Неувиденное – своими глазами

Оценить
Неувиденное – своими глазами
Фото Андрей Сергеев
Плюсы и минусы экскурсии по старому Саратову

Параллельный мир. Он существует и находится совсем рядом. Но мы, спешащие по делам, его не замечаем. А ведь нужно просто остановиться и посмотреть вокруг внимательно. Этот мир можно даже потрогать, достаточно просто протянуть руку. Называется он – старый Саратов.

Вечером в четверг я попала на первую в своей жизни экскурсию по городу. Называлась она загадочно – «Увидеть неувиденное». Посвящена встреча была действующим и утраченным храмам Саратова. Проводилась экскурсия в рамках проекта «Прогулки по четвергам от музея Федина».

Интересующихся историей города набралось прилично – два часа, что длилась прогулка, за экскурсоводом бегал хвост в 40 человек. Хотя «прилично» здесь понятие относительное. С точки зрения статистики пришедшая на встречу кучка – капля в море почти 850-тысячного населения Саратова. А вот с точки зрения участника прогулки с количеством был перебор – слышно экскурсовода было плохо.

Не перекрывая уличного шума

Местом встречи было выбрано пересечение Московской и Октябрьской улиц. Здесь когда-то располагались Московские крепостные ворота Саратова. На часах шесть вечера. В городе час пик. На дорогах пробки. Рев моторов, сигналы клаксонов.

В основной массе, как мне показалось, экскурсантами оказались люди бывалые. Прогулка по городу была для них не первой. Костяк составляли женщины средних лет и бабулечки.

Краевед Мария Силашина обменяла деньги на музейные билетики – стоила экскурсия 100 рублей, представилась собравшимся и начала рассказ.

В стародавние времена Саратов был крупным православным центром. В городе действовало 115 церквей, монастырей, часовен. Говорила ли Силашина о том, сколько культовых сооружений в городе сейчас, я не знаю. Звук микрофона не способен был перекрыть уличный шум. Люди жались плотнее к экскурсоводу, образуя вокруг неё четыре кольца. Мне в третьем кольце было не слышно почти половины лекции. Жалобные просьбы, раздававшиеся из четвертого, говорить громче утопали в гуле машин, не долетая до адресата.

В современном Саратове насчитывается чуть более 60 культовых сооружений. В их числе строящиеся и действующие церкви, часовни, монастыри. При этом стоит учесть, что по площади старый Саратов был меньше нынешнего раз в шесть.

О Киновии с печалью

Прогулка началась с храма, история которого сопоставима с историей самого города. При этом мало кто из саратовцев о нем знает. Находится храм на улице Октябрьской. Будете проходить мимо Дома кино, обратите внимание на соседнее неприметное здание с небольшим изображением Христа на одной из стен. Это и есть Киновия. Или Храм Страстей Господних.

Вырос он из часовни, которая изначально находилась за крепостными воротами. Но город ширился, леса, окружающие его, вырубались, и к 19 веку часовня, обращенная в церковь, оказалась уже в самом центре Саратова.

Культовое сооружение находилось в монастырском подворье, отсюда и пошло его народное название – «киновия», слово это с греческого переводится как «общежитие». Стоит отметить, что эта церковь вела активную пропагандистскую работу и боролась с раскольниками.

Сейчас здание храма находится в аварийном состоянии. Снаружи оно выглядит еще прилично, облупившиеся фасады в Саратове – явление привычное, а вот внутренности его производят удручающее впечатление. Именно внутренности – в советский период здание было неоднократно препарировано. В разные годы здесь жили милиционеры, сотрудники студии кинохроники, занималась спортом молодежь.

Восстанавливается Киновия в основном за счет пожертвований прихожан. Учитывая масштаб дел, процесс это нескорый. Службы проходят во временном храме – еще одном соседствующем с Домом кино здании. Раньше здесь находился учебно-заработный дом. Сейчас сироты просто воспитываются в интернатах, а раньше их сразу обучали профессиям. Говорят, что одной из воспитанниц этого самого приюта была будущая звезда – Лидия Русланова.

Всю эту историю мы прослушали, шагая сначала вниз, а потом вверх по Октябрьской. И если во временный храм может попасть любой желающий, то двери исторического открываются изредка и не для всех.

