Со студенческой скамьи – в терапевты!

Оценить
Реформа медицинского образования: отмена интернатуры и прочие прелести

Молодые специалисты медленно, но верно заполняют вакантные места в поликлиниках. Во всяком случае, так утверждает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. 28 сентября она выступала с отчётом на заседании комитета Госдумы по охране здоровья: «по данным на август, 15 процентов терапевтов и педиатров пришли на участки». Это заработала реформа медицинского образования – надеются чиновники.

Реформа со скандалом

Реформа медобразования идёт уже шесть лет и пытается решить две наиважнейшие для российского здравоохранения задачи: нехватку врачей, особенно в первичном звене – участковых терапевтов и педиатров, и внедрение непрерывного медицинского образования, что тоже есть благо: современная медицина развивается с сумасшедшей скоростью.

Почему мы обратили внимание на неё только сейчас? Во-первых, потому, что в этом году выпустился первый набор студентов, обучавшихся по новым федеральным стандартам – так называемый ФГОС третьего поколения. И сразу со скандалом. Интернатуру по новым стандартам уже отменили. А правила приёма в ординатуру поменяли за две недели до Государственного экзамена. Оказывается, надо было сдавать ещё аккредитационный экзамен, кто не набирал достаточно баллов, пролетал мимо ординатуры со свистом и прилетал на должность участкового терапевта. Или педиатра.

Естественно, «бомбануло» у всех: родители выпускников создали петицию, круги пошли по воде. Тема всплыла в социальных сетях.

Во-вторых, конечно же, нам стало интересно: как же нас будут лечить врачи, у которых только теоретическая вузовская подготовка и вообще никакой практики, которую худо-бедно, но давала интернатура? Понятно, что врач – это прежде всего опыт. Но когда на приём садится вчерашний студент, нам, пациентам, немного страшно.

Ещё летом мы обратились в Саратовский медицинский университет с просьбой разъяснить ситуацию с реформой медицинского образования и объяснить и нам, и нашим читателям, откуда такой ажиотаж. В итоге в медвузе не нашлось человека, готового взять и рассказать нам всё как на духу. От нас отделались «простынёй» на русском бюрократическом о проблемах и перспективах дополнительного образования для медицинских работников.

Перелопатив эту информацию, а также десяток-другой статей в интернете, имеем сказать следующее.

Непрерывно, дистанционно, на симуляторе

Что изменится у студентов? ФГОСы третьего поколения предусматривают больше часов обучения практическим навыкам, для чего в СГМУ (и не только, эти изменения коснулись всех медвузов страны) создан симуляционный центр (для отработки практических навыков выпускниками). Это «позволит выпускать специалистов, подготовленных к практической деятельности в системе оказания первичной медико-санитарной помощи (врачи участковые, врачи общей практики)».

В жизни практикующих врачей поменяется вообще всё. С отменой интернатуры понятно: не прошёл выпускник в ординатуру – пошёл служить участковым на три года; раньше, чем через три года, попробовать поступить в ординатуру ещё раз не имеешь права – сиди в поликлинике, набирайся опыта. Или бросил медицину, или ушёл в смежную специальность.

Теперь про аккредитацию, которая пришла на замену сертификации. Раньше, окончив интернатуру или ординатуру, врач получал сертификат, а потом раз в пять лет проходил повышение квалификации и подтверждал его. Сертификаты можно было иметь по нескольким специализациям. В захолустных ЦРБшках – настоящее спасение, когда врач один, а специализаций у него, например, три.

Теперь вместо сертификации у нас аккредитация и непрерывное медицинское образование. Вместо того чтобы раз в пять лет «отбыть номер», врач теперь должен учиться постоянно – посещать семинары, образовательные курсы, выступать на профильных конференциях, собирать портфолио из опубликованных статей в медицинских журналах и т.д., зарабатывая таким образом зачетные единицы. И раз в пять лет на аккредитационном экзамене подтверждать свою квалификацию количеством заработанных зачетных единиц. Не набрал достаточно единиц – не имеешь права лечить людей. Когда у тебя три специальности, набрать аккредитационные единицы по всем – целая история.

Шаг, который не решает проблему

Надо сказать, что общего мнения в медицинском сообществе по поводу проходящих в медобразовании реформ нет. Многие практикующие врачи говорят, что интернатура – это не то место и не то время, о котором стоит сожалеть. Далеко не всегда там тебя чему-то вообще научат. Чаще интерном будут «затыкать» дыры – «бросать» его на регистратуру, сажать на сестринский пост, заставят крутить турундочки (ватные тампоны) и вообще быть на подхвате. Любое общение с пациентом, любую практику придётся буквально «выгрызать» зубами.

Однако как отмена этого этапа постдипломного образования должна решить проблему наполнения кадрами первичного звена, не понимает практически никто – ни сторонники отмены интернатуры, ни её противники.

