Монах и бес

Оценить
Кино сегодня приходится снимать с оглядкой на государство и чувства верующих

Творческая встреча с кинорежиссёром Николаем Досталем прошла в Доме кино в рамках 14-го Международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Досталь же был председателем большого жюри фестиваля в этом году. Режиссёр известен по фильмам «Облако-рай», «Мелкий бес», «Маленький гигант большого секса» и др. А в Саратове он представлял свой самый свежий фильм «Монах и бес». На творческую встречу к Досталю пришёл глава областной общественной палаты Александр Соломонович Ландо.

Александр Соломонович в этом году удивил всех любителей фестиваля: он был и на открытии, и на закрытии, и на этой творческой встрече. И вообще, как нам удалось выяснить, Ландо – завзятый киноман и завсегдатай Дома кино. Как мы уже писали в прошлом номере, только благодаря его вмешательству тротуар на улице Октябрьской впервые за 14 лет существования фестиваля обрёл асфальт. Так и хочется сказать: будьте как Александр Соломонович, смотрите кино! Страданиями душа совершенствуется.

Почему глава общественной палаты выбрал именно этот фестиваль? Видимо, ему нравятся работы Николая Досталя. Что ж, прекрасный выбор.

«Монах и бес», фильм, который Досталь представлял в Саратове («Вроде картина должна рассказывать про меня, а не я про картину», – шутил Николай Николаевич в начале встречи), – одновременно смешной и глубокий. Про монаха, творящего чудеса и искушаемого бесом, про беса, научающегося добру от монаха. Про жизнь в монастыре. Про отношение власти и церкви.

– Я задумал эту историю ещё в 2011 году, она сложилась из двух историй. В Нило-Сорской пустыни, где я снимал фильм «Раскол», в 14–15 веках жил знаменитый святой, который пропагандировал нестяжательство – то, чего так не хватает нашему обществу, нашей церкви и миру в целом, – рассказывал Досталь. – А в 19-м веке там же жил странный увечный Иван Семёнович Шапошников, жил при кухне, пёк просфорки, там и спал. Помогал людям, лечил. Когда пришёл он в монастырь в Великом Новгороде, то в рукомойнике изловил беса. Бес взмолился: отпусти! Тот молвил: отпущу, коли ты меня свозишь в Иерусалим и обратно. Вот он его свозил туда и обратно. А потом мстил. Но об этом есть в фильме.

Четыре года Досталь пытался собрать денег на фильм. Государство денег даёт, но меньше 60 процентов от необходимого. Остальное нужно искать. Если не найдёшь и деньги государству вовремя не вернёшь, то могут быть штрафы. В общем, только в 2016 году картина вышла на экраны, но в прокате, к сожалению, успеха не имела. Хотя фильм замечательный.

Отвечая на вопрос, не боялся ли своей картиной режиссёр оскорбить чувства верующих, Николай Николаевич был искренен и весел:

– Боялся. Очень боялся. Сейчас не боюсь. Картину мою видели различные иерархи. И, что странно, люди очень разных направлений в РПЦ картину восприняли позитивно. И дьякон Андрей Кураев, знаете такого? И человек из другого лагеря владыка Тихон Шевкунов. И Всеволод Чаплин одобрил! С юмором человек оказался. Потом мне рассказывали, что и Патриарх посмотрел картину. И я в числе приглашённых оказался в Храме Христа Спасителя на юбилее у Патриарха. А из кино там – Наташа Варлей, Володя Меньшов с Алентовой и я. Значит, никого не оскорбила моя картина. Всё нормально. Я этому рад очень, что никаких историй, как с «Матильдой», не было.

Сейчас Досталь вместе с Геннадием Хазановым ищут деньги на новый свой проект, о котором режиссер тоже с удовольствием рассказал.

– Звонит мне Гена Хазанов. Говорит, есть такой пародист – Дима Грачёв. Он пародирует Путина (в этот момент Александр Соломонович немного напрягся). Он мне предложил снять фильм про судьбу пародиста. И даже слоган придумал: «Ты родился оригиналом, не умри копией». Сценарий такой: Диме Грачёву снится сон о том, что президент уходит в отставку досрочно (Александр Соломонович сурово сдвинул брови и поджал губы). И пародист оказывается в полной этой самой (Досталь выразительно похлопывает себя по пятой точке). С женой разрыв, ипотеку платить нечем, квартиру отбирают. И едет он к себе домой в Кандалакшу. Единственное, о чем я Хазанова попросил, чтобы мы ни в какую политику не лезли. Поэтому пришлось нашему Диме немного биографию подправить. Сам пародист родом из Керчи (Ландо стал совсем мрачен), но мы же не хотим брать... Крым. У нас нет политики. Поэтому он у нас из Кандалакши. Хотя сниматься будет под своим настоящим именем и фамилией. И знаете, что у нас спросили на защите заявки в Фонде кино? Спросили: «Не боитесь накаркать?»

Николай Николаевич врать не стал. Он бы, может, и испугался. Но поскольку Хазанов дружен с Путиным, а Путин, узнав про эту задумку, сказал: «Валяйте!» (тут Александра Соломоновича отпустило, и он расслабился и заулыбался), Досталь снимать это кино не боится.

Увы, несмотря на полученное одобрение от Самого, никакие абрамовичи с переполненными кошельками к Досталю с Хазановым не бегут и денег на фильм не дают.

– Но у меня есть тост! «За успех безнадёжных предприятий!» За «Монах и бес» я так четыре года тостовал! И всё получилось!

Так что «за успех безнадёжных предприятий!» И будут у нас асфальт, кино и демократия.