Соленые храмы

Наша компания привлекала внимание. Пару раз к шествию присоединялись попутчики. Но услышав тему, покидали нас. Во время стоянок подходившие поближе к толпе прохожие задавали вопросы из разряда «а что дают?».

Современные саратовцы порой жалуются, что церкви сейчас строят почти на каждом углу. А вот в прежние времена на одном углу могло быть и по три храма сразу. Рядом с Киновией находилось еще две церкви: Спасо-Преображенская и Вознесенско-Горянская.

Первая располагалась на том месте, где разбит сквер Первой учительницы. Примечательна тем, что была она единоверческой, то есть с возможностью служения по старому обряду, с соблюдением определенных условностей. Вторая церковь находилась через дорогу – напротив сквера. Она была самой большой в городе. Вмещала около трёх тысяч человек. Сейчас на этом месте стоит длинный жилой дом с библиотекой, который занимает целый квартал – от Октябрьской до Вознесенской.

От культового сооружения остались только кладка, на нее можно посмотреть со двора дома, и въездные колонны – облезлые невысокие строения с торца здания со стороны Вознесенской.

На улице к тому моменту стемнело, поэтому кладку мы не видели, постояв немного у колонн и послушав рассказ, двинулись дальше. Прошли дом купца Образцова. Дом примечателен тем, что был резиденцией саратовских губернаторов, Хрисанфа Образцов интересен тем, что разбогател с нуля до купца первой гильдии, продавая соль. Две церкви, о которых речь велась выше, были построены и восстановлены на его деньги.

Заряд патриотизма

Остановились у дома купчихи Анны Чирихиной. Доставшееся ей по наследству строение она отдала под школу для слабовидящих и незрячих. Дальше была история про архитектора Михаила Салько, который бесплатно составил проект перестройки здания. И про то, что именно в Саратове было положено начало российской коррекционной педагогике. Зарядившись патриотизмом, мы двинулись дальше.

Участники экскурсии, пришедшие в компании, стали делиться друг с другом впечатлениями от услышанного. Поражались люди деградации современных граждан и потерей Саратовом рейтинга. От крупного православного центра, филантропов и просто неравнодушного общества не осталось и следа. Сегодня Саратов воспринимают только как имя нарицательное отсталого провинциального города.

«Вон в новостях постоянно наши ужасы показывают», – заметила одна из участниц прогулки. «А в сериалах! Городов полно, но все герои из Саратова», – согласилась с ней другая.

Под разговоры добрались мы до Никольского храма. Точнее, магазина «Юбилейный». От храма ничего не осталось. Если не считать перепада высот, которому, по словам Силашиной, так удивляются приезжающие в город туристы. Была такая традиция – делать для церквей горки, чтобы они еще больше возвышались над домами.

Спустившись вниз до Музейной площади, мы узнали, что самой древней церковью Саратова является не Троицкая, как думают многие, а Казанская. Именно её когда-то перенесли с левого берега на правый. Обе церкви были изначально деревянными, обе сгорели. В камне первой восстановили Троицкую. Отсюда и пошло заблуждение. И если у Троицкой церкви – кафедрального собора Саратова, всё хорошо, то от Казанской остался лишь кусочек стены.

Дальше экскурсия двинулась вдоль Краеведческого музея к женскому Крестовоздвиженскому монастырю. Точнее, тому, что от него осталось. К этому моменту скорость экскурсантов снизилась. После полутора часов на ногах стала чувствоваться усталость.

Под конец нам рассказали историю о сокровищах, которая вызвала интерес и некое недоумение. По данным диггеров, в подземных ходах под корпусами монастыря, сейчас там находится гостиница «Словакия», монахини спрятали клад. Есть там, по данным «копателей», и золото, и жемчуга. «Что же, раз фотографии богатства есть, пусть и затопленного, достать его нельзя?» – об этом экскурсанты говорили, пока мы шли к конечной точке маршрута. Находилась она в арке «Звонница», где висят 50 валдайских колокольчиков. Это в доме № 6 по Набережной Космонавтов.

Красивый финал был смазан. Пока экскурсовод читала стихи, найденные в дневнике княжны Ольги в Ипатьевском доме, в арку въехала машина. Широченная БМВ прижала экскурсантов к стенам, а стихи заглушил усилившийся под сводом звук двигателя.