В Саратове Ром стал Роомом
В августе 1915 года на стол ректора Саратовского Императорского Николаевского университета легло прошение проживавшего в Петрограде Абрама Мордхелева Рома о приеме его в «действительные студенты» медицинского факультета. Прошение было удовлетворено, и проситель зачислен в число студентов 1-го курса. Так начался «докинематографический» саратовский отрезок жизни одного из самых тонких советских кинорежиссеров Абрама Матвеевича Роома, мастера с репутацией новатора, режиссера-психолога.
Абрам Ром (вторая буква «о» в его фамилии возникнет позже) появился на свет в Вильно 16 (28) июня 1894 года в мещанской семье. С детства мальчик страстно увлекался театром, цирком и не пропускал ни одного гастрольного спектакля. А после посещения открывшегося в городе кинематографа он получил, по собственным словам, «первый укол в сердце». Юного гимназиста настолько потряс новый вид искусства, что всю оставшуюся жизнь он находился под его «властью и очарованием».
Едва окончив частную гимназию Н.А. Виноградова, Ром вынужден стать беженцем, так как к родному Вильно приблизилась начавшаяся первая мировая война. В 1915 году он появляется в Саратове.
Студент-медик Ром проучится в Саратовском университете всего три курса. Свои коррективы снова внесёт война, уже гражданская: молодого человека направили военврачом в летучий отряд ВЧК. В Саратов он вернулся, вероятно, в начале 1920 года, но снова садиться за медицинские учебники не захотел. Наверное, и раньше Роом был не самым «строгим юношей» в смысле учёбы и в свободное время театру анатомическому предпочитал театр игровой. А теперь, ощутив «пульс времени» и разобравшись в собственных исканиях, он и вовсе решил круто изменить свою жизнь. Не окончив медицинского факультета, он выбирает для себя совершенно иную сферу деятельности – искусство.
В Саратове помимо университета, общедоступного художественного музея, консерватории – учреждений, считавшихся роскошью для провинциальных городов, был старейший в России драматический театр. Для того удивительного времени характерно невероятное увлечение молодёжи театром. В первые послеоктябрьские годы в Саратове действовали три театральные студии, готовившие для нового театра и зрителя нового профессионального актера. Одну из таких студий – Саратовские Высшие государственные мастерские театрального искусства (ВГМТИ) – организовал Роом. Он стал ректором и преподавателем.
При мастерских был открыт учебный театр, на сцене которого появлялись спектакли, подчас становившиеся буквально событием в театральной жизни города. Зрители отмечали их необычную форму, сочетавшую в себе театральные и цирковые приемы, элементы кукольного, китайского театров, комедии масок. Мастерские просуществовали три года и в 1923 году были преобразованы в театральный техникум.
Помимо этого, Роом заведовал театральным отделом в газете «Известия Саратовского Совета», работал в новом театре экспериментальных представлений (где играл начинающий актер Борис Бабочкин – будущий легендарный Чапаев). Осенью 1923 года Роом перебрался в Москву к В.Э. Мейерхольду в Театр Революции. Потом уже были фильмы, вызывавшие споры, неоднозначную реакцию зрителя и запреты со стороны цензуры. «Бухта смерти», «Третья мещанская», «Строгий юноша» признаны новым словом в киноискусстве. Последние картины Роома – трилогия о любви «Гранатовый браслет», «Цветы запоздалые», «Преждевременный человек» – сняты по мотивам произведений А. Куприна, А.Чехова и М. Горького.