Выигравшие вчера проиграют завтра

Оценить
Бюджетная политика – это детектив!

«Мы наблюдаем устойчивые темпы роста практически по всем доходным источникам», – отчитался перед депутатами Саратовской областной думы министр финансов Александр Выскребенцев. Жаль, что на этих словах не раздался салют и всем собравшимся на заседание комитета по бюджету в здании Саратовской областной думы не разнесли по бокалу шампанского. Могли бы поздравить депутаты с ростом машиностроение, торговлю, финансовые организации, что дали в этом году хороший плюс.

Шампанского не дали и даже не похлопали

Даже аплодисментами министра финансов за новость о том, что налогов собрали на 2 млрд 618 млн больше, чем планировалось, депутаты не наградили. Был, правда, один среди них чрезмерно любопытный, привыкший интересоваться у правительства, что, как да почему, который и на этот раз не утерпел и уточнил у министра, по каким видам налогов эти 2,6 миллиарда пришли в бюджет. Тому вопрос не понравился. И он ответил коротенько, что большую часть прироста дал налог на прибыль.

И снова не было фанфар. Хотя новый председатель комитета Владимир Капкаев мог бы срочно повестку дня переформатировать, передвинув поближе отчёт министра промышленности Андрея Куликова, чтобы депутаты не забыли, кому они обязаны таким солидным кусищем масла на давно чёрственький кусочек областного бюджетного хлебца. Министр экономики Юлия Швакова имела возможность красиво похвалиться. Заместитель руководителя налоговой службы области Ирина Антонова тоже прямо перед Владимиром Капкаевым сидела. И ей наверняка по теме было что сказать. Но не дали поговорить никому о победе. Не дали. Не воспринимает пока как увлекательный детектив роспись бюджетных доходов и расходов новый председатель комитета.

Ой, просчитали-и-и-ся-я

20 миллионов рублей из областного бюджета будет истрачено в этом году на стадион «Авангард». В дополнение к 30 млн рублям, что уже выделила Саратовская городская дума.

Депутат Леонид Писной напомнил коллегам, что вообще-то в начале года шла речь о том, что реконструкция тренировочной базы к чемпионату мира по футболу, местом которой в Саратове был выбран «Авангард», должна стоить 227 миллионов рублей. Если из этой суммы отнять 50 миллионов, которые дали город и область, то останется 177 миллионов. Депутата интересовало, пришлёт ли их федеральная власть или в Саратове появится новый объект незавершённого строительства.

Оказалось, что смета на реконструкцию стадиона вообще-то составляет 220 млн рублей. Деньги, которые дал город, до 30 ноября «будут освоены». На них построят основание футбольного поля. А 20 миллионов, которые выделяются из бюджета сейчас, пойдут на оборудование, которое будет установлено тоже в этом году. В следующем году федеральный центр пришлёт правительству области 89,8 млн рублей. Ну а остальную сумму придётся найти в бюджете города Саратова.

Где город найдёт почти 100 миллионов на ремонт «Авангарда» и почему это должен делать именно этот уровень власти, если Саратов как тренировочную базу в федеральном центре лоббировал губернатор, не стали выяснять. Но появилась новая информация. Оказывается, никто нам софинансировать смету федеральными деньгами и не обещал. Изначально федеральная власть оговаривала, что максимальная стоимость каждой тренировочной площадки для чемпионата мира должна быть не выше 134 миллионов рублей. В Саратове тогда говорили, что «Авангард» можно отремонтировать и за 110 миллионов. Но когда чиновники сделали мониторинг аналогичных смет по тренировочным площадкам в других регионах, то получилось, что «у кого 200, у кого 300, а у кого и больше затраты». То есть все думали наверняка, что федеральный центр почешет голову, вздохнёт и раскошелится. Ну и мы вместе со всеми свою смету увеличили. Но федеральный центр региональные надежды проигнорировал. И теперь чесать голову приходится на местах.

