«Йотафон», «Ё-мобиль» и «Маруся» – красивые слова...

Оценить
Как сложилась судьба российских инноваций, о которых столько говорилось

В начале октября глава государственной компании «Роснано» Анатолий Чубайс заявил, что российская компания OCSiAl начинает производство электроскутеров. Продукт обещает быть инновационными: лёгким (скутер сможет переносить обычный человек) и очень эффективным по энергозатратам. Разработку планируется продавать в Европе и США (но не в России). Это уже не первая попытка россиян покорить мир своими изобретениями.

Телефон на букву «Й»

Смартфон с загадочным названием YotaPhone («Йотафон») вышел на рынок в 2013 году. Устройство является продуктом российской компании Yota Devices, значительная часть акций которой принадлежит бизнесменам Сергею Адоньеву и Альберту Авдоляну, а также государственной корпорации «Ростех». С самого начала гаджет был обласкан вниманием высоких чиновников: в 2010 году его прототип демонстрировался президенту РФ Дмитрию Медведеву, а выпущенный в 2014 году YotaPhone-2 был подарен председателю КНР Си Цзиньпину уже президентом Владимиром Путиным.

Уникальной особенностью YotaPhone стали два экрана: привычный сенсорный дисплей с одной стороны и чёрно-белый на электронных чернилах (e-ink) – с другой. Так как технология e-ink не требует много энергии, второй экран работал всегда (даже при разряженной батарее). На него можно было, например, сохранить электронный билет на поезд и не переживать, что дисплей погаснет. Также со второго экрана можно безбоязненно читать книги (считается, что от e-ink-дисплеев меньше устают глаза).

Смартфон был разработан в России, однако нашлись критики, утверждающие, что по-настоящему «российским» это устройство назвать нельзя: собирался продукт в Китае (планировалось со временем перенести производство в нашу страну, но этого не произошло) и состоял из большого числа зарубежных комплектующих. Хотя на этот счёт имелись и контраргументы: знаменитый iPhone также производится в Китае из тайваньских, европейских и прочих комплектующих, однако никто не станет спорить, что этот гаджет подарила миру американская компания Apple.

Из России с придумкой

Несмотря на скепсис внутри России, обе модели смартфона были тепло встречены на международных выставках. Специализированные издания хвалили устройства за оригинальность, однако отмечалось, что по техническим характеристикам они заметно отстают от конкурентов, при этом обладая довольно высокой ценой (YotaPhone-2 на момент начала продаж стоил более 30 тысяч рублей). Высказывалось мнение, что гаджет будет интересен скорее фанатам новых технологий, нежели широкому кругу покупателей.

В эти оценки вполне вписались и результаты продаж: по данным gazeta.ru, всего к концу 2015 года было продано менее 100 тысяч «Йотафонов». По словам гендиректора российского представительства компании Lenovo Глеба Мишина, такие цифры свидетельствуют о невысоком спросе на устройство (один только российский рынок исчисляется десятками миллионов смартфонов в год). Среди причин, повлиявших на спрос, эксперт назвал в том числе высокую цену на продукт, совпавшую с обвалом рубля.

Однако российская разработка всё ещё планирует побороться за право на жизнь: в 2017 году в Китае был презентован YotaPhone-3. Как сообщает сайт 4pda.ru, в первую очередь продукт ориентирован на китайский рынок (часть акций Yota Devices была выкуплена гонконгским холдингом REX Global Entertainment). Производитель надеется, что третье поколение «Йотафонов» наконец-то станет операционно рентабельным: СМИ сообщали, что на протяжении нескольких лет Yota Devices приносила убытки. К концу года смартфон должен появиться и в России, где его минимальная цена составит 21,5 тысячи рублей.

План-Ё

В 2010 году российские СМИ сотрясла новость: миллиардер Михаил Прохоров рассказал премьер-министру Владимиру Путину о проекте по производству отечественных малобюджетных автомобилей. Слова не остались словами: уже в конце года общественности были представлены прототипы трёх гибридных (имеющих как двигатель внутреннего сгорания, так и электродвигатель) машин: минивэн, кросс-купе и городской фургон. Авто получило название «Ё-мобиль», а его сборка была поручена компании «Ё-Авто» (принадлежащей группе Прохорова «ОНЭКСИМ» и питерскому производителю грузовиков «Яровит Моторс»).

Планы Ё-производства поражали воображение: строительство завода для изготовления авто должно было начаться уже в 2011 году, а серийный выпуск машин – в 2012 году. На первых порах планировалось производить около 10 тысяч «Ё-мобилей» в год. По словам Прохорова, машина будет на 90 процентов состоять из российских комплектующих. Другим приятным моментом стала заявленная минимальная цена автомобиля: 320 тысяч рублей. Как писали в 2011 году autonews.ru, это «не только значительно ниже цены самых дешевых иностранных «народных седанов» для России, но и сравнимо с продукцией АвтоВАЗа».

