Два кусочека колбаски под соусом дождя...

Оценить
На Театральной площади в очередной раз прошла сельскохозяйственная ярмарка

«Да ты посмотри только, дождь какой! Какой нормальный человек поедет в такую погоду? Никого там не будет! Быстро всё купим и назад», – в автобусе пенсионерка утешала своего мужа, который, судя по выражению лица, не очень хотел субботним утром ехать на другой конец города за картошкой и морковкой. Но таких «нормальных» оказалось больше чем достаточно. Уже на выходе из автобуса образовалась небольшая пробка. Большинство пассажиров в куртках-дождевиках, в галошах и с тележками. Сквозь запотевшие стекла автобуса было видно, что народа на площади собралось много. Потолкаться придется. И даже непогода не стала саратовцам помехой.

Не в моркови счастье

В субботу утром дождь шёл, не переставая – то лил не по-детски, то немного сбавлял обороты, просто моросил. Под навесами, которые продавцы соорудили для сохранности результатов своих трудов от влаги, хотелось задерживаться как можно дольше. Благо, что из таких навесов состояла практически вся площадь. Надоело любоваться всевозможными сортами мёда – пошёл под следующий навес.

«Сколько стоит у вас морковь?» – спрашивает у женщины-продавца мужчина-покупатель. Та отвечает, что 25 рублей за кило. Мягко скажем, мужик обомлел: «А что так дорого? Её что, сам президент выращивал?». Продавщица оказалась не из робкого десятка, да и за словом в карман лезть она не привыкла: «Да ты посмотри, какая морковь-то шикарная! Поэтому так и стоит. Не нравится, покупай в другом месте, там, где дешевле».

Собственно, мужчина так и сделал – пошёл к тем, у кого дешевле. А продавщица добавила стоящей рядом женщине, которая ей наливала кофе: «Привыкли всякое дерьмо за бесценок покупать. Для такой моркови и 25 рублей за кило мало!». «Согласна! Морковь отличная у вас!» – похвалила корнеплод дама, протягивая продавцу пластиковый стакан с кофе «три в одном» в обмен на несколько монет.

А тем временем мужчина, которого не устроила цена моркови, возмущался уже у другого лотка. Продавец (на этот раз мужчина) терпеливо слушал, поддакивал и накладывал возмущенному покупателю в мешок морковки по более низкой цене. Вскоре компанию им составила та самая «женщина с кофе». «Чай, кофе не желаете?» – поинтересовалась она. Положительно ответил только недовольный ценой моркови покупатель. Пока кофе наливался, женщина решила поддержать своего клиента: «Да она совсем офигела со своей морковью. Такие цены ломит за неё!». Иными словами, и вашим, и нашим за рубль спляшем.

Дохожу до конца ряда и разворачиваюсь назад. Теперь уже чаще смотрю себе под ноги. Непрекращающийся дождь делает свое дело – ботинки хлюпают, по площади бегут ручьи, объединяясь в довольно большие лужи. Внимание вновь привлекает лоток с дорогой морковью. «Морковь почём?» – интересуется покупательница. «250 рублей!» – огрызается продавщица. «Сколько?!» – переспрашивает покупательница. «Триста!» – слышится в ответ.

За кем будете?

Ну какая ярмарка без очередей? Если нет очереди, то это как бы и не ярмарка. И очень редко, когда в очереди обходятся без ссор, возникших на почве «вы здесь не стояли» и «никто не говорил, что вы за ним занимали». Что-то подобное произошло у машины с картошкой. В борьбе за ведро нашего второго хлеба схлестнулись две женщины. «Вот вы что лезете без очереди? Я уже заказала ведро. Мне наберут сначала, а потом хоть всю машину покупайте». Вторая дама оказалась менее многословной. Свою соперницу она просто игнорировала, обращаясь напрямую к продавцу. Ему не позавидуешь в такой ситуации, ведь его задача продать как можно больше. Хочется и одной угодить, и другой, а руки всего две.