Можно, конечно, было прямо на заседании комитета дать наказ удешевить смету в два раза или попросить губернатора Радаева вообще отозвать Саратов из списка территорий с тренировочными базами. Но это уже тянуло на политический демарш. А с демаршами у нас в Саратовской области строго.

Призраков из дома Боголюбовского училища могут вытащить на суд людской

К министру культуры Татьяне Гараниной депутаты Леонид Писной и Сергей Курихин подкатили, как опытные детективы. Где, что, кому, сколько и почему, интересовались, увидев в расходной новой бюджетной росписи 30 миллионов рублей на исполнение судебных решений. Леонид Александрович только взглянул и понял, что это деньги по искам дольщиков недостроенного дома училища Боголюбова. Спросил: сколько еще придётся выплачивать? Оказалось, 5 миллионов. Леонид Александрович тут же включил в голове арифмометр и подсчитал, что общая сумма ущерба, который получил на этом доме бюджет, – 105 миллионов рублей.

Татьяна Гаранина уточнила, что вообще-то, если учитывать, что выплаты идут с 2015 года, то общий ущерб будет составлять 169 миллионов. Как поняли все присутствующие на заседании, некоторые дольщики отказывались от своих квартир, получая в обмен деньги от застройщика – министерства культуры. Но сейчас дом почти готов к вводу. И что министерство сделало с этими квартирами, за которые заплатило немаленькие деньги, желал узнать депутат.

Татьяна Гаранина успокоила его, что ими министерство расплачивалось за сделанные работы с подрядчиками, которые достраивали дом. Но в этой расплате на каждом шагу попадались неприятные подводные камни. Так, выяснилось, что стоимость квартир нельзя приравнять к 169 миллионам рублей, которые они стоили бюджету. Потому что, кроме собственно цены квартиры, эта сумма включает «неустойки» и «моральный ущерб» по 240 судебным решениям.

У депутата Сергея Курихина голова тоже умеет работать в режиме калькулятора. И он посчитал, что как минимум две тысячи метров в этом доме всё равно должно было остаться для работников культуры и членов их семей. И эти квартиры стоили минимум 2 млн долларов. И вот если к ним прибавляются еще 169 миллионов рублей для сторонних людей и стоимость инвестиционных участков, которые саратовская мэрия могла бы выставить на продажу, а отдала бесплатно тем, кто взялся достраивать дом, то инициатива минкульта по строительству этого дома оказалась уж слишком дорогой. Но этот факт никто не выносит на обсуждение. И не грозит тем людям, кто заварил такую кашу, уголовным делом. А между тем следственным органам есть к чему присмотреться.

По информации Сергея Курихина, оценочная компания оценивала квадратный метр в этом доме в случае замены квартиры на выплату в 60 тысяч рублей, а когда приходит черёд расплачиваться этими метрами с подрядчиком, то эта же оценочная компания оценивает эти же квадратные метры в два раза дешевле. И человек, получивший 60 миллионов, говорит: «Давайте мне в два раза больше квартир».

Татьяна Гаранина ответила Сергею Курихину, что она точно здесь ни при чем. Потому что уже несколько лет министерство передаёт свои тревожные сигналы в правоохранительные органы. Но они состава преступления в них не находили буквально до минувшего года. Леонид Писной упрекнул председателя областной Счетной палаты в том, что они могли бы тоже проверить каждый из закоулков истории про строительство этого дома. Тот ответил, что их просили проверить чистоту судебных решений, «а по судебным решениям бодаться нечего».

– Неужели самому не интересно? – не удержался от язвительного вопроса Леонид Александрович. Им вот с Курихиным очень тема кажется горячей.

Председатель комитета Владимир Капкаев «горячие темы» Писного и Курихина однозначно не жалует. Его вот интересует, будет достроен дом Боголюбовского училища в этом году или нет.

