Олдос Хаксли. Сборник

Оценить
В серии «NEO-классика» издательства «АСТ» вышел сборник британца Олдоса Хаксли, состоящий из трех романов, редко издающихся даже на родине писателя.

В серии «NEO-классика» издательства «АСТ» вышел сборник британца Олдоса Хаксли, состоящий из трех романов, редко издающихся даже на родине писателя.

Как говорится в аннотации, «Гений и богиня» (1955) поначалу кажется обычной историей о любовном треугольнике. Однако Хаксли не ограничился стандартом: он «сумел наполнить эту историю глубиной, затронуть важнейшие вопросы о роке и личном выборе, о противостоянии эмоций разумному началу, о долге, чести и любви».

Еще одно произведение в сборнике – роман «Остров». Написанная в 1962 году, эта вещь мыслилась как роман-предупреждение, однако результат оказался глубже первоначального замысла, и в итоге получился скорее философский роман.

Третий роман, включенный в сборник, «Обезьяна и сущность» (1948), по жанру относится к антиутопии. Как известно, авторы антиутопий, они же дистопии (Dystopia – то есть «плохое место»), описывают общество, где реальные негативные тенденции его развития (либо те тенденции, которые считает негативными сам фантаст) доведены до логического предела.

Одной из наиболее известных в мире антиутопий считается «О дивный новый мир» того же Хаксли: изображено общество далекого будущего, предельно технологизированное. Людей-творцов – меньшинство, преобладают генетически отобранные люди-функции.

В романе «Обезьяна и сущность» будущее выглядит еще более мрачным. «Восемь миллионов жителей тут же принялись затаптывать друг друга насмерть на мостах и в туннелях. Выжившие рассеялись за городом – словно саранча, словно полчища чумных крыс. Они заражали воду. Распространяли брюшной тиф, дифтерит, венерические болезни. Кусали, рвали, убивали, грабили, насиловали. Питались дохлыми собаками и трупами детей... То же самое происходило в Чикаго, Детройте, Вашингтоне, Лондоне, Париже, Бомбее, Шанхае, Токио, Москве, Киеве и Сталинграде – в каждой столице, в каждом промышленном центре, на каждом железнодорожном узле, во всем мире. Цивилизация была разрушена без единого выстрела».

Это еще один вариант Катастрофы – без мировой войны и без сверхъестественных событий, вроде превращения людей в зомби. Этот вариант оказался наиболее употребительным не столько для западной, сколько для отечественной фантастики (особенно той, которая выходила в нашей стране в 90-е годы прошлого века). Социальная напряженность, экономическая нестабильность, какая-нибудь изнуряющая региональная «спецоперация», буйство стихий, паника – всё это, по мнению наших авторов, вполне годится в качестве первотолчка для «бунта бессмысленного и беспощадного». Впрочем, это уже отдельный сюжет, не имеющий прямого отношения к роману Хаксли.