По детскому саду № 87 хороших новостей нет
Звонок в редакции раздался примерно через неделю после массовых пожаров в Ростове (там выгорело несколько кварталов частного сектора, который теперь отошёл застройщикам под строительство многоэтажек). «Нас тут скоро всех сожгут, как в Ростове!» – женский голос в трубке дрожал от возмущения и страха. Оказалось, что во дворе бывшего детского сада молодежь жжёт костры и жарит шашлык. И милиция не реагирует. Мы приехали туда посмотреть, что к чему, и успокоить местных жителей, но история оказалась куда интереснее.
Эта груда кирпича
Бывший детсад № 87 находится по адресу: Бульварная, 2а. Это посёлок Молодёжный, что в Ленинском районе. Следующая остановка за кольцом НИИ в сторону Елшанки по улице Шехурдина. Когда-то сад принадлежал ПО «Рефлектор» (завод ПУЛ). В 90-е, когда завод избавлялся от непрофильных активов, он избавился и от детского сада, в свое время одного из лучших детских садов в районе.
Сейчас это старые развалины. «Груда кирпича» – так называют его местные жители.
Остов бывшего детского сада слепыми окнами смотрит на улицу. В крыше зияют дыры, перекрытий нет, окна выбиты. Рядом с домом ощущается характерный запах общественного туалета. За разрушенным зданием – кустистые заросли. В зарослях груды мусора. А ещё там периодически разводит костры и устраивает «шашлыки» неизвестная молодёжь. По словам жильцов, милиция по вызову не приезжает. Или приезжает, но на следующее утро, когда необходимость в прекращении оров и пьяного балагана уже отпадает.
Страх, что их «сожгут», у жильцов появился не вчера. Баталии за участок земли под детским садом идут не первый год. И они не шуточные. Пока с небольшим перевесом в этой борьбе ведут местные жители.
Как детсад превращали в кирпич
Бывший детсад долгое время кочевал из рук в руки. С 1995 года здание по договору о безвозмездном пользовании перешло к районному отделению Всероссийского общества инвалидов. К середине нулевых эта ситуация перестала устраивать городские власти. И они, сославшись на то, что «строение находится в аварийном состоянии, пустует», договор с общественной организацией аннулировали. Правда, жильцы соседних домов уверяют, что как раз ВОИ Ленинского района было последним, кто хоть как-то заботился о сохранности бывшего детсада.
Но здание передали ФГУ «Дорожное эксплуатационное предприятие № 331». Участок – прилегающая территория детского сада, который с 2007 года оформлен в собственность Российской Федерации, находился у предприятия на праве аренды.
Именно в это время с садиком стали происходить странные метаморфозы. Какая-то фирма, взявшая детсад в аренду, собралась открыть там ломбард. Но, поняв, что имеет дело с деревянным строением (детский сад, как и все окружающие постройки, кирпичный только с виду – каменные у него несущие стены, все перекрытия – деревянные), бросила переделку на полдороге. С вынутыми окнами, снятыми дверьми и разобранными потолками. Так оно до сих пор и стоит, приходя в негодность.
Дорожное предприятие, в чьем ведении детский сад находился, обанкротилось. Конкурсным управляющим был назначен Владимир Серебряков. С этого момента, как говорится, следите за руками.
29 декабря 2011 года на регистрационный учет в налоговой поставлено ООО «Инвариант», основную долю в котором – 51% – имеет Владимир Серебряков.
Уже 30 декабря был заключен договор замены стороны, по которому ФГУ ДЭП № 331 (имуществом которого распоряжался Серебряков) уступил право аренды земельного участка под зданием детского сада ООО «Инвариант» за одну тысячу рублей. Нежилое здание, кстати, тоже принадлежит на праве собственности ООО «Инвариант».
Тут надо пояснить: здание детского сада – эта груда кирпичей, дом-призрак, остов – никому не сдалось. Но пока ты владеешь домом, право аренды на земельный участок под ним распространяется на него автоматически. А участок очень хороший. Большой, красивый. Лакомый кусок.
