Не отчаивайтесь, самое главное

Оценить
Губернатор «успокоил» обманутых дольщиков, срок достройки домов которых не просматривается

Несколько дней назад у проекта по спасению обманутых дольщиков было три ответственных куратора – губернатор, зампред правительства Иван Кузьмин и глава Саратова Валерий Сараев. По итогам выборов Кузьмин ушёл в областную думу, а Сараев – неизвестно куда. На прошлых планёрках в зале сидели еще и кураторы проблемных домов из числа депутатов Госдумы. Теперь они уехали в Москву заниматься своей непосредственной работой по совершенствованию федерального законодательства. Получается, что куратор у недостроев остался один – Валерий Радаев. В минувшую пятницу он принимал доклады по ситуации в Саратове, Энгельсе и Балакове.

В последних двух городах всё более-менее под контролем. Но не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы осознать грустную истину, проявившуюся на этом совещании: проблемные дома в Саратове достроят не все.

Фантазийные сроки Татьяны Карпеевой

Заместитель главы саратовской администрации Татьяна Карпеева не раз в ходе заседания выдавала желаемое за действительное. Но дольщики, которых пустили в зал, не давали ей заговариваться, смело бомбардируя уточняющими вопросами. От этого терялась праздничность её доклада, который в минувшую пятницу решили начать с домов, что вот-вот введут в строй.

Дома компании «Новострой 21 век», по словам Татьяны Карпеевой, оставили все свои судебные ужасы в истории и буквально в ноябре уже начнут заселяться, потому что мизер оставшихся работ стоит всего каких-то 5 миллионов рублей, и инвестор есть. Замглавы администрации уже хотела перейти к следующему дому, но дольщики остановили её замечанием, что сроки она называет какие-то «фантазийные». Инвесторы людям сказали совсем другое. Они не начнут никакие работы до предоставления участка в обмен на инвестиции в дома «Новостроя». А речь там идет не о 5 миллионах рублей, а о 25.

Министр строительства Дмитрий Тепин скорректировал спорную сумму до 12 миллионов, подтвердил, что земля не завтра будет выделена, но дал честное слово, что Алексей Полянский – подрядчик, согласившийся довести дома «Новострой 21 век», от дома не откажется.

Деньги в обмен на виртуальную землю

Капризы не только этого, но и других предварительно подобранных инвесторов-подрядчиков для проблемных домов, которые хотят ввести в эксплуатацию в этом году, не один раз в ходе заседания объяснялись проволочками с выделением компенсационных земельных участков. Наконец выяснилось, что они есть только на бумаге в форме границ. А на самом деле на них пока стоят не расселенные аварийные дома. Ну вот как расселят – так снесут развалюхи, а землю отдадут под новое строительство.

Губернатор Радаев предупредил всех и каждого из ответственных, чтобы они следили, дабы на месте двухэтажных бараков не появились пятидесятиэтажки. Знает, видно, что каждый из застройщиков хотел бы построить небоскрёб в Саратове. И еще губернатор вынужден был попросить Татьяну Карпееву говорить утвердительно про инвесторов, после того как будут подписаны трехсторонние договоры. До этих официальных бумаг все её обещания про инвесторов он будет воспринимать условно. Тем более что присутствие инвесторов на рабочем совещании она не организовала, и спросить у них о серьёзности намерений он не может. Так что если нет в зале инвестора, вообще не стоит о перспективах дома говорить.

В подкрепление словам Радаева о непостоянстве инвестора представляющий на заседании «Саратовоблжилстрой» Дмитрий Федотов отрицательно покачал головой, когда Татьяна Карпеева рассказала, что эта организация готова достраивать дом ЖСК «Победа» (бывший дом «Геотехники-ФИН»). Министр Дмитрий Тепин признал, что «с инвестором вопрос не до конца определен».

Дом-призрак останется призраком

Долго разбирались на совещании с домом ТСЖ «Лидер» на улице Ипподромной. В списке у Татьяны Карпеевой он проходит как практически уже беспроблемный. По словам Карпеевой, там осталось только провести межевание земельного участка, чтобы исправить ошибку застройщика, одним боком поставившего дом на чужую территорию.