– Будет-будет, – заверила она. И обещала подготовить для всеобщего обозрения исчерпывающую информацию и про цену квартир, и про то, кому они ушли и за какие труды. А новый председатель думы даже попросил приложить туда номера и метраж квартир, которые в судебном порядке были выкуплены, с указанием, куда каждая из этих квартир дальше ушла.

Туда-сюда обратно, тебе и мне приятно

Депутат Николай Семенец поинтересовался у регионального министра финансов Александра Выскребенцева, как так получается, что областной Фонд капитального ремонта как следует еще не приступил к работе, а уже ему из бюджета требуется 60 миллионов рублей.

Министр объяснил, почему депутаты должны проголосовать за перечисление этих денег на счета Министерства строительства и ЖКХ, которое контролирует работу фонда. По словам Выскребенцева, «на сегодняшний день есть необходимость у министерства строительства и ЖКХ подавать иски на неплательщиков взносов на капитальный ремонт». А 60 миллионов рублей – это госпошлина, которую фонду нужно будет заплатить за судебные иски. «Если суд говорит о том, что мы правы, и судебное решение выносится в нашу пользу, то госпошлину будет платить ответчик. И она вернётся обратно в бюджет», – пояснил министр финансов.

И никто из депутатов Саратовской областной думы этими условными тратами не возмутился. Не вспомнил лишний раз к слову про то, что областной Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов меняет уже не первого руководителя. Что последнему из руководителей этой структуры Андрею Блохину вот только пару месяцев назад вменялось во всех СМИ недостойное поведение и превышение полномочий после прокурорской проверки, выявившей легкомысленное обращение с деньгами, правда, на предыдущей работе. Что сайт регионального оператора совершенно нерабочий. Что деньги за капремонт не так-то просто отдать, а банковские проводки сопровождаются комиссией, хотя в России региональные прокуроры уже неоднократно через суд обязывали подобные структуры организовать приём платежей без дополнительных трат на комиссии.

Осталось неизвестным, сколько исковых заявлений собирается подать регоператор, сколько людей придёт в суд по повесткам, сколько из них потом заплатит взносы фонду по принуждению и сколько приставов отправится по адресам неплательщиков. Последняя цифра, между прочим, самая интересная. Потому что работа пристава по каждому взысканию платежей за капремонт оценивается в тысячу рублей. И даже если люди потом их и заплатят, есть вероятность, что и этому ведомству придётся сначала проплатить из областного бюджета авансом за будущие труды тяжкие.

В чью пользу несправедливость?

190 тысяч владельцев нового жилья не платили пять лет налог на имущество физических лиц. Потому что по закону он исчислялся от инвентаризационной стоимости. А в Саратовской области она с 2013 года не рассчитывалась. Владельцам старого жилья в это время ежегодно прибавлялись повышающие налог коэффициенты. И при всей этой несправедливости Саратовская область изо всех сил тянула с переходом на механизм уплаты налога, где в основе будет лежать кадастровая стоимость имущества. И вот тянуть больше некуда. Подходят последние сроки, и Саратовской области нужно успеть в последний вагон, чтобы совсем уж не опозориться на федеральном уровне.

По словам министра экономического развития Юлии Шваковой, по кадастровой стоимости налог на жильё считают уже в 66 регионах России. И никто не скрывал, что главной целью этого закона было «устранение несправедливости». Только мы почему-то эту главную цель игнорировали. Единственным объяснением можно считать тот факт, что, по подсчётам минэконома, общая сумма платежей останется примерно одинаковой. Она просто перераспределится между плательщиками.

Новый механизм исчисления налога должен быть введен муниципалитетами до 1 декабря 2017 года. Первый налог по новому платить придётся в декабре 2019 года. За это время предстоит провести огромную разъяснительную работу. Депутаты настоятельно попросили налоговиков сначала рассказать все нюансы им. Хотят быть во всеоружии под градом вопросов 190 тысяч обладателей квартир в новостройках.