмитрий Чернышевский и коммунист Александр Анидалов.
Что порадовало – депутаты своими обязанностями не манкировали, явка на заседаниях комитетов была запредельной. В большинстве случаев присутствовали порядка 20 избранников. А если учесть, что максимальное количество депутатов в комитете – 17, то это означает, что на заседания приходили не только члены комитетов.
О депутатской невнимательности, деньгах и «Соколе»
Заседание комитета по спорту, туризму и делам молодежи было, пожалуй, самым конструктивным из всех описанных ниже. По большому счету, депутаты рассматривали один вопрос (два других были техническими). Речь шла о финансировании командных видов спорта.
Докладывал профильный министр Александр Абросимов. Поскольку этот вопрос – горячий и господин Абросимов его знает досконально, то докладывал он хорошо. Коротко и четко: из бюджета выдаются гранты профессиональным клубам, защищающим честь Саратовской области. Сумма гранта рассчитывается исходя из многих показателей, в числе которых достигнутые результаты и наличие в составе команды не менее 30 процентов воспитанников областных спортивных школ. Всего получают грантовую поддержку из бюджета девять клубов, в том числе и «Сокол». Общая сумма грантов – 187 миллионов рублей. Еще 150 миллионов выделяют командам спонсоры.
Дмитрий Чернышевский спорил сам с собой |
Основным действующим лицом на заседании комитета оказался Дмитрий Чернышевский, который спорил с самим собой. Потому как Дмитрий Викторович сначала громко возмущался тем, что не хватает денег на ремонт спортивных залов в сельских школах, куда заниматься ходит всё село, а на профессиональный спорт, результатов которого не видно, тратятся миллионы: «187 миллионов, блин, а мы ищем каждые полмиллиона, чтобы отремонтировать спортзал, где занимаются дети». И тут же сообщал, что деньги на профессионалов нужны, что он за, но пусть дают результат: «спортсмены должны понимать и достигать...».
Коммунист Александр Анидалов, который хоть и не член спортивного комитета, тоже был активен. Александра Юрьевича интересовала судьба волейбольного «Протона». Точнее, соотношение бюджетных и спонсорских средств, которые идут на его финансирование. 18 на 70, тут же ответил министр. Анидалов не остановился и спросил, сколько имеет «Енисей», наш ближайший соперник. Абросимов знал и это: «400 миллионов. Из бюджета».
Но коммунист не смутился и уверил всех, что финансировать профессиональный спорт надо, потому что «у областного бюджета денег хватает на всё что угодно...».
На фоне Чернышевского и Анидалова очень хорошо смотрелся молодой председатель комитета, депутат от ЛДПР Дмитрий Пьяных, который спокойно сказал, что одно без другого существовать не может, если бы не было профессиональных клубов, ребятам из спортивных школ не было бы куда стремиться... Но при этом господин Пьяных посетовал, что наши граждане, в том числе и фанатский сектор, не знают, как финансируются клубы высоких достижений.
Тему «наших граждан» тут же подхватила депутат Юлия Литневская. Она, впрочем, для начала поинтересовалась суммой спонсорского финансирования клубов, которую Абросимов уже называл. А потом Юлия Михайловна сообщила, что движение «Любимый город», которое она курирует, готово заняться популяризацией профессиональных клубов и организовать их товарищеские матчи.
«Клубы готовы», – печально вздохнул министр, который рассказывает депутатам о проблемах финансирования не первый раз.
О депутатских баталиях и общественном совете
Председателю комитета по культуре Алле Лосиной опять не повезло. Потому что на заседании именно комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике разразился изрядный и очень неприятный скандал. Причем разразился он на пустом месте и при скоплении большого количества народа.
Но сначала всё было благостно. На заседании комитета согласовывали кандидатуры членов Общественного совета при областной думе. И большая часть потенциальных членов на заседание комитета пришла. Выяснилось, что заявления написали 54 человека, когда как в Совет может войти только 45. Но, как уточнила Алла Лосина, некоторые общественные организации делегировали в Совет по пять человек, но их убедили оставить двоих. Потом общественники говорили, что Совет – это хорошо и поднимаемые ими, общественниками, вопросы находят отклик в умах депутатов.
Андрею Саухину пришлось отвечать на вопросы |
Неприятности начались в самом финале заседания. В повестке дня любого думского мероприятия есть вопрос «Разное». Вот в рамках этого вопроса коммунист Анидалов напомнил Алле Лосиной, что она обещала вернуться к избранию третьего заместителя и что надо избрать коммуниста, «который будет представлять иную, отличную от партии власти точку зрения».
