Самоорганизующийся корабль дураков
В пятый раз прошла международная научно-практическая конференция «Искусство и власть». Ни юбилей, ни интересная объединяющая всех тема зрителей на собственно лекционную часть не привлекли. Впрочем, это свойственно конференциям.
А готовились к ней с размахом, тем более что «Искусство и власть» входит в программу празднования 260-летия Российской академии художеств, а руководителем проекта является вице-президент РАХ Константин Худяков. Так что представительство на мероприятии было впечатляющим – 80 человек из России, Словакии (Братислава) и Германии (Дрезден). 10 академиков и два члена-корреспондента РАХ, 18 профессоров и 26 кандидатов наук. И все они встретились в Саратове 19 октября.
Диджитал-Балтай
Условно говоря, всю конференцию можно было поделить на официальные и неофициальные (в смысле не на широкую публику) части. Почти все официальные так или иначе были связаны с именем Худякова, особенно в последний день конференции. В частности, в Балтайском краеведческом музее, куда делегация двинулась после торжественного мероприятия в честь пятилетия Художественного музея в Базарном Карабулаке, открылась экспозиция «Константин Худяков. Искусство глубокого погружения». Почему в Балтае? Ответ предельно простой – Константин Васильевич родился в соседнем с райцентром селе Царевщина.
Работает Худяков в стилистике мультитач-арт. Благодаря цифровым технологиям он создает работы не на привычных холстах, а на стерео-лайт-панелях, прикосновение к которым вызывает изменение картины. Иными словами, это интерактивное искусство. И им Худяков решил поделиться с земляками, привезя на хранение некоторые свои работы и виртуальный шлем. Художник признался: «Получилась чистая, спокойная, стильная выставка с хорошим дизайном. Всё сделано безупречно. Её не стыдно показать любому посетителю, хоть тому же Зурабу Церетели».
За два дня до этого, в музее Радищева, солировала его дочь Александра Худякова. В стенах корпуса на Первомайской открылась масштабная и роскошная выставка художественной куклы «Корабль дураков+». Это проект курируемой Александрой экспериментальной творческой мастерской «DollArt.Ru» РАХ и Творческого союза художников России. Название выставки, по словам Худяковой, является отсылкой не только к поэме Себастьяна Бранта, но и своеобразной иронией по поводу занятий художников, поэтов и других творческих людей, которые в XXI веке пытаются что-то сказать зрителю.
А нужна ли нам самоорганизация?
Центральной же темой всей конференции стала регионалистика.
Во-первых, одна из секций называлась «Современное искусство в городе: опыт регионов», во-вторых, 20 октября в галерее «ИМХО», базирующейся в Доме работников искусства, открылся вернисаж о художественных самоорганизациях «Открытые системы», который в Саратов привез музей современного искусства «Гараж» (Москва). В-третьих, сразу после этого с лекцией «Современное искусство в регионах – симуляция или ассимиляция?» выступил один из участников знаменитой московской группы «Синие носы» Александр Шабуров. Наконец, в-четвертых, конференцию закрывала итоговая лекция-дискуссия Антонины Трубицыной, архивиста исследовательского отдела МСИ «Гараж».
Секция «Современное искусство в городе: опыт регионов», к сожалению, практически не собрала слушателей, так что докладчики выступали друг перед другом и не особо соблюдали регламент – одно сообщение спокойно могло длиться 40 минут. Обсуждали, например, самоорганизации в Осло и Архангельске, а старший научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи Марина Пугина рассказывала, что, несмотря на провал проекта превращения её родного города в новую культурную столицу, после отъезда куратора Марата Гельмана современное искусство в городе не исчезло. Да, амбиции уже не те, но ничего не пропало.
Несколько докладов были посвящены Саратову. Арт-критик и художник Алексей Трубецков сделал подробный доклад о развитии современного искусства в Саратове с упором на самоорганизации. Из него, например, можно было сделать вывод, что одним из крестных отцов самоорганизаций в Саратове является художник Александр Гнутов. Он же Баюн, Саша Скоморох, Санечек и Ворон Огонь – основоположник телесноориентированной мифологии и создатель фестиваля «Смешанный лес» в парке Победы. Особенностью этого фестиваля было то, что художники должны были закапывать в землю произведения, которые приносили с собой. Из-за этого нередко перед ними стояла дилемма – принести то, что не жалко, или пожертвовать чем-то ценным. Условие в духе провокационного творчества Гнутова, который, ко всему прочему, стоял у истоков феминистского объединения художниц Volga Girls. Кстати, самого Гнутова на мероприятиях «Искусства и власти» встретить не довелось.
Лекция Трубицыной, заявленная на последний день конференции, по сути, превратилась в круглый стол, на котором обсуждали перспективы развития художественных самоорганизаций в России. И хотя много внимания было уделено феномену первой в Саратове галереи современного искусства «ИМХО», к повестке дня всё равно возвращались. Другое дело, что не все участники были твердо уверены в том, что самоорганизации нужны сами по себе.
Отдельным пунктом обсуждения стали региональные филиалы ГЦСИ (Государственный центр современного искусства) – активируют ли они художественную жизнь в регионах или нет. Если брать опыт Нижнего Новгорода, то он показывает, что самоорганизации при наличии крупной государственной институции не живут. Возможно, именно по этой причине один из участников дискуссии со скепсисом высказался в адрес будущего ГЦСИ в Саратове. Мол, там будет не современное искусство, а искусство современников. И вообще, почти наверняка это станет местом паломничества хипстеров и площадкой для развития не столько искусства, сколько развлечений.
Симуляция, провокация, москвизация
Если люди хотели услышать от участника арт-группы «Синие носы» Александра Шабурова серьезную лекцию на тему современного искусства в провинции, то они явно были плохо знакомы с творчеством провокационного художника. В свое время тогдашний министр культуры Александр Соколов называл работы «Синих носов» порнографией и позором России, в 1998 году Шабуров получил грант Фонда Сороса на лечение и протезирование своих зубов как художественного проекта, а вскоре после дефолта заказал собственную панихиду в крематории и в течение нескольких часов слушал из гроба прощальные речи своих друзей. Кто-то из них пришел с зонтиком – в голливудских фильмах, когда кого-то хоронят, обязательно идет дождь.
В общем, такой вот интересный человек Александр Шабуров. Его лекция тоже превратилась во что-то вроде перформанса – в течение почти двух часов Александр травил анекдоты, говорил, что на Западе до сих пор воспринимают Россию как страну с ГУЛАГами, а его творчество как гражданский подвиг. Еще Шабуров считает, что пока в провинции будут копировать Москву и, шире, Запад, ни о каком современном искусстве и речи идти не может. Тем более что Москве дела нет до регионов, особенно до подобострастных.
Далее Шабуров призывал не зацикливаться на форме – в основе произведения содержание и только содержание, вернее, мощное высказывание. Любой продукт на потребу публике в попытке угнаться за модным трендом пуст. Не должно быть никакого возвеличивания современного искусства, которое воспринимается как нечто совсем иное, чем просто искусство. Всё это, замечал Шабуров, отдает сектантством. Просто надо понимать, что современное искусство – это то, что сформировалось с учетом новых технологий. Еще Александр кинул мысль, что художнику не стоит угождать заказчику.