Два кусочека колбаски под соусом дождя...Каждый из продавцов зазывал прохожих покупателей к своему лотку разными способами. Кто-то низкими ценами, кто-то качеством продукции, а одна продавщица оказалась оригинальнее других. «Смотрите, какой картофан! Прям как ваш сарафан! Купите у меня морковь, будет у вас любовь! Посмотрите, какая репка – сладкая, как конфетка! Ах, что за баклажан! Так и просится в ваш чемодан!». Вот только не уверен, что в минувшую субботу на площади был хоть один человек в сарафане, похожем на картошку, да еще и с чемоданом под мышку. Но знаете, настроение в этот пасмурный день такие присказки поднимали.

Ещё одна вереница из покупателей образовалась у фургончика с колбасой и другими «мясными» изделиями. «А зачем это такая очередь длинная стоит?» – интересуется пожилая женщина у своего супруга. Делает она это скорее из вежливости или для того, чтобы заполнить паузу в разговоре. На то, что ответит супруг, ей уже заранее плевать. Она твердо решила эту очередь отстоять. «Столько людей стоит! За плохими продуктами не будут же стоять. Значит, и мы постоим», – решительно заявляет она и начинает интересоваться, кто же последний за колбасой.

Еще одна гостья сельскохозяйственной ярмарки – местная дворняжка. Ей, чтобы полакомиться, в очереди стоять не пришлось. Только её ряды с картошкой, яблоками и арбузами (пускай даже и из Ровного) интересовали мало. Пес частый гость там, где продают мясо. «Я на Радищева внизу в магазине работаю. Так вот она у нас рядышком живет», – поясняет женщина продавщице мяса. Она покупает свинину по 180 рублей за килограмм. Когда мясо взвешено, упаковано в пакет, а деньги уплачены, покупательница просит взвесить еще немного субпродуктов – хочет угостить собаку. Но продавщица успокаивает её: «Да не переживайте вы. Голодной она не останется в любом случае». И в подтверждение своих слов кидает собачке шмоток субпродуктов.

Рыбный день

Чего только не было в этих мясных рядах! И индейка (на 4 килограмма), и кролики (400 рублей за килограмм). Мясные ряды заканчивались, и начинались рыбные. Ассортимент рыбных рядов тоже был не скудным. Несколько людей выстроились вдоль ящиков с живой рыбой. Вот ящик, в котором должен был находиться живой карп, пустеет – на рыбу нашелся покупатель. Но продавец через минуту это исправляет – лезет в кузов машины и обратно является на свет уже с сеткой, в которой трепещется несколько довольно увесистых рыбёшек. Он их вытряхивает в ящик, но, видимо, карпу такое беспардонное обращение приходится не очень-то по душе. Рыбина подпрыгивает что есть мочи, а потом со всей силы ударяет мощным хвостом по дну ящика. Брызги летят во все стороны. До меня не долетели. Не повезло тем, кто стоял рядом с прилавком. Люди потянулись за салфетками, носовыми платками, а кто-то утёрся по привычке рукавом. Продавец спокойно пожимал плечами: «Ну я же предупреждал, чтоб отходили!». Хотя ни фига он не предупреждал!

Два кусочека колбаски под соусом дождя...Напротив прилавка с карпом разместились ящики с раками. Самые крупные стоили 500 рублей за килограмм, средние – 400 и маленькие – 300. За то время, что я наблюдал за раками, их не решился купить ни один посетитель ярмарки. Мимо проходящие люди, конечно, останавливались, но дальше любования этими обладателями клешней и их фотографирования не доходило. Мужчины максимум сглатывали слюну, наверное, представляя себя в этот дождливый день где-нибудь в сауне рядом с тазиком с красными раками и ведром пива.

* * *

Непросто оказалось уехать с ярмарки. На остановках общественного транспорта на Московской что в сторону железнодорожного вокзала, что в сторону Энгельса толпились счастливые покупатели с тележками и огромными сумками и пакетами. «Давай следующий автобус подождём? Сейчас тебе эту тележку по ногам пять раз прокатят, ты еще должен будешь её занести в автобус, потом вынести, и окажешься виноватым во всех грехах», – предлагал со знанием дела своему товарищу студент, стоя на остановке и ожидая 11-го автобуса. Но друг не согласился подождать: «Ты думаешь, их меньше будет? Как бы в два раза больше не набежало». И пришлось студентам ехать в автобусе вместе с громоздкими тележками и наполненными до краев сумками. Впрочем, как и мне и большинству других пассажиров.