Тринадцать дней и еще один
«...это практически последний забег.
Но посмотрите – какая убедительная
победа, какое чувство лидера!».
Валерий Радаев произнес эти слова через два дня после своей инаугурации. Но на самом деле это сказано не о выборах, а о победе десятилетней кобылы Тебелль де Сили на скачках на приз губернатора.
На ипподроме, понятно, интереснее
Уж простите ипподромные сравнения, но вновь избранный губернатор сразу взял с места в карьер. Первым делом прокатился на «Восходе» до Пристанского моста, как бы давая знать, что туризм у нас будет в приоритетах. Поездка завершилась, едва начавшись, но не будем злословить. Мы люди маленькие, сказано «туризм» – значит, туризм. В этом направлении, кстати, нам есть куда двигаться. Ведь несмотря на предпринимаемые усилия, наша область в Национальном рейтинге событийного туризма занимает 44-е место в списке из
81 субъекта, пропустив вперед семь регионов Поволжья.
Затем губернатор побывал на ипподроме, где высоко оценил старания кобылы Тебелль де Сили. Посетил стройку проспекта Героев на окраине города, где жестко критиковал строителей, в некотором роде подменяя собой градоначальника, которого он снял с должности в первый же день после своего избрания. Еще открыл солнечную электростанцию в Пугачевском районе, а также принял участие в совещании у премьера Дмитрия Медведева, которому доложил о рекордном урожае.
Но как нам представляется, есть еще ситуации, где можно было приложить губернаторские усилия. Например, эпидемия африканской чумы свиней. Положение очень серьезное, очаги вспыхивают то в одном, то в другом районе. В среду состоялось закрытое совещание начальников управлений ветеринарии со всей области и московских начальников из Роспотребнадзора. Обсуждалось даже объявление карантина по всей области и уничтожение поголовья свиней. А потом, если всё пойдет по худшему сценарию – рост напряженности во всех сельских районах. О реакции губернатора нам пока неизвестно. Эпидемия АЧС требует оперативного, моментального вмешательства. Но есть проблемы, для решения которых необходимы долгосрочные программы. Например, демография. Недавно стало известно, что по данным Росстата наша область входит в пятерку наиболее быстро вымирающих регионов России. Есть у местных властей демографическая программа? Или мы только по урожаю и туризму специализируемся?
Наконец, от губернатора ждут кадровых решений. Часть своих соратников, не оправдавших надежд, Валерий Радаев отправил руководить муниципальными районами, будто районы в чем-то провинились. Кто придет им на смену? Примерные кандидаты на должности зампредов правительства просматриваются. Но вот кто возглавит Саратов, которому в последнее время категорически не везет с руководителями? Кто станет вице-губернатором? Предыдущие два ничьих надежд не оправдали, ни народных, ни губернаторских. Только прокуратуре они теперь интересны. Один, по крайней мере.
Не в тренде
На наш взгляд, два очень важных события произошли за день до инаугурации Валерия Радаева. И вполне возможно, они станут определяющими для его дальнейшей губернаторской карьеры. О первом из них саратовские официальные СМИ сообщали скупо: «Владимир Путин встретился в Москве с вновь избранными губернаторами». Но подробный отчет очень интересен.
Владимир Путин всячески демонстрировал интерес к губернаторам нового типа. Мы писали об этом, но повторим: губернатор нового путинского призыва, их еще называют молодыми технократами, это человек около сорока лет, как правило, выходец из провинции, прошедший школу работы в московских структурах. С кем подробно разговаривал Путин на этой встрече? Прежде всего и больше всего – с Максимом Решетниковым, Антоном Алихановым, Андреем Никитиным.
Теперь справка. Антон Алиханов, губернатор Калининградской области,
31 год, до этого работал директором департамента федерального министерства промышленности и торговли. Результат на выборах – 81,6 процента, выборы прошли без скандалов.
Максим Решетников, губернатор Пермского края, 38 лет, работал министром правительства Москвы. Результат на выборах – 82,6 процента. Выборы прошли без скандала.
Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, 37 лет. До этого руководитель Агентства стратегических инициатив. Результат на выборах – 67,9 процента, выборы прошли без скандала.
