Клинч в недостроенном углу

Оценить
У кого-то есть внутреннее понимание того, что государство несет моральную ответственность за обманутых застройщиками людей, у кого-то нет

В Саратовской области назревает сложная интрига. В клинч вошли позиции прокурора области Сергея Филипенко и руководителя Госдумы Вячеслава Володина по обманутым дольщикам. Один предложил довести до ввода безнадежные недострои за бюджетные деньги, а другой заявил, что ни в коем случае не стоит тратить на эти дома бюджетные рубли.

Прокурор предложил области дорогой, но достойный выход

Прокурор области Сергей Филипенко, наслушавшись бедственных историй обманутых дольщиков на еженедельных совещаниях при губернаторе Валерии Радаеве, однозначно понял, что большинство домов в Саратове так и останутся проблемными. Многочасовое обсуждение ясно показало, что вины дольщиков в недостроях нет. А есть системные ошибки разных ветвей власти всех подряд уровней. В этом случае прокурор увидел единственным выходом достройку домов за бюджетный счёт.

Свои предложения Филипенко оформил в законодательную инициативу, которая была зарегистрирована в Саратовской областной думе в первых числах октября. Обсуждение этой инициативы пока не назначено. Но на сайте регионального представительного органа с ней можно познакомиться.

В пояснительной записке к проекту нового областного закона сказано, что несмотря на то, что за последние пять лет возбуждено 25 уголовных дел против недобросовестных застройщиков, 9 из которых дошли до судов, а расследование ещё 12 не исключает судебных перспектив, количество долгостроев не уменьшается, а в прокуратуру области продолжают сотнями поступать обращения дольщиков. Меры, принимаемые исполнительной властью, прокурор назвал недейственными. Указал, что из-за этого растёт социальная напряженность, «которая перерастает в протестные настроения».

По мнению прокуратуры, компенсационные земельные участки для инвесторов, соглашающихся достроить дома, «коренным образом ситуацию не изменили». Создание новых ЖСК на руинах недостроев тоже не решает проблемы завершения строительства. При этом «министерство строительства и ЖКХ области занимает пассивную позицию, не принимая необходимых мер к содействию гражданам даже в тех вопросах, которые непосредственно входят в компетенцию региональных властей». По словам прокурора области, региональный минстрой отстраняется от ответственности, перекладывая на уже пострадавших граждан выбор подрядных организаций и получение согласований у ресурсоснабжающих организаций. Но эти шаги требуют дополнительных взносов, которые становятся непосильным бременем для дольщиков, уже вложивших свои деньги в строительство. За десятилетия, на которые растянулись стройки, многие участники долевого строительства успели стать пенсионерами.

Работу муниципалитетов по реальной помощи дольщикам прокурор тоже назвал малоэффективной.

В этих условиях прокурор Саратовской области не видит иного выхода, как защитить право на жилище участников строительства бюджетными субсидиями на достройку домов. Их можно давать вновь созданным ЖСК на расплату с инвесторами. Их можно использовать на возмещение затрат за подключение незавершенного строительства к инженерным сетям, а также на оплату арендных платежей за земельные участки (или земельного налога) на время завершения строительства.

Прокурору Саратовской области известно, что региональный бюджет обременён большими долгами. Однако сложные условия бюджетного дефицита характерны не только для Саратовской области. По информации прокуратуры, в Нижегородской области государственный долг на 20 миллиардов рублей больше, чем в Саратовской. Однако там власть, действительно взяв под контроль достройку домов, уже предусмотрела субсидии в помощь обманутым дольщикам. По тому же пути уже пошли власти Калужской и Ростовской областей. В Ярославской и Волгоградской областях всерьёз обсуждается возможность предоставления бесплатных земельных участков гражданам, чьи деньги были привлечены для строительства многоквартирных домов, а права нарушены.

