Пять картин и два альбома

Оценить
«Пишем, пишем и пишем, а по вечерам гуляем слегка и солидно»

Перед волжскими пейзажами Михаила Ивановича Доливо-Добровольского посетители Радищевского музея всегда останавливаются надолго: пытаются «вычислить» изображенное место, любуются статью старинных судов, трогательными бытовыми подробностями.

Доливо-Добровольский принадлежал к дворянскому роду с польскими корнями, восходящему к XVII веку и внесенному в дворянские книги нескольких губерний Российской империи. Отец будущего художника был морским офицером.

В 1860 году девятнадцатилетний Михаил поступил в Академию художеств. В 1866-м он был удостоен звания классного художника пейзажной живописи третьей степени. В годы учебы Михаил общался с пейзажистом Львом Лагорио, вместе с ним путешествовал по Кавказу, Украине. Вероятнее всего, в Академии состоялось и знакомство с Алексеем Боголюбовым.

Несколько лет Доливо-Добровольский провёл в Европе, сначала – в Италии, потом – во Франции. В Париже он посещает «вторники» Боголюбова: «Мои вечера отличались простотою и веселостью. Заходили ко мне художники французы Бонна, Жан Поль Лоранс, Жером и прочие. Частенько у меня были музыка и пение. Душою этого был художник Доливо-Добровольский – милый тенор», – вспоминал об этом времени будущий создатель саратовского Радищевского музея.

В 1874–1875 годах Доливо-Добровольский входил в кружок офортистов, в котором работали Алексей Боголюбов, Илья Репин, Константин Савицкий, Василий Поленов, Алексей Харламов и многие другие. Вместе с той же компанией он летом 1874 года совершил поездку в местечко Вёль в Нормандии. Русских художников там называли «красными шапками», на пленэрных этюдах именно такой головной убор защищал их от морского ветра: «Пишем, пишем и пишем, а по вечерам гуляем слегка и солидно. Сегодня воскресенье, день солнечный, на небе ни облачка с самого утра, и все строчат кто где: кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге...».

В 1877 году Доливо-Добровольский поселился в Саратове и провёл здесь около четырёх лет. Сыграло ли роль знакомство с Боголюбовым, который в это время задумал открыть в Саратове музей, посвященный памяти деда? Или причина была совершенно житейской: здесь губернским лесничим служил его дядя А.Н. Доливо-Добровольский? Но как бы то ни было, за годы, проведённые на Волге, художник создал целый ряд замечательных пейзажей, которые пользовались большой популярностью и приобретались многими состоятельными горожанами.

Виды Саратова с Волги, хранящиеся сейчас в Радищевском музее, написаны по заказу П.И. Кокуева, богатого купца, владельца пароходов, общественного деятеля. На вымпелах, укрепленных на мачтах судов, гружённых лесом, видны инициалы, совпадающие с инициалами владельца. На берегу – Триумфальная арка, сооруженная на Большой Сергиевской улице перед Никольским взвозом, на пути в город наследника Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего Саратов в 1869 году. А чуть левее виден дом с шестигранным мезонином, принадлежавший семейству Рейнеке.

В Радищевском музее находится всего четыре живописных, одна станковая графическая работа и два альбома с рисунками. Этюд «Теленок» был подарен в 1885 году Боголюбовым к открытию музея и находился в первой экспозиции. Позднее были подарены альбомы небольшого формата: один – переплетенный в тисненую кожу, другой – в зеленый шелк. Судя по содержанию, это путевые наброски: пейзажи, жанровые сценки, изображения архитектурных достопримечательностей, очень много зарисовок животных.

На форзаце одного из альбомов сделана надпись, в которой с обычной для него откровенностью Боголюбов подвел итог своих взаимоотношений с Доливо-Добровольским: «Вот всё, что у меня осталось от покойного артиста, певца, художника, талантливого, ничего из себя не выработавшего, но всегда жившего всласть, хотя подчас и крайне бестолкового Михаила Ивановича Доливо-Добровольского, ученика то Лагорио, то моего. А. Боголюбов. Хотел бы, чтоб книжка эта всегда хранилась в Радищевском музее».