Когда не спасет даже Хирург

Оценить
Мотогонки – смертельные опасности, беспокойные ночи для граждан и адреналин

На днях в Саратове был открыт мемориал под названием «Мотоциклист, не вернувшийся домой» – по задумке авторов, он должен напомнить участникам дорожного движения об осторожности на дорогах и ценности жизни. Однако отношение горожан к идее подобного мемориала противоречивое. Кроме того, жители поселка Юбилейного жалуются на шум по ночам из-за байкерских гонок.

Её звали Никита

В ночь на 16 сентября 2008 года 25-летняя Анна Мишуткина, за свой боевой характер и смелость получившая в байкерской среде прозвище Никита, выехала на поиски угнанного мотоцикла одного из друзей на улицы Симферополя. Никита была инициатором создания всеукраинской женской мотоорганизации «Дочери ветра». Молодая женщина одна воспитывала пятилетнюю дочку и собиралась выйти замуж.

На огромной скорости (170 км/ч) в её «Сузуки» влетел автомобиль «Бентли». Мотоцикл взорвался от мощного удара. Девушка скончалась на месте. В протоколе также указано, что после столкновения автомобиля с мотоциклом тело Анны было протащено по асфальту еще около 150 метров, что указывает на попытку водителя «Бентли» скрыться с места ДТП. Далее автомобиль продолжил неуправляемое движение и столкнулся на дороге еще с двумя автомобилями. Водитель «Бентли» отделался сотрясением мозга и двумя годами условно. Отец 24-летнего виновника ДТП на тот момент был депутатом горсовета Симферополя и одним из богатейших людей Крыма.

Анну хоронили 18 сентября. Несмотря на дождь, с девушкой пришли прощаться множество друзей. Ровно через год они собрались снова – так каждый год байкеры Украины начали отмечать День памяти погибших мотоциклистов. Постепенно такое мероприятие стали организовывать во всех уголках земного шара. По традиции, байкеры выстраиваются в колонну и проезжают неспеша по ночному городу с траурными ленточками, зажигают поминальный крест из свечей и проводят минуту в тишине.

К сожалению, незадолго до траурной даты в этом году в Саратове опять произошло ДТП с летальным исходом. 12 сентября поздним вечером на улице Усть-Курдюмской столкнулись автомобиль «Лада Приора» и мотоцикл «Ямаха». На месте погибла 30-летняя Анастасия Винокурова, находившаяся на заднем сиденье мотоцикла без шлема. Водитель мотоцикла, 41-летний мужчина, получил травмы средней тяжести. Известно, что он является членом саратовского отделения клуба «Ночные волки» (лидер мотоклуба – скандально известный байкер Александр Залдостанов по прозвищу Хирург).

Больше байков – больше аварий

Сообщество МотоСаратов на своем сайте ведет рубрику «Книга памяти», где публикуется информация о друзьях-байкерах, трагически ушедших из жизни. На фото – жизнерадостные улыбающиеся люди, большинство из которых молоды.

6 сентября 2016 года 18-летний Алексей Колыганов не убедился в безопасности манёвра при повороте налево, в результате чего произошло ДТП с участием автомобиля – мотоциклист скончался на месте.

А годом ранее, 8 сентября 2015 года, при повороте налево водитель не уступил дорогу мотоциклу. Молодой мотоциклист Алексей Донин скончался на месте, а его девушка Екатерина Берлина, находившаяся на пассажирском сиденье, скончалась, не приходя в сознание, в карете скорой помощи.

По статистике, которую ведут участники мотосообщества, с начала этого года в Саратове погибли 6, а по области – 13 человек. Еще 43 мотоциклиста пострадали в авариях на дорогах. «В 90 процентах случаев причины ДТП две: первая – нарушение правил дорожного движения автомобилистами, второе – нарушение ПДД мотоциклистами (главным образом – превышение скорости). Надо быть очень внимательным и на дорогах общего пользования следить не только за собой, но и за человеком, который едет рядом с тобой. Ни в коем случае не нарушать скоростной режим», – уверен лидер МотоСаратов Олег Оланго. По его словам, количество аварий увеличивается из года в год – в связи с увеличением количества мотоциклов.

Финишная точка

Мемориал «Мотоциклист, не вернувшийся домой» открыт в Саратове на Усть-Курдюмском шоссе 18 сентября. На вертикально стоящей каменной глыбе укреплена плита с изображением мотоцикла и удаляющейся фигуры байкера. Автор идеи – лидер сообщества МотоСаратов Олег Голованов (известный как Олег Оланго), добивался установки этого сооружения пять лет, обивая пороги различных инстанций для согласования документов. Личную поддержку в реализации проекта оказал, по словам организаторов, сам Валерий Радаев.

В следующем году планируется установить на этом же месте позади памятника стелу. Она станет финишной точкой ежегодного траурного мотопробега.

Место установки мемориала, по словам Олега Оланго, было выбрано не случайно. Усть-Курдюмское шоссе находится в черте города, является основной трассой для байкеров и одновременно местом, где происходит больше всего аварий с участием мотоциклистов.