Сразу взвился депутат Чернышевский, который «против выбора по партийной линии, тут важны рабочие качества». Дмитрия Викторовича тут же поддержала Юлия Литневская, которая напомнила, что об этом говорила Алла Лосина еще на прошлом заседании комитета.
Александр Анидалов включил трибуна-горлана-главаря: «Давайте не строить иллюзий по поводу того, что в политическом органе можно обойтись без политики».
Депутат Дмитрий Петров предложил голосовать. Понятно, предложение коммуниста не поддержали. Дмитрий Чернышевский вскочил и начал паковать портфель, Ольга Алимова попросила его присесть, Чернышевский на повышенных тонах попросил ему не указывать.
Алимова тут же съязвила: «А слабо подраться?». Чернышевский, поняв, что перегнул палку, очень громко отвечал Алимовой, что с ней, с бабушкой русской революции, он готов обниматься.
И тут очень достойно проявил себя Дмитрий Пьяных, который попросил собравшихся вести себя по-мужски и не переходить на личности.
Аллу Лосину было жалко. А еще обидно было за всех депутатов.
О депутатской солидарности и административных штрафах с 2021 года
Анастасия Реброва осмелилась возразить Саухину |
Заседание коммунального комитета прошло относительно спокойно. Нет, вездесущий коммунист Александр Анидалов вопросы задавал, но это были конструктивные вопросы.
Никак не ладится с ведением у председателя комитета Александра Санинского. Самый обсуждаемый дополнительно внесенный в повестку дня вопрос обозначен председателем не был, и приходилось догадываться, о чем говорят депутаты. Хотя раздаточный информационный материал имелся.
Дополнительно, но первым пунктом повестки дня рассматривали изменения в закон об административных правонарушениях. А именно, введение с 2021 года на региональном уровне административных штрафов за нарушение правил благоустройства. Потому как регионы и муниципалитеты обязаны благоустраивать свои территории, а наказать тех, кто этому мешает, не могут. В 2021 году эта несправедливость будет устранена.
Депутат Вадим Рогожин поинтересовался, как рассчитывается сумма штрафа. Выяснилось, что исходя из опыта и здравого смысла. Депутат Александр Анидалов справедливо связал принимаемый документ с переходом региона на единого оператора по переработке мусора, и представители правительства предположение коммуниста подтвердили.
Но самой забавной была поднятая коммунистами проблема автостоянки, которую собираются соорудить между улицами Днепропетровской, Мамонтова и Чехова. Жители, населяющие прилегающие дома, категорически против, растет социальное напряжение, рассказывал коммунист Николай Бондаренко. Выяснилось, что автостоянку собираются строить аккурат во дворе Александра Санинского, и он в курсе проблемы.
Ольга Павлова, представитель губернатора в органах власти, пыталась задать собравшимся наводящие вопросы. Кто выдал разрешение на строительство? В чьей юрисдикции находится собственность? Но товарищ Бондаренко заявил, что обращались и в городскую думу, и в администрацию города, и вообще, надо использовать все площадки. Тем более что председатель профильного комитета в теме.
Депутат Леонид Писной, который мог бы расставить все точки над i в этой проблеме и как депутат от округа, и как профессионал, уже ушел с заседания.
О депутатской несогласованности и цене на ветеринарные услуги
Повестка дня аграрного комитета беды не предвещала – технические местные вопросы и рассмотрение федеральных документов. И вдруг выяснилось, что по каждому из федеральных законопроектов коммунисты предлагают создавать рабочую группу и рассматривать документы скрупулезно.
Дело в том, что уже давно существует практика согласования региональными парламентами федеральных законопроектов. Федеральный законодатель предлагает региональным коллегам поддержать или не поддержать документ, который собираются принимать к рассмотрению. В случае положительного решения документ после принятия в первом чтении опять отправляют в регионы, дабы получить предложения и замечания. Рассматриваемые на заседании комитета законопроекты это именно первый случай – поддержать и взять в работу или нет. Скандал разразился, когда депутаты обсуждали инициативу самарских законодателей по изменению Кодекса об административных правонарушениях. Речь идет об увеличении в шесть раз штрафов за перевозку сельскохозяйственных животных или продуктов животноводства без разрешительных документов. Опытные депутаты-аграрии и представители исполнительной власти такую новацию самарцев одобрили. А коммунист Николай Бондаренко начал интересоваться, не является ли предложение соседей формой конкурентной борьбы, коммунист Александр Нараевский спросил, сколько стоит разрешительный документ. Главный ветеринар области Алексей Частов начал объяснять, что цена невелика и в разных подразделениях разная. Коммунисты настаивали на конкретике.