Поэтому Серебряков быстренько находит субарендатора: 6 февраля ООО «Инвариант» сдаёт арендованный у государства участок земли ООО «Базис», а у последнего уже есть проект постройки на этом участке многоквартирного 10-этажного дома со встроено-пристроенными помещениями. Одна проблема. Вид разрешённого использования участка – многоквартирная застройка домами от трёх до шести этажей. А значит, нужна процедура публичных слушаний.
Через процедуру публичных слушаний застройщикам протащить свой проект не удалось по двум причинам. Первая – 3 августа 2012 года на защиту своего двора пришли жители всех окружающих домов: Бульварная, Ламповая, Шехурдина. Там были все. И все высказались против. Вторая – жителей неожиданно поддержала Ольга Баталина.
– Мы ей сразу начали писать, – говорит Татьяна Александровна, жительница соседнего с детским садом дома. Это её возмущённый голос заставил нас выехать на место. – Она нашу историю хорошо знает.
– Она на наших слушаниях выступила, – вспоминает её соседка Элла Ефимовна. – В те годы была нехватка мест в детских садах, а она как раз за это направление отвечала. И она так выступила: «Мы ищем место, где строить садики, а вы тут свои стройки точечные!» Так сказала, что вся архитектура её поддержала, и от нас отстали. И мы, вроде как, победили.
В июле 2014 года городская дума приняла решение, согласно которому вид разрешённого использования у участка с кадастровым номером 64:48:040343:7 (та самая территория детского сада) изменили с Ж-2 (многоквартирная застройка от 3 до 6 этажей) на Р-2 (зона зелёных насаждений общего пользования). ООО «Инвариант» подавало в суд на администрацию города по поводу этого решения и проиграло дело и в первой инстанции, и во второй.
В марте 2017 года у ООО «Инвариант» закончился срок аренды участка.
Исаев им поможет?
Тут бы радоваться за жителей, но... Как почти в любой подобной истории, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Несмотря на все эти позитивные шаги и дивный документооборот, на практике всё очень и очень грустно. Во дворе старого квартала – остов старого детского сада. За ним – бесхозная территория со старым бассейном. Дно его усыпано битым стеклом. На площадке рядом с этой ямой – старый диван и тут же мангал. Тут и там следы кострищ. Мусор, пластиковые пивные бутылки, жестяные банки, пакеты от чипсов и семечек.
– Все говорят, что мы сами должны сейчас заботиться о благоустройстве собственных дворов, – пожимает плечами Татьяна Александровна. – Уж сколько мы с Эллой Ефимовной этих субботников устраивали, сколько этого мусора выгребли! Зачищали, чистили. А толку? Как воду в решете!
– О нас знают все чиновники – и Сараев знал, и Саяпин, – вторит ей Элла Ефимовна. – И Баталина всё про нас знает. Мы всех обошли. Но каждый раз получаем от чиновников только отписки. У нас же был прекрасный парк через дорогу. Там теперь магазины, заправки, даже выйти погулять негде. Снесли бы это здание. Разбили бы здесь парк. Мы бы за ним ухаживали. Нам гулять негде.
Увы, «в силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок».
Депутат Государственной думы Ольга Баталина, комментируя эту ситуацию, заметила, что «по этому вопросу хороших новостей нет. Право на землю следует за правом на объект недвижимости. Передавать его безвозмездно городу владелец, скорее всего, не собирается, во всяком случае, таких предложений не было. Выкупать там нечего и не имеет никакого смысла, так что только понуждать владельца следить за своей собственностью».
Связаться с г-ном Серебряковым не удалось. По телефонам, указанным для связи с ООО «Инвариант», не берут трубку.
Впрочем, у нас, кажется, новый градоначальник? Может быть, Михаилу Исаеву удастся решить нерешаемую проблему, перед которой пасует даже депутат Госдумы?