Вот и началось

Оценить
Свершилось: Дмитрий Аяцков больше не сможет называть себя единственным всенародно выбранным губернатором. Первым – сможет, единственным – нет. Вторым «всенародно избранным» стал Валерий Радаев.

Свершилось: Дмитрий Аяцков больше не сможет называть себя единственным всенародно выбранным губернатором. Первым – сможет, единственным – нет. Вторым «всенародно избранным» стал Валерий Радаев. Понятно, к всенародности тут же возникли вопросы: независимые наблюдатели утверждают, что на прошедших выборах в несколько раз завышали явку избирателей. По их оценкам, явка была на уровне 12–14 процентов, по протоколам вылезло 52 процента. Косвенным признанием фальсификации выборов стала неожиданная – в первый же день после выборов – отставка главы города Валерия Сараева. Об этом факте объявил лично вновь избранный губернатор, сославшись, что это было решение самого городского головы. Примечательно, что Сараев о таком своем поступке узнал от журналистов. Еще более примечательна формулировка причин «добровольной отставки»: «По городу было много вопросов в части избирательной кампании, и глава города принял решение уйти в отставку». И дальше: «Были вопросы о легитимности выборов».

Вопросы эти отставкой вовсе не снимаются с повестки дня. И попутно появляется новый вопрос: согласно какому закону глава города отвечает за легитимность выборов? Нет такого закона. Получается, что наш губернатор или не знает российских законов, или публично демонстрирует пренебрежение ими.

В общем, выборы – типичные для нашей области – славы ей не прибавили. В разных московских кабинетах поставили галочки в соответствующие графы и приготовились ждать, что же будет дальше. И мы тоже посмотрим.

Для начала Валерий Радаев съездил в Солнечный поселок, принял поздравления граждан, а вопросы благоустройства элегантно перевел на городские власти, мол, есть глава города (на самом деле нет), есть чиновники, пусть и занимаются.

Днем позже Радаев съездил в Балаково, где побывал на стройке завода «ВолгаГидро». Это знаковое для нашей области предприятие, в том смысле, что его ввод в эксплуатацию включают в обещания перед каждыми выборами. Выборы проходят, а завод всё строят и строят. На этот раз – удивительное дело – пуск завода в предвыборной программе не значился. Во время визита губернатора стало ясно, почему. Пуск завода, который-таки будет достроен к концу года, отложен на середину года будущего. Тут есть одна деталь, о которой у нас предпочитают не говорить. Но по нашей информации, «РусГидро» в силу ряда причин сокращает или даже сворачивает инвестиционные проекты в Европейской части России, а сосредотачивает ресурсы на сибирских объектах. Так что открытие завода может передвинуться и с середины будущего года.

Понятно, что все мы ждем от нового-старого губернатора исполнения его предвыборных обещаний. Их, кстати, не так уж и много было. Чуть ли не основная «фишка» – привлекать в Саратов до миллиона туристов в год. Я много писал на эту тему, но повторюсь. Саратов, конечно, прекрасный город (там, где его не испортили застройщики), и в области есть красивые места. Но чем принципиально мы отличаемся от Самары, Волгограда, Астрахани, чтобы стать туристической меккой? Ничем, а по некоторым позициям и похуже будем.

В контексте туристической темы Радаев обещал нам открытие самой протяженной в Европе (!) восьмикилометровой пешеходной зоны. Первый вопрос: а оно нам зачем? Второй вопрос, и не вопрос даже, а некоторое подозрение: не лукавят ли власти? Получается, что лукавят, потому как в состав этой самой протяженной зоны включен городской парк, где мы и так гуляли при наличии времени. Дальше туда входят скверы по улице Рахова. Они и прежде были скверами, и при Радаеве, и при Ипатове и Аяцкове, и даже тогда, когда Рахова еще называлась улицей Камышинской. Так в чем новация? В том, что в скверах будут урбанистические лавочки и урны? Или в том, что самым варварским образом там рубят деревья?

Идем дальше. В середине недели Валерий Радаев предложил построить в Саратове скоростной трамвай. По его словам, «это совершенно новые технологические подходы в организации транспортного обеспечения горожан, которые позволят повысить качество обслуживания жителей областного центра». Но перед тем как проверить слова губернатора, отметим другую важную деталь: для того чтобы решить эту проблему, Радаев обратился за поддержкой к Вячеславу Володину. Похоже, влияние спикера Госдумы и его лоббистские возможности – наш единственный резерв. Не очень-то радостно.

Теперь же по поводу новизны. В Саратове планировалось строительство скоростного трамвая с 1960-х годов. Между 8-й и 9-й Дачными даже начали строительство трамвайного парка, которое было впоследствии заброшено. Скоростной трамвай тогда так и не появился в нашем городе.

Потом на пару десятилетий увлеклись метрополитеном. И уже в 1990 году новоназначенный председатель депутатской комиссии по промышленности, транспорту, связи и информатике Валентин Васильев (впоследствии министр транспорта Саратовской области) заявил, что Саратову необходима внутригородская электричка, сопряженная с линиями скоростного трамвая. Шли годы, менялись министры. И уже в 2008 году очередной министр транспорта Саратовской области Сергей Шейкин заявил, что к 2012 году в Саратове может быть построено на основе существующей сети железных дорог «лёгкое метро». Сейчас можно всё валить на Ипатова. Поучаствуем и мы – 14 ноября 2008 года, в ходе празднования 100-летия саратовского трамвая, губернатор Павел Ипатов заявил о необходимости введения в эксплуатацию скоростных трамваев.

В 2015 году уже другой губернатор, а именно Валерий Радаев, говорил, что выделенная линия скоростного трамвая протянется практически через весь город и соединит новые развивающиеся микрорайоны с центром.

Или, как говорил Виктор Степанович Черномырдин, не было ничего – и вот опять.

И уже в конце недели Валерий Радаев провел очередное совещание по проблемам обманутых дольщиков (см. «Не отчаивайтесь, самое главное»). И есть такое опасение, что многие из этих дольщиков могут оказаться обманутыми дважды. Сначала вороватыми строителями, а затем болтливыми чиновниками. Пока же ясно, что ресурсов для решения этой проблемы в Саратове нет.

Вот так прошла первая неделя из пяти губернаторских лет. А может, и не пяти, кто знает.