Под гласным надзором полиции

Оценить
В Саратове Ксандров выпускал газету с задачей «развития среди рабочего класса самосознания»

В нынешнем году исполнилось сто сорок лет со дня рождения Владимира Николаевича Ксандрова (1877–1942 гг.) – бывшего члена Президиума Высшего Совета Народного хозяйства СССР, председателя Высшей арбитражной комиссии СССР, председателя правления Промбанка СССР, занимавшего ряд других руководящих постов и погибшего в период государственных репрессий.

В наш город Ксандрова сослали за участие в размножении и распространении революционных изданий. 10 февраля 1899 года его, тогда студента Харьковского технологического института, подвергли гласному надзору полиции «с воспрещением жительства в столицах, столичных губерниях и университетских городах».

Ксандров снял жильё на углу Часовенной и Малой Сергиевской (ныне Челюскинцев и Мичурина) улиц и устроился чертёжником в Управление Рязано-Уральской железной дороги. Несмотря на своё гласноподнадзорное положение, Владимир Николаевич включился в деятельность местной социал-демократической группы, незадолго до того образовавшейся. Вскоре он стал одним из её руководителей. Группе удалось собрать гектограф и выпустить три номера газеты «Саратовский рабочий». В двух первых номерах её даны обзоры жизни рабочих местных предприятий, написанные Ксандровым.

По его инициативе была налажена связь с социал-демократическими кружками Екатеринославской, Одесской, Харьковской губерний и Донской области. Причём пересылка саратовских нелегальных изданий в Харьков велась через мать Ксандрова Евгению Филипповну и его невесту Елену Михайловну Крумзе. Но через пять месяцев Елену арестовали и выслали в Вятскую губернию. По пути в ссылку Елена сумела ненадолго остановиться в Саратове. Владимир и Елена решили при первой же возможности соединить свои судьбы.

Постоянное наблюдение за деятельностью группы привело саратовские власти к выводу, что группа успешно осуществляет «распространение социалистических идей среди трудящегося населения в видах возбуждения в последнем недовольства современным экономическим и государственным строем». Начальник губернского жандармского управления подписал постановление о дознании по поводу деятельности группы, к которому привлекли 34 человека, и среди них Ксандрова. Хоть следившие за Владимиром Николаевичем филёры утверждали, что он приносил к себе ящики с частями гектографа, при обыске ничего не обнаружилось. Всё же Ксандрова арестовали на два месяца. На допросе он заявил, что считает долгом «выяснить свой взгляд на социал-демократическое движение», которое «не может иметь своей тенденцией какие-либо насильственные меры или даже перевороты; его прямой и <...> единственной задачей является развитие среди рабочего класса самосознания».

Дознание завершилось в марте 1901 года. Ксандров подлежал высылке на три года в Вологодскую губернию. Но ему ещё за год до окончания дознания удалось выехать в город Котельнич Вятской губернии для бракосочетания с Еленой. Там он и отбывал до 1904 года ссылку. Вся дальнейшая жизнь Ксандрова протекала вне Саратова.

В 1938 году он был арестован. Реабилитирован в 1955 году посмертно.