Мать детских театров

Оценить
Мать детских театров
Так называли легендарную Наталию Ильиничну Сац

Она родилась в 1903 году, а уже в 1921-м стала директором и художественным руководителем Московского театра для детей. В её долгой, насыщенной событиями жизни было несколько саратовских страниц.

Гастроли детского театра Наталии Сац в Саратове начались 2 июня 1935 года на сцене театра имени К. Маркса спектаклем «Брат». Всего было запланировано сорок спектаклей. В репертуаре значились пушкинская «Сказка о царе Салтане», спектакль «Фриц Бауэр» о классовой борьбе в Германии, музыкальная постановка на музыку Тихона Хренникова «Мик», пантомима «Негритёнок и обезьяна», представления «Бей, барабан, борьбу» и «Детская эстрада».

Спектакли шли дважды в день: в 12 и 18 часов. В антрактах можно было посмотреть выставку в фойе, для юных зрителей устраивали игры. Вопрос художественного воспитания детей считался актуальным, и гастроли театра, имевшего к тому времени большую известность, были организованы по инициативе Крайисполкома.

Наталия Сац выступала в городе перед разными аудиториями, провела семинар для пионервожатых об организации детского досуга, прочитала городской общественности трёхчасовой доклад «О художественном воспитании детей».

Крайисполком выразил благодарность руководителю и труппе театра, а сама Наталия запомнила радушный приём, лучшую гостиницу города и старания тамошнего шеф-повара.

В 1950 году Наталия Ильинична Сац приехала в Саратов, чтобы стать руководителем филармонии, которая «хромала на обе ноги». За двадцать лет, прошедших после первого приезда, она многое пережила, как жена врага народа провела пять лет в ГУЛАГе, поработала в Алма-Ате. Поначалу «ссыльную» встретили настороженно, но скоро полюбили. Несмотря на строгость и требовательность, всех подкупали её невероятная энергия, умение не обращать внимания на бытовые трудности. Наталия Ильинична вместе с маленьким сыном Ильёй снимала две крохотные сырые комнатки на втором этаже деревянного флигеля на окраине города. «Свое пребывание в Саратове называю «одеялом из разноцветных лоскутов» – попадались обрывки шелка, кусочки ситца, грязное тряпье, сермяга... А в общем всё же вышло одеяло, которое в суровые месяцы моей жизни как-то прикрывало нас с Илюшей», – вспоминала Наталия Ильинична.

Её трудолюбие, сохранившиеся московские связи помогли многое изменить в филармонии. Лучше стал звучать симфонический оркестр, молодые голоса появились в хоре. С гастролями приезжали Генрих Нейгауз, Григорий Гинзбург, Надежда Казанцева, Павел Серебряков, Эмиль Гилельс, Александр Вертинский. Новый руководитель с восторгом открыла для себя творчество баяниста-виртуоза Ивана Паницкого. Возникли два эстрадных коллектива, в одном выступала популярная пара конферансье Александр Волгин и Галина Зеленская, в другом начали творческий путь сатирик Лев Горелик и талантливая певица Лия Равницкая.

Наталия Ильинична приглашала для постановок известных авторов и режиссёров, режиссировала и выступала с чтением прозы сама. В планы филармонии обязательно включались концерты и спектакли для детей и юношества, для которых Наталия Ильинична специально искала молодых певцов и инструменталистов среди выпускников консерватории, привлекала музыковедов, умеющих заинтересовать детскую аудиторию.

В театре оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского Сац вела занятия по сценическому мастерству с артистами балета. Потом осуществила постановку двух опер: «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и «Морозко» М.И. Красева. Последняя была ей особенно дорога: «Самое светлое воспоминание о том периоде жизни – работа над «Морозко». Сказка о труде и лени, добре и зле, правде и лжи хорошо «легла» на интересные ситуации в либретто. А как мне посчастливилось с певцами! Репетировали мы по вечерам, в музыкальном классе, после моей работы в филармонии. Это был праздник и для меня (занимаюсь своим любимым делом!), и для певцов (не избалованы многие из них углубленной работой над образами). Чудесные два-три месяца жизни. Какое счастье быть в своей стихии! Любимая профессия.

Я – режиссер».

Прошло ещё больше двух десятилетий. И народная артистка СССР, член Союза писателей, лауреат Государственной премии, первая в мире женщина – оперный режиссёр, руководитель Московского государственного музыкального детского театра Наталия Ильинична Сац приехала в Саратов для постановки оперы «Мальчик-великан». На вокзале её встречали представители театра оперы и балета, старые знакомые. И букеты цветов скоро уже невозможно было удержать в руках...