Николай Кузнецов не ожидал скандала на своем комитете |
И тут председатель комитета Николай Кузнецов совершил опрометчивый поступок. Он предложил голосовать. Единоросское большинство проголосовало правильно. Николай Иванович продолжил было вести заседание, чем вывел из себя коммуниста Анидалова, который начал шумно возмущаться тем, что коммунистов игнорируют, и пригрозил покинуть мероприятие. За Кузнецова вступился депутат Дмитрий Чернышевский, который тоже на повышенных тонах рекомендовал Анидалову не устраивать обструкцию.
Ситуацию спас Частов, который, вероятно, заглянул в интернет и сообщил, что разрешительная справка стоит порядка 250 рублей за одно животное и плюс 45 рублей за каждое последующее от одного хозяина.
Все мгновенно успокоились, но неприятный осадочек остался.
О депутатской неосведомленности, которая порадовала
На заседании комитета по социальной политике случилось удивительное. Депутаты начали задавать многочисленные вопросы руководителю ТФОМС Алексею Саухину. Такого не было никогда за все годы существования ТФОМС. Вопрос, собственно, был проходным – обычное изменение бюджета фонда. Но только теперь депутаты спросили, откуда появились дополнительные деньги. Понятно, Алексей Николаевич тут же сообщил, что за счет штрафов, которые накладываются на медицинские учреждения, и за счет дотаций из других регионов, чьих больных пролечивали региональные клиники.
Депутат Леонид Писной попросил подробнее рассказать о штрафах. Саухин сказал, что медицинские учреждения штрафуются, если предоставляют некачественные услуги. Тут возмутилась депутат Анастасия Реброва, руководитель Энгельсского перинатального центра. Анастасия Анатольевна попросила уточнить Алексея Саухина, что больницы, как правило, наказываются за ненадлежащее ведение бумажной документации. Саухин не согласился и сказал, что с бумагами плохо по России, а в Саратовской области в первую очередь обращают внимание на качество лечения.
Депутат от ЛДПР Станислав Денисенко спросил, как соотносятся штрафы с качеством лечения. Еще Саухина спрашивали, куда пойдут дополнительные деньги (на повышение зарплаты медицинских работников), сколько мы платим ТФОМСам других регионов за лечение там жителей Саратовской области (на 40 процентов больше, чем нам; саратовцы за границами региона получают высокотехнологичную, дорогую помощь в Москве или Санкт-Петербурге).
Короче, у коммунистов отобрали инициативу по ведению дискуссии, и они даже не стали высказываться по величине прожиточного минимума пенсионера в 7990 рублей, которую утверждали на заседании.
О депутатской непримиримости и внутрипартийной ЕР-междоусобице
Вадим Ойкин – будущий первый зампред областного правительства |
На заседании комитета по госстроительству и местному самоуправлению для начала согласовали кандидатуру будущего первого заместителя председателя правительства Вадима Ойкина. Вопросов к номинанту не было – только коммунист Владимир Есипов спросил, какие направления будет курировать господин Ойкин. После трехсекундного замешательства депутаты получили ответ – финансово-экономический блок, антимонопольные службы, банковский сектор.
Конечно, Ойкин был главным сюрпризом минувшей среды.
Но самым забавным на заседании этого комитета было выступление депутата Сергея Курихина, которое он зачитал по бумажке. Выступил Сергей Георгиевич, когда депутаты закончили обсуждать кандидатуры мировых судей – четверых согласовали и один претендент снял свою кандидатуру с рассмотрения.
Вот про этого, снявшегося, рассказывал Сергей Курихин. А точнее, о предыстории вопроса. О том, что председатель думы пятого созыва пытался изменить решение комитета на заседании совета думы. И вообще, считает Курихин, что депутаты пятого созыва подходили к назначению мировых судей формально... Выступал Сергей Георгиевич достаточно долго, приводил примеры и призывал своих нынешних коллег быть бдительнее.
Депутат Владимир Капкаев, бывший председателем прошлой думы, пытался оправдаться, уверяя коллег, что единолично он никаких решений принимать не мог. Владимира Васильевича слушали невнимательно.
А депутат Курихин продолжал жестко настаивать, что возвращать документы в суд по отозванному претенденту надо с формулировкой «не согласован».
Заместитель председателя областного суда Артем Аниканов сообщил депутатам, что претендент, кандидатуру которого они так старательно обсуждают, уже уволился из суда. Но депутат Курихин настоял на своем, и в суд, помимо официальных документов, должно отправиться депутатское разъяснение.