Опираясь на этот чужой региональный опыт, прокурор области Сергей Филипенко предложил использовать в Саратовской области обе меры помощи, предоставляя и деньги на достройку домов, и земельные участки из муниципальной и государственной собственности для тех, кто готов таким образом компенсировать свои потери.

Вячеслав Володин запретил региональной власти реагировать на прокурорское предложение

Прокурор предполагал, что его инициатива будет рассмотрена и принята депутатами уже в этом году. И депутаты успеют заложить данные субсидии в бюджет 2018 года. Однако на минувшей неделе спикер Государственной думы Вячеслав Володин в интервью телеканалу «Россия-24» сказал, что он считает неправильной идею расходовать средства региональных бюджетов на решение проблем обманутых дольщиков. Более того, он подчеркнул, что региональные власти «не имеют права это делать». Потому что региональные власти должны управлять и контролировать, а не исправлять ошибки за счёт бюджета.

Прокурор области Сергей Филипенко сказал одно. Спикер Государственной думы Вячеслав Володин – другое
Прокурор области Сергей Филипенко сказал одно. Спикер Государственной думы Вячеслав Володин – другое

Данное заявление спикера Госдумы очень диссонирует с заявлением, которое сделала опять же на днях Генеральная прокуратура. Президент Владимир Путин и сам Вячеслав Володин поручили этой правоохранительной структуре разобраться, кто устроил стране многослойную проблему обманутых дольщиков. Прокуроры пока до конца не разобрались, но выдали на минувшей неделе в «Российской газете» список регионов, где обстановку с дольщиками можно назвать самой сложной. Если прокуратура намерена выполнить данное ей поручение не формально, то напрячься должны власти Дагестана, Якутии, Северной Осетии, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Приморского, Ставропольского краёв, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Калининградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Челябинской, Ярославской областей.

В некоторых регионах назад уже хода нет

Заявление спикера Госдумы о недопустимости использования бюджетных средств для помощи дольщикам может спровоцировать его конфликт с руководством сразу нескольких регионов. Они уже дали публичные обещания, и отступать от них, даже под воздействием окрика из федерального центра, чревато репутационными издержками.

Так, в Красноярском крае в сентябре проект закона о выделении субсидий был уже почти готов к голосованию. Красноярские законодатели к этому времени подсчитали, что необходимо выделить 6 миллиардов рублей из краевого бюджета. В ожидании подписания этого закона красноярцы устраивают акцию за акцией. Вице-спикер законодательного собрания края все последние дни успокаивает разбушевавшийся народ, объясняя, что у депутатов «есть внутреннее понимание того, что государство несет моральную ответственность за то, что люди оказались обмануты теми застройщиками, которым государство давало лицензии, подписывало разрешения на строительство, которых правоохранительные органы вовремя не остановили при совершении махинаций». И закон будет принят, несмотря на то, что «денежная помощь дольщикам не входит в обязательства субъекта РФ». 19 октября законопроект должны рассмотреть в первом чтении. По результатам обсуждения станет ясно, как сильно красноярские власти зависят от личного мнения Вячеслава Володина.

В Ростове-на-Дону на очередной встрече с дольщиками губернатор тоже уже рассказал про механизмы достройки проблемных домов, среди которых будет и выделение бюджетных субсидий на завершение строительства, и выкуп у некоторых категорий дольщиков прав требования на жильё. Поправки в областное законодательство уже внесены. Спикер областного собрания пообещал нормативную часть работы завершить до конца октября. И тогда в ближайшие три года все проблемные объекты в Ростовской области должны быть достроены.

Для того чтобы принять такое непростое решение, ростовскому губернатору хватило одного разговора с представителями обманутых дольщиков всего один раз. В Ростовской области, кстати, домов с незавершенным строительством больше, чем в Саратовской области. И обманутых дольщиков больше. Но ни губернатор, ни депутаты не побоялись принять спорное бюджетное решение. Как будут отвечать за него после слов Володина – другой вопрос. Политический.