Череда отставок губернаторов и новых назначений – пока исполняющими обязанности – новых людей доказывает верность Путина выбранному курсу.
Самарская область. Исполняющий обязанности Дмитрий Азаров, 47 лет, до назначения – член Совета Федерации.
Нижегородская область. Исполнять обязанности губернатора назначен Глеб Никитин, 40 лет, до назначения – заместитель министра промышленности и торговли РФ.
Ненецкий автономный округ. С 28 сентября обязанности губернатора исполняет Александр Цыбульский, 38 лет, работал заместителем министра экономического развития России.
Теперь опять же в порядке справки напомним о нашем губернаторе Валерии Радаеве. 56 лет. Вся карьера прошла в Саратовской области – глава района, руководитель управления по ветеринарному надзору, председатель областной думы, губернатор. В Москве не проработал ни дня. На выборах получил 74,6 процента. Выборы были отмечены чередой громких скандалов и последующих отставок. Что мы этим хотим сказать? Ровным счетом ничего, кроме того, что наш региональный начальник совершенно не вписывается в новый тренд.
Еще мы полагаем, что на встрече Путина с губернатором Валерий Васильевич услышал неприятное. Нет, его никто не критиковал, но президент рассказал главам регионов, как им формировать свои команды. А именно – методом публичного отбора кандидатов. Путин подчеркнул, что такая форма подбора кадров «очень себя хорошо зарекомендовала, она востребована». Необходимо, чтобы молодые люди в регионах «понимали, чувствовали, видели», что «лифты социальные работают вне зависимости от каких-то левых сил, правых сил, каких-то связей» и что профессиональный рост связан «с их личными деловыми качествами». Переводим на региональный: правительство не должно пополняться только выходцами из Вольского и Хвалынского районов до тех пор, пока оттуда всех не рекрутируют. В правительстве должны работать молодые профессионалы независимо от политических взглядов. Но вы можете представить саратовского министра из партии «Яблоко», например? Я – категорически нет. И с молодыми кадрами у нас не очень. С тех пор как убедились в полной профессиональной импотенции молодогвардейского набора, молодой надеждой нашей власти вот уже который год является Олег Галкин. Может, несоответствие местных кадровых возможностей и задач, поставленных президентом, и заставляет Валерия Радаева тянуть с формированием новой команды?
Как раскрывался нарыв. Не до конца, на самом деле
Другое событие, которое тоже может иметь определенные последствия для нашей области, имело место в тот же день. Это было заседание Центральной избирательной комиссии. Председатель ЦИК Элла Памфилова нашла немало добрых слов для нашей области и её системы выборов.
«У нас после прошлогоднего Единого дня голосования Саратовская область, работа ИКСО была на особом контроле. Мы методично, тщательно собирали все материалы. (...) Вы помните эти пресловутые 62,2 процента, когда у нас не было возможности формально понять, в чем эта аномалия – ни жалоб, не за что было схватить, но мы понимали, что там что-то происходит. И вот теперь, слава богу, одним «висяком» стало меньше, я думаю, мы доведем до ума... Этот нарыв раскрылся, и сейчас меры приняты. Потому что это недопустимо, когда городские комиссии фактически вышли из-под контроля комиссии субъекта федерации», – сказала она. Конечно, можно напомнить Элле Александровне, что год назад о «пресловутых 62,2 процентах» она говорила, что они «яйца выеденного не стоят», но теперь её глаза открылись.
Но дальше начался цирк, самый настоящий цирк. Виноватыми были определены глава городской избирательной комиссии Олег Зотов и главы территориальных комиссий. Героем, который противостоял напору фальсификаторов, неожиданно для всех (и для себя самого?) – начальник избирательной комиссии Саратовской области Павел Точилкин. У него, по словам Памфиловой, «хватило решимости привлечь и уполномоченного, и общественную палату, довести ситуацию до сведения кандидатов, и меры какие-то были приняты». Эх, Элла Александровна, вы бы местную прессу, что ли, читали или референтам задание давали. Больше бы знали о геройстве и лично Павла Точилкина, и неких членов общественной палаты. Мы у себя в редакции тщательно мониторили ход выборов и ни на одном из участков не заметили членов областной палаты. Хотя допускаем, что они очень хорошо маскировались.