Столкновение с рублём

Вскоре уже Путин в своей резиденции смог лично протестировать новую автомашину. Однако серийное производство всё не начиналось: в 2012 году было объявлено, что сроки производства перенесены на два года («Нас подвел американский партнер – поставщик кузовов», – объяснял гендиректор «Ё-Авто» Андрей Бирюков). Позже появилась информация, что первый серийный «Ё-мобиль» будет выпущен в 2015 году. А в 2014 году стало известно, что проект закрывается.

В блоге группы «ОНЭКСИМ» отказ от громких планов объяснили ослаблением курса рубля (из-за чего резко увеличивалась стоимость производства) и общим падением спроса на рынке автомобилей. Однако анонимный экс-сотрудник «Ё-авто» в беседе с gazeta.ru рассказал, что о фиаско проекта стало известно ещё до кризиса, когда внутри компании появилась ясность, что сделать машину конкурентоспособной по цене не получится: «Для Прохорова сейчас стоит вопрос: как выйти из проекта с минимальным ущербом, прежде всего имиджевым. Он ввязался в это дело по ошибке, не имея такого опыта, не осознавая всех проблем, связанных с разработкой и производством автомобилей».

Вскоре все наработки для «Ё-мобиля» (конструкторская документация и ноу-хау по разработке кузова и шасси) были переданы государственному институту НАМИ за символическую сумму в 1 евро. По информации СМИ, Прохоров вложил в проект около 150 млн евро.

Marussia Фоменко

Планы по свершению революции на отечественном авторынке будоражили не только Михаила Прохорова. В 2008 году в Москве был презентован автомобиль с милым русскому уху названием Marussia (в обществе закрепилось произношение «Маруся», хотя производитель предпочитал «Маруша»). Сообщалось, что это первый российский серийный суперкар (спортивный автомобиль премиум-класса). Машина была детищем компании Marussia Motors, одним из основателей которой стал известный шоумен Николай Фоменко. Сам Фоменко профессионально занимается автоспортом и даже является чемпионом мира по автогонкам в классе машин N–GT.

«Маруша» была не просто автомобилем, а смелым инновационным решением. По задумке авторов, корпус машины можно было легко менять по желанию владельца. Новшеством стал и принцип сборки авто. «Использование объёмной рамы и новых материалов кузова позволили нашей компании отказаться от дорогостоящих линий металлообработки и превратить автомобильное производство в такой же простой технологический процесс, как сборка сотовых телефонов», – цитирует Фоменко сайт kolesa.ru. Помимо суперкара «Маруша» должна была выйти в виде седана и кроссовера, а ещё к выпуску планировался электромобиль.

В 2009 году на автосалоне во Франкфурте были продемонстрированы модели «Маруши» B1 и B2. После этого, по словам Фоменко, автомобиль попал на обложку популярного европейского журнала Auto Bild как одна из главных премьер выставки. В 2010 году в компании сообщили, что выходят на мощность 500 машин в год, а вскоре этот показатель должен дойти до полутора тысяч единиц. Сборка авто производилась в Москве, при этом уже в 2011 году планировалось открыть производство в Бельгии, а потом – в Германии. В качестве своих основных конкурентов Фоменко называл Lamborghini и Ferrari.

Стоп машина

Многообещающие новости о Marussia Motors продолжали появляться, пока в 2014 году не стало известно, что компания прекращает деятельность. Как сообщили РБК со ссылкой на бывших сотрудников фирмы, её активы распродаются, а персонал распущен. Закрытие проекта один из экс-сотрудников в беседе с изданием starhit.ru объяснил так: «Беда в том, что Фоменко окружил себя людьми, не способными сказать ему «нет», отсюда – множество некомпетентных сотрудников. Это и погубило компанию. Мы закупали китайское оборудование по ценам немецкого, которое качественнее, а потом выяснялось, что приобретения не функционируют. Закупили запчасти в Англии и Италии за бешеные деньги, а эти детали оказались не нужны».

Самому Фоменко (от которого у сотрудников остались хорошие впечатления – он мог проводить на производстве «дни и ночи» и очень переживал за проект) впоследствии пришлось судиться с банком из-за многомиллионного кредита (дело было улажено). Несмотря на это, позже шоумен заявил, что проект Marussia продолжает существовать: «К несчастью, конечно же, мы не увидим его на нашей [российской] территории, потому что выяснилось, что ему тут не место. Но он будет, и бренд останется, и гордое имя «Маруся» – мы будем гордиться этим».