Стоянки современных людей

Оценить
Стоянки современных людей
Почему парковки в центре города должны стать платными и что мешает решению транспортной проблемы в Саратове

О дефиците парковочных мест и стоянок саратовские власти говорят уже не первый год. Однако проекты, призванные решить проблему (от запрета въезда в центр города на личных авто до строительства вертикальных парковок), так и остаются проектами, и на деле ситуация не меняется. На минувшей неделе на общественном совете при администрации Саратова предпринимателям даже попеняли, что они не откликнулись на предложение из Китая по строительству в городе подземных парковок (сами предприниматели не поняли, в чём их вина). «Газета недели» пообщалась с экспертами и бизнесом, чтобы понять, что препятствует улучшениям.

 

Планов громадьё

Варианты решения транспортной проблемы Саратова предлагались уже неоднократно. Например, ещё в 2014 году главный архитектор города Александр Кискин (на тот момент) сообщал о возможном строительстве на Театральной площади и в других частях города подземных паркингов. Проекты планировалось реализовывать с помощью бизнеса через механизм концессии. Однако время шло, а строительство так и не начиналось. Позже в мэрии признали, что проект на Театралке неинтересен инвесторам, так как чрезмерно затратен и будет долго окупаться. В том же году городскими чиновниками был представлен проект вертикальных автоматических парковок (машины располагаются друг над другом, а вверх и вниз подаются с помощью платформы). Но его реализации также не последовало.

В 2016 году заместитель главы администрации Саратова Сергей Пилипенко (на тот момент) сообщил о возможном появлении экспериментальных платных парковочных мест в квадрате улиц Московской, Рахова и Мичурина. Парковки, для создания которых также планировалось привлечь частных инвесторов, должны обслуживаться с помощью электронных терминалов. Однако на данный момент об их появлении ничего не известно.

Тем временем ситуация продолжает оставаться напряжённой. По данным опроса, проведённого в Саратове в начале текущего года, две трети респондентов считают, что проблему парковок в городе нужно решать как можно скорее.

 

Парковки-деньги-парковки

Своим взглядом на ситуацию с редакцией поделился председатель гильдии автостоянок Торгово-промышленной палаты Саратовской области Михаил Крохалев. По его мнению, парковочные места в центре города должны стать платными (при этом принадлежать муниципалитету), а вырученные от них средства город должен пустить на дальнейшее расширение парковочной сети. В качестве примера Крохалев приводит столицу: «Мэр Москвы отчитывается в СМИ, что в 2016 году за счёт парковочных мест и штрафов [за нарушения правил парковки] муниципалитет заработал около 18 млрд рублей». В Саратове же на припаркованных автомобилях бюджет не зарабатывает, зато зарабатывают владельцы эвакуаторов. И это при том, что платные парковки будут выгодны в том числе самим водителям. «Ну сделайте час парковки, скажем, 50 рублей. Я готов заплатить, я бы добежал [куда мне нужно и вернулся], не надо меня эвакуировать», – объясняет преимущества собеседник. По его мнению, правительство должно активнее решать вопрос с парковками: «Государство видит, что в городе встать негде – ну сделайте что-нибудь такое, просчитайте, прокредитуйте или штрафы туда направьте». Но местные власти от решения проблемы самоустранились, отдав всё на откуп эвакуаторщикам.

Что касается частных стоянок в центре города, то с ними дело обстоит сложнее. По словам Крохалева, парковочный бизнес в Саратове испытывает серьёзные трудности из-за того, что граждане предпочитают оставлять машины во дворах: «У меня знакомый в Энгельсе построил многоуровневую стоянку в центре новых домов. Занял у банков порядка 120 млн рублей. Приехал я к нему посмотреть, а он говорит: «Купить не хочешь? Никто сюда не едет, все машины во дворах стоят». Хотя цена приемлемая, автоматика». Сам Крохмалев владеет стоянкой в Заводском районе и отмечает, что она заполнена всего на треть: «Я два года работаю в убыток. У меня прибыли нет вообще». При этом, по словам председателя гильдии, заполонившие дворы автомобили создают опасную ситуацию для жителей близлежащих домов: «Случись пожар, никто не подъедет даже. Пока машины растащишь...». Однако за этим никто не следит.

 

Бизнес по-саратовски

Рассказывая о тонкостях парковочного дела, Крохалев посетовал на чрезмерные проблемы для предпринимателей в Саратове. Он вспомнил историю, когда из-за постоянно засоряющихся ливнёвок грязная вода текла через его стоянку, создавая дискомфорт клиентам. С просьбой решить этот вопрос владелец обратился в муниципальное предприятие «Водосток», однако ничего добиться не смог: «Сказали, это вам надо заказывать проект. Назвали цифру – чуть ли не миллион. Мол, вот когда сделаем, тогда и будем обслуживать». В конечном итоге бизнесмен решил выкупить проблемный участок (там располагалась свалка), чтобы навести на нём порядок лично: «Вы думаете, мне дали эту мусорку купить? Я обошёл: начал с 205-го кабинета, потом 212-й, потом 213-й, потом 216-й, потом к начальнику в 219-й, а начальник меня опять послал в 212-й. Кончилось тем, что, мол, пусть «архитектура» решает, а она на больничном. Так что кто в этом заинтересован, чтобы дать что-то людям?».

