Yusuf. Laughing Apple, 2017
Тот самый случай, когда, увы, перипетии жизни музыканта более популярны, чем его творчество. Стивен Деметр Джоржуа родился в Лондоне в 1948 году, с музыкой познакомился благодаря коллекции грампластинок старшей сестры. В 12 лет попробовал писать песни сам. И получилось ведь! В 16 уже выступал в лондонских пабах, а в 19 выпустил два первых альбома. К тому времени Стивен уже звался Кэт Стивенс – подруга заметила, что у него «кошачьи» глаза. Парень быстро шел в гору, выступал вместе с Джимми Хендриксом. На втором его альбоме New Masters (1967) была песня First Cut Is the Deepest, ставшая мировым хитом в исполнении Рода Стюарта.
В итоге Кэт доработался до туберкулеза. В больнице у певца вдобавок развилась паранойя: он считал, что скоро умрет, но от него скрывают правду. Но как говорил сам музыкант, болезнь «явилась стимулом к тому, чтобы выйти на новое направление в развитии; подсказала мысль о том, что следовало бы больше узнать о духовной стороне этой жизни, прежде чем покинуть её». Обновленный Стивенс действительно вышел на новый уровень, его альбом Tea For The Tillerman (1970) попал в число 500 величайших альбомов по версии журнала Rolling Stone. Хит следовал за хитом, альбомы приобретали золотой статус, всё шло замечательно, но тут в жизнь Кэта вмешался рок.
В 1975 году, отдыхая в Малибу, он чуть не утонул, а спасшись, решил, что будет работать только ради бога, сохранившего ему жизнь. Бога он выбирал достаточно долго, пока ему не дали прочитать Коран. В 1977 году Стивенс официально стал мусульманином и принял имя Юсуф Ислам. Как всякий вновь обращенный, он стал более ревностным мусульманином, чем обычные верующие. Пытался запретить распространение своих песен, публично поддержал смертный приговор Салману Рушди (англо-индийский писатель, приговоренный к смерти иранскими аятоллами за роман «Сатанинские стихи»). Его не пустили в США, потому что подозревали в связях с Хамас (не запрещенной в России террористической организацией). После принятия ислама Юсуф на сцену вышел только в начале этого века, а первый после перерыва альбом нерелигиозной музыки появился в 2009 году.
В этом десятилетии Юсуф выпустил два альбома: Tell 'Em I’m Gone (2014) и Laughing Apple. Продюсером диска стал Пол Самвел-Смит – еще один гигант, бас гитарист легендарных Yardbirds. И если первый диск можно назвать несколько американизированным, чего стоит титульная Tell 'Em I’m Gone – исконный корневой блюз, то Apple – чисто английский альбом. Ведь, несмотря на все перемены, Кэт-Юсуф остался английским певцом. Это альбом народный, фолковый. Музыка его чиста и прозрачна. Его можно даже назвать немного детским, не зря же в одной из песен звучит ребячий смех, а сам певец исполняет Mary Had A Little Lamb – широко известную детскую песенку. Но если вслушаться в закрывающую диск I’m So Sleepy, то понимаешь, что речь идет не о простом сне, а о том, где встречаются с гуриями. И становится грустно. И еще здесь перекличка через 50 лет с альбомом New Masters, и четыре песни из того альбома включены в нынешний. Такое вот подведение итогов.