Итак, система выборов в городе – хотя странно, почему только в городе? – с высокой трибуны названа нарывом. Вопрос: значит ли это, что итоги выборов юридически ничтожны, а их победители, включая губернатора, должны сложить полномочия и извиниться перед избирателями? Мол, так и так, явку завысили в четыре раза, голоса приписали, сейчас будем по традиции затапливать бюллетени в подвалах районных администраций. Ничего этого не последовало, но мы – оптимисты, мы ждем.
На прошлой неделе гнев председателя ЦИК транслировали на места. Своих постов лишились председатели всех шести городских ТИК и четырех районных. И здесь есть много странного. Понятно, почему распрощались с главой аркадакской ТИК Владимиром Цыганковым. Все-таки 96,2 процента за Радаева – это перебор. При рисовании итоговых протоколов надо было знать меру. Но вот почему в немилость попала глава Пугачевской ТИК Марина Шаброва – не совсем ясно. Может, по той причине, что кандидат в губернаторы от КПРФ Ольга Алимова в целом набрала в Пугачеве 27,8 процента, а на некоторых участках и больше 40 процентов?
Главной причиной снятия председателей городских ТИК Павел Точилкин назвал позднюю сдачу данных в систему ГАС «Выборы». Хотя тут же признался, что были регионы, которые сдали свои данные позднее. Почему поздно сдали, тоже ясно – подгоняли результаты, но об этом Точилкин не сказал. Председатели ТИК как могли сопротивлялись. Говорили, что у них не было нарушений (на самом деле не хватило принципиальных наблюдателей); грозили обратиться в суд (вот было бы интересно). Точилкин в ответ указывал на «информационную составляющую». Мы не знаем определенно, что подразумевал председатель ИКСО, но возьмем на себя смелость утверждать, что Точилкин имел в виду огласку всех творившихся безобразий. Журналисты «Открытого канала» и «Свободных новостей» с помощью наблюдателей сделали всё что могли, чтобы как можно больше нарушений стали достоянием гласности. Подтверждением тому – отстранение 47 председателей участковых избирательных комиссий, на всех без исключения журналисты и активисты фиксировали и обнародовали нарушения.
Предварительные итоги таковы: Павел Точилкин на время выведен из-под удара. Но будущие председатели ТИК и УИК получили предупреждение – их никто не спасет, если они будут по-прежнему нарушать закон о выборах, как они привыкли это делать. Но тогда заданные параметры мартовских выборов могут оказаться в области под угрозой. И мы знаем, что бывает с губернаторами, которые не обеспечивают «нужный процент».
«И мы пахали»
Забавно, что все эти события практически не обсуждаются в нашей области, наша группа изданий – исключение. Молчит большинство СМИ, молчат общественники, точнее, упражняются в славословии. Особенно отличается председатель общественной палаты. Возможно, некоторые события его личной жизни заставляют Александра Ландо любить губернатора сильнее и нежнее. Вот его отклик на избрание Валерия Радаева:
«Хочу сказать, что, доверяя Валерию Радаеву, саратовцы не ошиблись в своем выборе: предыдущий пятилетний губернаторский срок показал, что Радаев – именно тот руководитель, который нужен Саратовской области. Вспомнить хотя бы, что было в нашем регионе до 2012 года – политические скандалы на фоне экономической разрухи. (Автор, видимо, запамятовал, что политические скандалы устраивали его коллеги-единороссы, чтобы избавиться от губернатора Ипатова, а разруха... Если и была разруха, то в головах некоторых общественных деятелей. – Д.К.) Прошедшие пять лет стали для области годами созидания, экономического роста, политической стабильности. Мы строили заводы и школы, развивали сельское хозяйство и культуру. Добивались высоких показателей во всех сферах экономики и социальной сферы».
Это «мы строили» заставило меня напрячь память. Что-то похожее я уже читал. Потом вспомнил: Иван Иванович Дмитриев, русский баснописец:
«Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» – от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? – мы пахали».