Также Крохалев рассказал, как судился с администрацией, чтобы выкупить землю под своей стоянкой: когда договор аренды муниципальной земли закончился, его попытались выселить. Предприниматель связывает проблему с тем, что чиновники, вероятно, хотели продать этот участок какому-то конкретному человеку «по договорённости».

Парковка в Анапе 

Несбывшаяся карусель

Около пяти лет назад один из предпринимателей Саратова (попросил не указывать его фамилию) предлагал городу идею вертикальной карусельной парковки (аналог – на фото). Конструкция способна вмещать в себя 10–12 автомобилей, занимая на земле площадь одного. «Вы представляете, одно машиноместо можно использовать как десять? – объясняет он «Газете недели». – То есть идёт десятикратное утрамбование». Проект был разработан в Саратове (для его реализации не нужны зарубежные комплектующие) братом предпринимателя около 30 лет назад. Изначально конструкция предназначалась для придомовых территорий, однако в состоянии работать и как самостоятельный паркинг. На тот момент его реализация оценивалась примерно в 3 млн рублей.

С помощью чиновников предприниматель планировал найти инвестора, однако был встречен весьма сдержанно: «Никакой обратной реакции от администрации не последовало. Ни положительной, ни отрицательной. К моей информации отнеслись холодно. Серьёзно меня никто не воспринял». Позже бизнесмену объяснили, что есть некий китайский аналог карусельной парковки, который дешевле как минимум в два раза, и первая его партия уже была поставлена в Россию. Тем не менее, о появлении таких парковок в Саратове в последние годы не сообщалось.

Предприниматель решил, что проект городу не интересен, и предлагать его больше не желает: «Я не собираюсь с администрацией сотрудничать. Во-первых, представляете, как это будет: начнут проводиться какие-то торги... Зачем мне это? Сделать парковку за свой счёт и потом полгода ждать денег, да ещё непонятно, будут ли они.... Мне это не нужно. Будет частный покупатель – будет проект».

Собеседник вспоминает, что когда-то у него действительно было желание сделать что-то полезное для города, но с возрастом ситуация изменилась: «Мне уже много лет, и я понимаю, что действие ведёт к противодействию, и всё остальное. Отношение города к предпринимателям, а тем более к какой-то идее, такое, что надо ноги стереть по колено...».

 

Рука, убирающая машины

Карусельные парковки вполне могли бы решить проблему со стоянками, считает председатель комитета по транспорту саратовского отделения организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Роман Репин. Подобные конструкции уже широко используются в Москве и Казани. Однако в Саратове данное изобретение не окупится, пока у автовладельцев есть возможность бросить машину в ближайшем дворе. В связи с этим Репин сомневается, что в наш город вообще способны зайти какие-то крупные инвесторы, готовые вложиться в организацию парковочных пространств. Механизм монетизации подобных проектов здесь непонятен: «Мы не Москва, где большинство дворов давно закрыты и стало общим правилом, что машины во двор не пускают. Все машины – либо на стоянках, либо на улицах припаркованы. А у нас для платных парковок всегда будет бесплатная альтернатива». Городские власти возьмутся за решение вопроса только в случае трагических событий, подобных тому, что когда-то произошло во Владивостоке: «Страшные пожары, когда погибли десятки людей из-за того, что пожарные машины не могли подъехать к зданиями. Все дворы были запружены автомобилями».

О том, почему в Москве и других городах ситуацию с парковками во дворах удалось отрегулировать, редакции на условиях анонимности рассказал один из специалистов дорожной отрасли региона. По его мнению, вопрос заключается в специфике управления: «В других городах довольно сильная местная власть, которая твёрдой рукой наводит порядок, поэтому там эта проблема решается. Я думаю, Москва давно бы уже захлебнулась в этих стихийных парковках, если бы там не было твёрдой руки. Все эти ненавидимые москвичами эвакуаторы всё-таки приносят пользу: они заставили людей следить, где они паркуются и на какой срок». В Саратове же положение дел иное: «Главы города меняются часто, порядок навести не успевают, потому что перед ними всегда стоят более срочные задачи, часто состоящие в том, чтобы давать как можно более красивые отчёты наверх. Текущий работой заниматься некогда. К сожалению, в городе нет хозяина».