Саратов. Октябрь 1917 года

Оценить
11 октября. Забастовка служителей университета длится уже несколько дней. Их работу выполняют студенты и студентки. Служители предъявили требования из 13 пунктов.

11 октября. Забастовка служителей университета длится уже несколько дней. Их работу выполняют студенты и студентки. Служители предъявили требования из 13 пунктов. Правление университета пока не решается удовлетворить только один пункт, требующий найма служащих через профессиональный союз.

Клуб коммерческих служащих был реквизирован для размещения в нём 600 солдат, но солдаты устроили там «Театр революции». Теперь для размещения 600 солдат управе придётся отдать школу.

12 октября. Городская управа разделилась на Малую и Большую коллегии. Малая коллегия решает дела не самого ответственного характера, а большая – сметные назначения и т.д.

С 1 по 7 октября скарлатиной заболело 10 человек, дифтеритом – 13 (умерло 2), брюшным тифом – 126 (умерло 23).

Быт приехавших и расположившихся на третьем этаже 2-го корпуса университета новых профессоров крайне неустроен. По причине забастовки университетских служителей профессорам приходится всю чёрную домашнюю работу по уборке (мыть, подметать и т.д.) делать самим. Матрацев нет, поэтому спят они на мешках, набитых сеном. Кроме кроватей из мебели есть ещё столы и стулья, поэтому одежду приехавшие не вынимают из чемоданов.

13 октября. Городской продовольственный отдел командирует в Сибирь своих агентов для закупки масла, обуви, чая, мыла.

Жилищная городская комиссия постановила произвести обход квартир, имеющих по 6 комнат, для предстоящей реквизиции.

В Балашове растет анархия. Городская дума, земство, Совет солдатских и рабочих депутатов единогласно постановили ликвидировать водку на винном складе № 4. Надёжных частей для охраны складов нет. «Разгром склада грозит погромом города», – резюмирует положение в городе присланная из Балашова телеграмма. Губернский комиссар распорядился немедленно отправить в Балашов 300 казаков из Баланды (в настоящее время город Калининск) для охраны винного склада.

Министр торговли и промышленности разъяснил, что бельгийцы (бельгийское АО «Взаимная компания трамваев») могут повышать тариф только на освещение, а не на проезд в трамвае. С 10 по 31 октября на проезд вернули прежний тариф.

14 октября. После закрытия биллиардных сократились сборы в городскую казну.

Городская управа постановила увеличить гонорар врачам за ночные дежурства во время эпидемий тифа с 5 до 10 рублей за дежурство.

В селе Ольховка Царицынского уезда солдат Александров, командированный сюда Царицынским Советом солдатских и рабочих депутатов, «возбуждает беднейшее население против зажиточных», идёт вразрез постановлениям Временного правительства, отбирает оружие, устанавливает цены по своему усмотрению. В селе начались грабежи и прочие беспорядки. Население просит отозвать солдата Александрова.

15 октября. В селе Турки Балашовского уезда в течение месяца происходит разграбление имения Суховцева. Комиссар только сейчас отдал распоряжение о расследовании произошедшего.

В Хвалынском уезде только половина населения снабжена мукой. В результате недоедания развиваются болезни. В Вязовом Гае врач констатировал до 300 больных.

Думская комиссия и городская управа решили удовлетворить часть требований городских служащих и рабочих (в частности, караульщиков, хожаток (сиделок), фонарщиков, водопроводчиков, рабочих канализации) с целью прекратить городскую забастовку.

17 октября. Здания Саратовского университета осмотрены уполномоченными особого совещания по разгрузке Петрограда с целью реквизиции университетских зданий в случае эвакуации.

Ухудшилось освещение Крытого рынка. Мясники заявили заведующему, что рано утром они при рубке мяса могут по ошибке зарубить друг друга. Управа приняла решение снять керосино-калильные фонари и провести электрическое освещение.

19 октября. На станциях Рязано-Уральской железной дороги продолжаются беспорядки из-за вывоза продовольствия. Из ближайших к станциям селений подвозятся продукты. Всё это складывается на станциях и загромождает пути. Крестьяне грузят продовольствие во все пустые вагоны, угрожая и требуя немедленной отправки.

Газету «Саратовский листок» читала Наталия Самохвалова