Анти-Х.Б.П.Е.

Оценить
Анти-Х.Б.П.Е.
Канал «Культура», ток-шоу «Агора» по субботам в 21:00

Постоянный телезритель «Культуры» наверняка следит за «Агорой». Во-первых, популярный формат ток-шоу с именитыми приглашенными экспертами, во-вторых, любимый многими ведущий Михаил Швыдкой – между прочим, бывший министр культуры. А если проанализировать, какие темы выбираются, то становится понятным, почему программа держится в числе лидеров по просмотрам канала «Культуры» на YouTube.

Темы тоже «правильные». Возьмем только сентябрьские: «Скандал вокруг «Матильды», «Арест Кирилла Серебренникова» и, несколько запоздало в погоне за трендом, «Рэп-баттл» (поединок двух рэперов, в котором требуется максимально убедительно унизить оппонента). Несмотря на то, что каждая тема сама по себе создает вокруг себя большой шум, больше всего просмотров вышло у выпуска именно про рэп-баттлы (в районе 3400 – по меркам Интернета смешно, но учитывая, что многие другие видео канала не набирают и 50, результат выдающийся).

Набежали они, впрочем, не столько за счет выбора темы, сколько за счет приглашенных профессионалов – рэперов Гнойного и Замая, которых Швыдкой называл по имени-отчеству, что смотрелось немного комично. Другими экспертами стали профессор Литинститута Игорь Волгин, музыкальный продюсер Александр Кушнир, прозаик (и, по совместительству, депутат Госдумы) Сергей Шаргунов и поэт Дмитрий Воденников.

«Наша задача – не сталкивать оппонентов лбами, а предложить несколько иной взгляд на проблему и, может быть, даже найти точки соприкосновения. Я не хотел бы делать шоу, которое возбуждало бы зрительский интерес какими-то скандалами, это попытка спокойно разобраться в тех проблемах, которые вызвали скандал», – эти слова Швыдкого идут красной нитью через все выпуски «Агоры». Позиция, как минимум, заслуживающая уважения, но довольно забавная конкретно в рамках этого выпуска, ведь на прямой эфир передачи самого культурного канала страны приглашаются рэперы, ранее не замеченные в преклонении перед авторитетами. То есть Швыдкой и коллеги сильно рисковали. Но рэперы с интересом, хоть и не без иронии слушали рассуждения филологов про то, что рэп – это новая поэзия, что не стоит относиться к нему свысока, что практика рэп-баттлов в какой-то мере началась еще в Древней Греции.

Рэп-сообщество восприняло выпуск позитивно. Многих комментаторов подкупили интерес и отсутствие снобизма у ведущего и экспертов. Но были и более тонкие наблюдения: что этот выпуск – не что иное, как попытка примазаться к тренду и своего рода «присвоить» себе баттл-культуру: мол, ребята, вы наши, на ваших баттлах тоже звучат слова «дискурс», «постмодернизм», «антиутопия».