– Может быть, где-то этот шаг и решил вопрос кадровой наполняемости первичного звена, но вряд ли в отдалённых районах, – говорит бывший главный врач Рогнединской (Брянская область) центральной районной больницы Наталья Мухина. – В сёла терапевты и педиатры не идут. Не доезжают.

Отмена интернатуры в стремлении наполнить кадрами первичное звено выглядит нелогично, если учесть, что нехватка педиатров гораздо выше, чем нехватка терапевтов.

– Но это моё сугубо личное наблюдение, – поправляется врач травматолог-ортопед Саратовского НИИТОН Татьяна Затравкина. – Потому что по численности педиатрические факультеты всегда меньше, чем лечебные. При этом из выпускников педиатрического факультета мы должны отсеять тех, кто уйдет из медицины вообще, уйдет из медицины в смежные специальности, тех, кто уйдет во взрослые специальности. И что остается? Давайте тогда менять структуру факультетов. Увеличивать количество бюджетных и коммерческих мест на педиатрии. Потому что тот процент выпускников, который остается работать в детской медицине, чисто физически не способен «закрыть» все необходимые места.

Симуляция лечения?

Почему-то про работу с симуляторами в ординатуре доктор медицинских наук может позволить себе сказать: да это ерунда полная! А вот что касается студентов, то да, это можно.

Обучение на симуляторе – это попытка развести врача и пациента. К сожалению, нет возможности задать вопрос тем, кто учит будущих врачей: а с реальными живыми людьми студенты общаются? Но мы оставляем нашу площадку открытой и приглашаем медуниверситет к диалогу. Потому что это и правда интересно.

– На мой взгляд, медицину от пациента отрывать нельзя, – говорит Затравкина. – На симуляторе можно научиться банальным техническим манипуляциям, но этика и деонтология общения с пациентом... на симуляторах её освоить не получится. Особенно это касается педиатрической практики, где важно уметь наладить контакт с пациентом и его родителями одновременно. Во-вторых, как бы ни работал симулятор, любой опытный диагност, особенно терапевтической специальности, подтвердит, что наслушанность ухом различных сердечных и легочных шумов совершенно бесценна. Невозможно это услышать нигде, кроме как в клинике, и невозможно это услышать нигде, кроме как у пациента. К сожалению, как мне кажется, мы теряем большой пласт знаний, навыков, накопленных поколениями практикующих врачей-диагностов. Особенно от этого страдают врачи нехирургических специальностей. Хирург в процессе практики эти навыки восстановит. А каково будет терапевту без практики рядом с пациентом осваивать диагностику и принимать решения – это большой вопрос.

Давайте убирать политику из медицины

Единственное, в чём врачи единодушны – задумка с системой непрерывного медицинского образования прекрасная и крайне необходимая. Но вот её исполнение, кажется, опять оставляет желать лучшего.

В каком, например, положении оказываются врачи ЦРБшек по сравнению с врачами крупных медицинских центров?

– Перед теми, кто работает в области, все дороги открыты – и Москва, и Санкт-Петербург, и передовые лекции, и все самые интересные конференции, – объясняет Наталья Мухина. – А мы рассматриваем бесплатные или условно бесплатные семинары и курсы в ближайшем доступе – Брянск, Смоленск, Курск. Хотя я своих врачей всегда поощряла к тому, чтобы они учились. И сама сейчас пройду онлайн-курс по второй специальности, 12 тысяч не пожалею.

– Идея великолепная, – согласна и Татьяна Затравкина. – Но, я, например, не владею информацией по среднему возрасту амбулаторных терапевтов. Почему-то у меня есть ощущение, что это возраст 45+. Чаще всего это люди со сформировавшимися навыками и, к сожалению, с отсутствием желания и возможности к дополнительному образованию. Для них непрерывное медицинское образование тарабарщина совершеннейшая.

Если бы для этого образования выделялось дополнительное время и не страдала при этом заработная плата, то да. А так получается, что на людей повесили дополнительную обязанность, при этом не выдав им никаких за это преференций. То есть необходимость в дополнительном образовании есть, а стимулов получать дополнительное образование нет.

– И сейчас ставка делается на самообразование, – говорит главный врач Клиники лечения головной боли Рузанна Парсамян. – Мы вам систему придумали, а вы её как-нибудь реализуйте. И давайте смотреть правде в лицо – люди, которые нам на этих курсах преподают, где они обучаются? Есть те, кто в теме и самообразовывается, а есть, кто нет. И, тем не менее, преподаёт. И я знаю таких лекторов. Их систему качества образования кто оценивает? Система нуждается в пересмотре, сто процентов. Но не таким образом. Это всё равно что к лошади приделать педали. Или оставьте всё как есть, или давайте уже пересядем на велосипед. Политику из медицины надо убирать.