Не забытое старое?
Не успели в краснодарских школах обкатать «информационные пятиминутки», как социологи попытались прозондировать почву для их повсеместного внедрения. Нововведение вызывает неоднозначную реакцию общества. Его вовсю сравнивают со старыми добрыми уроками политинформации.
С запахом нафталина
С 1 сентября в школах Кубани ввели информационные пятиминутки. Причем во всех классах, начиная с первого. Инициатива принадлежит министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Таким способом ведомство решило «обновить систему воспитания» в условиях «вызовов и угроз современного общества».
Позже появилась первая ласточка. В одной из туапсинских школ ученикам дали задание – смотреть новости на Первом канале.
Народ всполошился. Начал говорить про внедрение правительственной пропаганды в юные умы. Родители стали опасаться давлений и притеснений, которые могут оказать учителя на вольнодумцев и прогульщиков пятиминуток.
Помимо родителей и школьников, которые от нововведения тоже не в восторге, не испытывают энтузиазма и преподаватели. Оказалось, что пятиминутки – дело не шуточное. Отслеживать их проведение обязан один из заместителей директора школы. Плюс начались проверки вышестоящих инстанций, от которых сейчас стонут местные учителя.
Возродить уроки политинформации еще три года назад предлагал тогдашний депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев. На них бы учащимся разъяснили суть ключевых событий в России и за её пределами. Сделать это предполагалось в рамках законопроекта о пропаганде патриотизма среди школьников. Тогда вице-спикер ГД, единоросс Сергей Неверов предложение не одобрил, назвав политинформацию «тратой времени».
Через год к идее вернулся ректор МГИМО Анатолий Торкунов. В интервью «Российской газете» он пожалел современных школьников, которые «получают огромный объем бессистемных данных». И завел речь о том, что подрастающему поколению нужно помочь разобраться в реалиях мира.
В этом году по России прокатилось две волны антикоррупционных митингов. В числе протестующих было много подростов. И это было неожиданно для власти.
После первой волны спикер заксобрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров предположил, что причина выхода школьников и студентов на улицу связана с утратой советского опыта работы с молодежью.
После второй волны заняться подрастающим поколением предложил депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Сысоев. Он пошел дальше всех и направил в Министерство образования и науки РФ обращение с просьбой включить в школьную программу уроки политинформации. Жириновец уверен: «элементарные знания о политической обстановке» школьники должны получать на специальных уроках, а не из «провокационных источников в Интернете», как они делают это сейчас.
Идею о школьных «информационных пятиминутках» поддерживает более половины россиян. Не нравится она каждому пятому опрошенному. При этом 87 процентов респондентов услышали об инициативе впервые. Таковы итоги опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в середине сентября. Подавляющее большинство участников – 58 процентов уверены: пятиминутки ввели, «чтобы сформировать у детей определенные взгляды, мировоззрение». Поддержавшие инициативу считают: это «расширит кругозор детей», «научит думать», «поможет отвлечь от компьютеров». Отвергнувшие говорят о «дополнительной нагрузке», «бесполезности», «пропаганде». |
Очередная бесплатная нагрузка
Чиновники от образования на Кубани – люди креативные. Прошлый учебный год был отмечен «уроками мужества», этот – пятиминутками.
Проводятся они четыре раза в месяц. Тематику пятиминуток определили такую: «Слава России», «История говорит», «Новостная неделя», «На Кубани мы живем».
Вот, например, как выглядит тематический план информационных пятиминуток для учеников второго класса школы №15 поселка Верхневеденеевский. Классный руководитель Елена Алексанян подошла к вопросу ответственно – расписала план на весь учебный год. «Новости одной строкой» (формат – чтение публикаций СМИ), «Как помочь ближнему?» (акция), «Что я знаю о правах ребенка?» (информ-дайджест), «Петарды, хлопушки – опасные игрушки» (инструктаж), «Азбука безопасности» (обзор ДТП района), «Морской форпост России – Новороссийск» (виртуальная экскурсия).
