Губернаторы точно не просили
Российского министра финансов Антона Силуанова уличили в экономической диверсии и убедительно попросили не чинить препятствий процессу возврата льгот на движимое имущество. Суть льготы в том, что имущество, купленное после 2013 года, не облагается налогом. На совещании по развитию лёгкой промышленности в Рязани выяснилось, что президент Владимир Путин вообще не знал, что российское министерство финансов вместе с депутатами Госдумы отменили действие этих льгот с 2018 года.
И вот теперь думай: то ли президент талантливо сыграл в предвыборную игру под названием «Царь хороший, бояре плохие», то ли кто-то хочет ослабить позиции российского министра финансов. Но в результате тому придётся крепко подумать, где взять 150 миллиардов рублей для региональных бюджетов. Именно столько минфин хотел выгадать на отмене налоговой льготы.
Разговор об этом налоге, который обрушится на всех руководителей предприятий, закупающих новое оборудование, начал председатель совета директоров ГК «Русская кожа» Игорь Сурин. Он доложил президенту, что конкурентоспособность вообще-то достигается за счёт модернизации, а новое оборудование будет трудно закупать, если ежегодно придётся платить в бюджет 2,2% от его стоимости. Российский министр экономического развития просьбу Сурина по возврату льготы поддержал. И даже больше: Максим Орешкин назвал этот налог на движимое имущество «на самом деле вредным».
Владимир Путин начал выяснять, кто же посмел обрубить российскому директорату всё желание инвестировать в обновление технопарка? Российский министр экономического развития указал, что это новшество продавил российский министр финансов. Министру финансов пришлось отвечать.
Он подтвердил, что льгота была. Но её отменили по просьбе губернаторов.
– Мы видели, и губернаторы особенно обращали внимание, что предприятия, предприниматели химичили относительно того, новое это имущество, не новое, потому что льгота была предоставлена только для нового вида имущества, а предприятия специально покупали друг у дружки это имущество – во всяком случае, была такая лазейка для уклонений.
Российский министр Антон Силуанов явно и неприкрыто врал в лицо президенту Владимиру Путину. Потому что для Саратовской области отмена этой федеральной льготы точно оказалась громом среди ясного неба. Но необходимость отказа от неё для всех без разбора представителей бизнеса была чётко прописана в двухстороннем соглашении минфина РФ и правительства Саратовской области. Причём правительство области в данном случае было поставлено в подчинительное положение.
– И что просили нас регионы? Собственно, просили передать право устанавливать льготы по региональным налогам, а это именно региональный налог, на уровень субъекта Российской Федерации. Это и было сделано, Владимир Владимирович, закон уже принят.
Министр не скрыл от президента, что цена отмены этой льготы высокая, что регионы раньше недополучали 130–150 миллиардов рублей по этому налогу, а теперь вот получат. Начавшему изворачиваться министру было уже трудно остановиться. Антон Силуанов убеждал Владимира Путина, что регионы не дураки, что они будут учитывать экономическую целесообразность и одним начнут давать эту льготу, а другим примут решение не давать.
Владимир Путин спросил министра финансов российского правительства, почему предприятия перестанут химичить, если налог передать на региональный уровень? Что смогут сделать региональные власти, если «химия» заключается в том, что оборудование, бывшее в употреблении, выдаётся за новое, перекупается друг у друга? Антон Силуанов объяснил, что вообще-то это региональный налог, и федеральный уровень власти влез в него не очень законно, раздавая эту льготу, а вот теперь минфин хочет, чтобы все региональные налоги оставались в регионах. Президент ответил ему на это, что бюджеты регионов это хорошо, но он видит в отмене этого налога демотивирующее действие со стороны государства.
– Сидит предприниматель со своим менеджментом и думает: «Закупать или не закупать? Налог надо платить, пятое, десятое. Тяжело, дорого, да ещё и налог надо платить – не буду». И не купил вообще. Не будет у вас потом ни НДС, не будет налога на прибыль, ничего не будет, не будет рабочих мест, не будет НДФЛ, ничего не будет. Ну и что? Или, наоборот, есть возможность льготу такую получить – принимается решение начать производство, приобрести оборудование, развернуть. Это же стимул к развитию.
В разговор вмешался заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович. Он предложил создать список отраслей, по которым льготу по региональному налогу на движимое имущество будут давать с федерального уровня.
– Что значит – налог туда, а льгота – на федеральном уровне? Как это, я не понимаю? – запутался в межбюджетных интригах правительства президент РФ.
Дворкович долго объяснял ему, что так бывает. А потом с удовольствием продолжил разоблачать министра финансов Силуанова, объясняя, что если ничего назад не отыграть, льгота перестанет действовать совсем скоро. Потому что в законе как бы сказано, что её можно давать на региональном уровне, но большинство регионов её не даст из-за страха перед минфином. «Как только они осмелятся это сделать, к ним придёт российский минфин, который прикажет сначала погасить бюджетные кредиты, а потом льготы раздавать», – сказал зампред правительства.
Министр финансов от такой подставы Дворковича аж подпрыгнул и начал обещать, что нет, не придёт минфин к губернаторам. Но Дворкович в тот день твёрдо решил резать правду-матку президенту. И сказал ему, что Антон Германович Силуанов может что угодно говорить, но на практике будет, как он, Дворкович, рассказывает. И льгота с 2018 года по факту перестанет действовать. Владимир Путин сказал: «Нет».
Антон Силуанов начал давать задний ход. Он обещал президенту, что в течение двух недель в минфине подумают, как исправить ситуацию, хотя у регионов было время возмутиться, но они же молчали, значит, они хотели, чтобы было так, как придумали в минфине... Владимир Владимирович прервал его рассуждения многозначительной фразой: «Мне очень приятно услышать, что вы не будете блокировать этот процесс» и поручил министру экономики сформулировать поручение правительству отыграть назад льготы по налогу на движимое имущество, два раза повторив, что «все с этим согласились», и значит, министру финансов РФ придётся подчиниться.
Однако две недели уже прошли, а известий о возврате льготы пока не поступало.