«При проезде мимо этого мемориала не только мотоциклисты, но и автомобилисты задумаются о своем бытии. О том, что все люди смертны, и нужно быть аккуратнее. Это предупреждение, что нужно беречь себя, и в то же время это память об уже погибших мотоциклистах. Камень напоминает всем участникам дорожного движения, что мотоциклисты имеют право на передвижение по дорогам, как и все остальные. При этом они абсолютно не защищены, несмотря на амуницию. Я уверен, что у большинства из нас, к сожалению, есть друг или знакомый, которого вспоминаешь, глядя на этот камень», – отмечает Олег.

Так можно ли считать мотоцикл опасным транспортным средством? «Естественно, это транспортное средство повышенной опасности, но я не могу сказать, что оно занимает лидирующую позицию в рейтинге опасных транспортных средств. Точно так же можно и велосипед назвать опасным, ведь он точно так же может принести какие-то неудобства водителям автомобилей и мотоциклов. Но ввиду того, что многие люди склонны обвинять мотоциклистов в превышении скоростного режима, говорят, что это источник повышенной опасности на дорогах. Лично я так не считаю. Большинство мотоциклистов, на мой взгляд, адекватны», – утверждает мотолюбитель Оланго.

Лови и штрафуй!

Однако не у всех жителей Саратова идея мемориала «Мотоциклист, не вернувшийся домой» нашла понимание. На форумах в сети развернулась широкая полемика о необходимости установки подобного сооружения.

«Звучит так торжественно – «мемориал погибшим мотоциклистам». Как будто погибшие ну прямо-таки с войны не вернулись, а не после адреналиновых покатушек погибли», – пишет в комментариях к новостям один пользователь Интернета. «А где установят памятник скончавшимся от передоза?» – отмечает другой оппонент. Также выражают опасение, что мемориал станет культовым местом встреч байкеров, и шум моторов в округе будет слышен только сильнее.

На прошлой неделе жители Юбилейного обратились в редакции саратовских информагентств с жалобой на байкеров, регулярно устраивающих по ночам гонки по Усть-Курдюмскому шоссе.

«Юбилейный – густонаселенный поселок, у нас много семей с детьми, здесь живут работающие люди, которые ночью хотели бы выспаться. Но это просто невозможно из-за грохота гоняющих мотоциклов! Информация для ГАИ: в основном задолбайкеры освоили маршрут стройрынок – мост – поворот возле заправки «Лукойл» – снова стройрынок, и так до посинения – не своего, а местных жителей. Лови и штрафуй! И сразу все дыры в бюджете закроются», – написали жители города в редакцию информагентства «Взгляд-инфо».

Точка шумового преткновения

К полемике подключилась наша неравнодушная общественность. В частности, председатель общественной палаты Александр Ландо осудил байкеров за нарушение закона о тишине. «Но им надо иметь в виду, что вокруг живут люди! А раз живут люди, надо как-то соотносить свою быструю езду с тем, чтобы их не беспокоить», – рассуждает председатель ОП. Он добавляет, что нужно усилить безопасность на дорогах ради сохранения жизней – то есть жестче наказывать нарушителей ПДД. Председатель ОП проанонсировал, что в ближайшее время общественная палата рассмотрит эту проблему. Ранее, в 2014 году, общественники уже разбирали ситуацию с ночными гонками мотоциклистов в районе Затона.

«Я думаю, что это не более чем нападки. Не могу быть уверен на сто процентов, чем они вызваны. Может быть, просто предубеждением, – реагирует по этому поводу мотолюбитель Дмитрий Кёнигсберг. – Мотоциклы сильно шумят? Знаю, что машины шумят не меньше. Могу быть в этом уверен, так как окна моей квартиры выходят на дорогу. И в 95 процентах случаев за окном шумят именно машины.

Шум – это проблема именно вечернего и ночного времени суток, так как именно в это время жизнь большого города затихает, и рёв мотоциклетного движка звучит как крик в библиотеке. Не обратить внимание на это невозможно.

В данном конкретном случае акцент идет именно на шум от мотоциклов. Что в корне неправильно. Проблема именно в шуме как таковом. Плохая транспортная инфраструктура способствует сильному шумовому загрязнению. Что в свою очередь негативно влияет на самочувствие горожан в целом. Проблему нужно решать, но, к сожалению, это не в моей компетенции».

«Люди, сидя у себя дома, по звуку сразу же определяют, что это едет мотоцикл. Может быть, это спортивный автомобиль с таким же выхлопом? Как можно запретить ехать мотоциклу, который подготовлен для использования по дорогам общего пользования, у которого есть номерные знаки, который разрешен ГОСТом?! Просто человек передвигается из точки А в точку Б, несколько раз он может ехать туда-сюда. Вот остановите мотоциклиста, что скажете: не смей ехать, остановись? Он ответит: я домой возвращаюсь с работы. Как можно запретить человеку передвигаться на его личном транспортном средстве?!» – высказывается Олег Оланго.

Когда не спасет даже Хирург