Ни к чему дурные вести, начинаем бег на месте! Мы спросили саратовских педагогов о необходимости распространения кубанского опыта по всей стране. На условиях анонимности нам ответили, что очень бы этого не хотели. Главных причин две. Первая – моральная. Касается она хрупкого детского мировоззрения, которому неумелые или слишком рьяные педагоги могут изрядно навредить. Дети ранимы, они верят в учительский авторитет, и самое главное – умеют делить мир лишь на черное и белое, что в вопросах политики с её многочисленными оттенками чревато. Вторая причина – финансовая. У преподавателей и так слишком большая и часто неоплачиваемая нагрузка, например, работа на ЕГЭ. Пятиминутки, уверены они, тоже будут бесплатными. «А ведь их подготовка потребует времени, к тому же придется писать отчеты. Если пятиминутка будет формальной, она будет никому не нужна, если интересной – продлится больше, чем на неё отведено, а значит, съест время урока», – говорит учитель математики. «В Саратове были похожие инициативы, только в другом направлении, – вспоминает учитель информатики. – Проводили общие зарядки перед уроками, и даже ездила комиссия с проверкой, смотрела, как школы их проводят. Но здесь все-таки какой-то здравый смысл есть – взбодрить перед уроками, задать настрой. Какой настрой задают новостные сообщения – не понимаю». «В свое время учитель истории давал нам задания: смотреть новости и делать доклады о событиях в мире. Разумное зерно в этом есть. Это может научить детей не только впитывать, но и думать, – размышляет преподаватель английского. – Можно же по-разному к вопросу подойти. Не просто пересказать новости, а обратить внимание на тон ведущего, отсутствие какого-то резонансного события в программе. Но нам тогда эти задания не нравились, скажу честно». |
Вместо послесловия. Российский закон «Об образовании» запрещает педагогу «использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них». Однако он же «гарантирует педагогическому работнику свободу выражения своего мнения» и «обязывает педагогического работника формировать гражданскую позицию обучающихся». Вот такая вот тонкая грань...
[Кстати сказать] Сергей Саратовский, психолог, председатель Общественного совета при министерстве образования Саратовской области: ОПЯТЬ РАССКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ О «СТРАНАХ-АГРЕССОРАХ»? Самое главное – такие беседы должны быть интересны школьникам. На мой взгляд, нужно говорить о достижениях страны, возможно, с вкраплениями элементов отечественной истории. Учитывая психологические особенности современного поколения, беседы должны сопровождаться интерактивом. Также имеет смысл приглашать гостей: ветеранов, общественников, людей труда. Ведь сторонний позитивный пример может оказать благотворное влияние на формирование юной личности. Хотя это уже будут не пятиминутки. Если бы мы чаще общались с нынешними школьниками, то лучше понимали бы, как преподносить им ту или иную информацию, четче представляли их чаяния и могли бы разговаривать с ними на одном языке. Нельзя, излишне усердствуя в идеологическом воспитании, превращать его в проформу: пятиминутки сразу же превратятся в уроки политинформации советского образца, и это будет вызывать только отторжение. Если постоянно рассказывать детям только о «странах-агрессорах» и угрозе «миру во всем мире», то у детей психологически сформируется страх перед будущим и неуверенность в завтрашнем дне. Я прекрасно помню митинги и линейки в своей школе. С первого класса нас собирали и рассказывали о том, как проклятые империалисты роют могилу советским людям. Чего ж тогда удивляться, что многие из нас росли с тем чувством, что мы всё время находимся под колпаком у капиталистических стран. В начальной школе вводить такие пятиминутки не стоит. Работу по патриотическому воспитанию, по активному историческому просвещению оптимально начинать с пятого класса. В этом возрасте ребенок в достаточной мере имеет возможность анализировать информацию, систематизировать её, умеет в целом отличать ложь от правды. Не зря своими семейными корнями дети начинают интересоваться лишь в 12–13-летнем возрасте. К слову сказать, западные страны не практикуют политинформацию в школе. Вопросами воспитания и информирования там занимается семья. |