Два миллиарда рублей в год – и Саратовскую область не обанкротят, но людям в глаза власть сможет смотреть честнее

А губернатору Валерию Радаеву и председателю Саратовской областной думы Ивану Кузьмину надо понять: чей голос проигнорировать?
А губернатору Валерию Радаеву и председателю Саратовской областной думы Ивану Кузьмину надо понять: чей голос проигнорировать?

В Саратовской области на реализацию прокурорской законодательной инициативы потребуется тоже примерно 6 миллиардов рублей. 2 миллиарда в год, если растянуть достройку на три года, региональный бюджет не обанкротят. При этом никто не мешает депутатам Саратовской областной думы подумать о том, что стройку некоторых домов вообще-то, по-хорошему, обязана профинансировать федеральная власть. Например, есть в Саратове несколько домов, которые ушли в недострои из-за того, что застройщики не смогли расселить частное жильё на переданных им земельных участках.

Практика передачи земельных участков застройщикам вместе с людьми была законной до 2001 года. Такой изначально антисоциальный закон был принят на уровне РФ. Значит, именно этот уровень власти и должен разделить ответственность за его применение.

Если провести разбирательства по всем домам непосредственно с целью выяснить, какой уровень и орган власти «помог» застопорить строительство, ситуация с бюджетными тратами сразу станет яснее. Но посмотреть на недострои именно с этих позиций в Саратовской области пока не могут. Здесь у нас виноватых легко ищут среди дольщиков.

Жадная всё-таки в Саратове власть. И наглая, простите за личное мнение

Очень наглядным примером такого подхода можно назвать разбирательства по ЖСК «Меценат». Этот жилищно-строительный кооператив образовался после банкротства ЖСК «Дельфин». Дольщики, став по закону хозяевами своего кооператива, собрали дополнительными членскими взносами около 40 миллионов рублей и достроили свой четырнадцатиэтажный дом почти полностью. Осталось утеплить его и провести благоустройство двора. За эти последние работы члены кооператива были готовы передать бесплатно тому, кто возьмётся за достройку, большое нежилое помещение на первом этаже. Но потенциальный застройщик в лице «Саратовгорстроя» хотел бы получить еще и инвестиционный участок от городской администрации.

Администрация сказала, что участок не даст. И что вообще дом можно достроить, дособирав членские взносы в ЖСК. Потенциальный достройщик ждать взносы отказался. Помещение без участка ему тоже было не нужно. Так дом, который городская власть торжественно обещала сдать до осенних холодов, снова подвис вместе со своим нереализованным нежилым помещением и обнадеженными людьми.

Александр Ландо предложил властям Саратова самим выкупить свободное нежилое помещение и устроить там полицейский пост или какой-нибудь подростковый клуб. Но город в лице заместителя главы администрации Татьяны Карпеевой криком закричал, что на выкуп этого помещения у города нет денег! И это не городская администрация, а председатель ЖСК ведёт себя неподобающим образом, не умея заставить людей собрать 5 миллионов руб­лей для достройки дома за собственные деньги. Справедливости ради стоит сказать, что на дополнительные взносы без вины виноватые члены ЖСК уже смонтировали все внутренние коммуникации (трубопроводы ХВС и ГВС, отопления, канализации, газоснабжения, электросети), построили трансформаторную подстанцию, наружные трубопроводы водоснабжения, канализации, бытового газо­снабжения, завершили монтаж крышной котельной, построили газопровод высокого давления для газификации котельной, произвели пусконаладочные работы лифтового оборудования. Так что люди, в отличие от власти, уже реально сделали всё, что могли.

Цинизм идеи Карпеевой в президиуме еженедельных собраний по проблемам обманутых дольщиков поняли. Губернатор Валерий Радаев строго приказал Татьяне Карпеевой прекратить поиск виноватых «по Меценату» и взять на себя ответственность за достройку.