Представитель ТСЖ был о готовности дома совсем другого мнения. Потому что дом этот на самом деле заселён с 2004 года, но в нём до сих пор временная схема подача электроэнергии и нет горячей воды из-за того, что он официально не введён в эксплуатацию.

«Нет земли – нельзя подписать ввод», – ответила Татьяна Карпеева. И объяснила, что застройщик зашел даже не на муниципальную землю, а на федеральную, которая отдана в пользование обществу «Российские ипподромы». Эта версия показалась очень далёкой от правды даже министру Дмитрию Тепину. И он честно объяснил представителю ТСЖ, что акта о приёме этого дома в эксплуатацию вообще не будет. Потому что на него нет проектной документации.

Валерий Радаев спросил у представителя «Саратовоблжилстроя», который строил этот дом: как так получилось? Дмитрий Федотов поведал детективную историю про заказчика строительства, которого уже не существует и который утащил в небытие документы. Так что и по причине отсутствия заказчика строительства дом нельзя ввести в эксплуатацию. «Да и не нужен на самом деле ввод дома, – успокоил Федотов. – Надо просто сделать технический паспорт на него и узаконить таким образом».

– Я вообще в первый раз такое слышу, чтобы строили дом без проекта, без разрешения, – Валерий Радаев был видимо обескуражен.

Татьяна Карпеева всё-таки настаивала на размежевании земельного участка.

– Да дома нет, вы понимаете, дома официально нет! Под чем вы будете землю межевать? Давайте пометим, что у нас тёмный лес по этому дому, и начнём работать сначала, – сказал Радаев, попросив найти судебную практику по решению аналогичных вопросов в стране. «Если её нет, её надо придумать, – говорил Радаев и всё сокрушался: – Но дома-то нет, нет дома».

Никто не виноват и нечего делать

Вся эта виртуальность так запутала губернатора, что он в конце концов перестал вообще понимать, что ему докладывают и о чём просят.

Татьяна Карпеева доложила ему, что по ЖСК «Наш дом на Шелковичной» возникли сложности. Сначала там планировали начало достройки на нынешний год, а теперь это начало уходит в неизвестность. Даже в декабре 2018 года вряд ли удастся оживить стройку, деньги на которую начали собирать еще в 1984 году.

– За год не найдём инвестора? Что у нас сложного там? – удивился Валерий Радаев. Министр Тепин проконсультировал, что в этом доме обманутые дольщики согласны даже внести по 8 тысяч рублей за квадратный метр. И в доме том есть 7 тысяч квадратных метров нереализованных площадей, которые ЖСК готово продавать по демпинговой цене, но надо найти «вменяемую организацию, способную проводить эту работу». Почему-то министр Тепин не напомнил губернатору, что этот дом вообще-то на совести одного из организаторов региональной партийной организации «Единая Россия» Николая Якимова. Этот с 2005 года «Почетный строитель России», неоднократный депутат Саратовской городской думы, банально своровал сотни миллионов рублей, сданные людьми на дом, который тогда числился в реестре проблемных как «Молодость-94». И более того, факт разбазаривания средств не отрицался и в судах. Но срок давности за данную шалость истёк, и наказать обладателя Почетной грамоты губернатора Саратовской области оказалось невозможным.

Без этой информации губернатор Радаев увидел в проблемах дольщиков только их собственную нерасторопность. Он предложил председателю ЖСК продавать свободную жилплощадь и не создавать чиновникам проблем. «Сегодня у вас есть всё, чтобы предложить инвестору», – сказал он. Председатель ЖСК Антон Ефремов ответил, что кооперативу нужна помощь первого лица области, «чтобы вы нашли нам инвестора», потому что сами они этого сделать не могут – «все застройщики в городе Саратове заняты своими объектами». «Я не должностное лицо субъекта федерации. Я с президентом не встречаюсь. Это ваши полномочия, а не мои. Мы будем встречаться с вами каждую неделю, потому что в Саратове нет людей, готовых вложить деньги в этот объект», – говорил Ефремов.

– Никто не вложит деньги в ваш объект с минусовой экономикой, – подытожил, подумав, губернатор. – Вы неинтересны как объект инвестору. Пока у вас покупать нечего. Но вы не отчаивайтесь, самое главное.