«Просто позорище»
К 1 октября вывески в исторической части Саратова должны быть приведены в соответствие с единой концепцией оформления, разработанной московским КБ «Стрелка». Такое решение было принято саратовской городской думой около полугода назад. Предприниматели меняют вывески за свой счёт. «Газета недели» связалась с владельцами нескольких заведений, установивших новые вывески, и выяснила, во сколько им обошлись перемены и что они теперь обо всём этом думают. В ходе беседы двое из троих собеседников попросили об анонимности.
Место для изменений
Приводить центр города к единому стилю местные власти начали ещё весной: тогда при активном участии муниципальных служб часть вывесок на проспекте Кирова была демонтирована (иногда даже без разрешения собственников. См. «Жертвы урбанистов» в номере от 11.04.2017 г.). Однако после того как в мае в Саратове завершился международный урбанистический форум «Среда для жизни: квартира и город», энтузиазм чиновников явно пошёл на спад, и обновление приобрело вялотекущий характер. Но вот настал октябрь – сроки приведения вывесок к нормативам в исторической части города вышли.
Как сообщили на прошлой неделе «Газете недели» в администрации Саратова, более 90 процентов вывесок на проспекте Кирова уже приведены в соответствие с новыми правилами. Однако историческая часть города – это не только проспект и центральные улицы. Историческими признаны, например, и часть улицы Орджоникидзе (Заводской район), и часть проспекта им. 50 лет Октября (Ленинский район), и другие улицы в разных районах городах (полный список опубликован на сайте мэрии). По словам чиновников, в этих местах сменилась лишь небольшая часть вывесок. Нарушителям грозит демонтаж рекламных конструкций, также прорабатывается вопрос о введении соответствующих штрафов.
Жертвы красоты
Как рассказал (на условиях анонимности) редакции владелец одного из кафетериев на проспекте Кирова, в сумме все работы по замене вывески (включая покупку новой и демонтаж старой) обошлись ему примерно в 50 тысяч рублей. При этом в процессе обновления заведение ещё и потеряло в клиентуре: «Мы же не за 15 минут всё это сделали. Несколько дней вообще работали без вывески. И работали плохо. Люди думали, что мы закрылись».
Оценивая сам процесс смены рекламных конструкций в Саратове, собеседник заметил, что идея, возможно, и неплоха, но схема и алгоритм размещения новых вывесок были продуманы не до конца: «Администрация торопится всё выполнить беспрекословно. Я считаю, они просто хотят выслужиться перед вышестоящим начальством, а не сделать город лучше – это им совершенно всё равно».
Владелец заведения отмечает, что, требуя смены вывесок, сами городские власти не сделали ничего для улучшения ситуации на проспекте: «Всё так же там идёт несанкционированная торговля. Решили несчастных предпринимателей закошмарить со своими вывесками, вместо того чтобы разогнать этих продавцов шапок, очёчников и бабушек с ягодами-фруктами. Для них есть специально отведённые места, но никак не проспект. Просто позорище. Меня вот это больше всего возмущает».
По мнению бизнесмена, администрации пора «самоустраниться и не мешать работать». Результаты замены вывесок он пока не одобряет: «Как было какое-то разнотравье, так и осталось. Я часто хожу по проспекту и уже даже не замечаю, что всё очень ярко и не выдержано в едином стиле».
Другой предприниматель с проспекта Кирова (он также попросил об анонимности) считает смену вывесок «спорным вопросом»: «С одной стороны, некоторые вывески стали хуже. Но где-то и лучше». Хотя на работу администрации в целом он смотрит более позитивно: «Центр города у нас вроде бы как получше стал. Фасады покрасили. Но это, безусловно, должны делать постоянно». При этом бизнесмену не нравится скорость, с которой ему пришлось менять вывеску: «Всё было как-то слишком резко и назойливо. Мы недовольны, что это пришлось делать вне наших планов». К тому же на новой вывеске не удалось указать формат заведения, поэтому иногда люди не понимают, о чём идёт речь.
Форма созидания
Временные проблемы с клиентами постигли и работающую на проспекте Кирова «Кашеварню». По словам совладелицы Юлии Цветковой, заведению пришлось около двух месяцев работать без вывески, ожидая, когда муниципалитет согласует внешний вид вывесок для всех расположенных в здании организаций: «Пока вывески не было, люди к нам не заходили. Когда появилась – снова пошли». Смена вывески обошлась «Кашеварне» в 25 тысяч рублей.
Цветкова отмечает, что в общем и целом выступает за благоустройство, но только в цивилизованном виде: «Моё мнение по этому поводу не изменилось. Я за всё красивое в созидательной форме. Как они действовали в тех случаях (весной, когда муниципальные службы принудительно сдирали вывески с заведений. – Прим. ред.) – это, конечно, было совершенно неуместно. Вот если бы этот процесс занял год, если бы его можно было запланировать, тогда к нему вообще бы не было никаких вопросов. Но когда запланировать нельзя, а нужно выполнять какие-то требования, вот тогда [у нововведений] не будет ни одного сторонника».