Свежие булки, опрятная борода

Оценить
Барбершопы и магазины-пекарни набирают популярность

«Газета недели» продолжает рассказывать про новые виды бизнеса в Саратове. Предыдущий материал «Где предел предприимчивости?» см. в номере от 24.11.2015.

Ещё несколько лет назад судьба саратовских мужчин была незавидна: они были вынуждены ходить в обычные парикмахерские, где проблематично не только нормально подстричь и причесать бороду, но и, например, подобрать стильную причёску на лето. Несладко складывалась и жизнь любителей свежей выпечки: горячий хлеб прямо из печи продавался далеко не везде, поэтому приходилось довольствоваться остывшей и стремительно черствеющей магазинной продукцией. Однако бизнес, как известно, не терпит пустоты: со временем в городе появились барбершопы и мини-пекарни с торговыми залами. Но кто ожидал, что они станут настолько популярны?

Будь мужиком

Барбершопы (от англ. слов «barber» – цирюльник и «shop» – салон) стали появляться в России с 2011 года. Это парикмахерские, в которых стригут только мужчин. От классических парикмахерских они отличаются в том числе и внешне: подчёркнуто стильным оформлением и аутентичного вида мастерами (как правило, это бородатые молодые люди, с ног до головы забитые татуировками).

В короткие сроки барбершопы стали множиться и стремительно расползаться по стране, не обойдя стороной и Саратов – первая мужская парикмахерская появилась у нас около трёх лет назад. По подсчётам Екатерины Семёновой, семья которой владеет саратовским барбершопом «Topgun», сейчас в городе работает уже около 15 таких заведений.

Рост популярности барбершопов в России Семёнова объясняет тем, что за продвижение мужского образа «взялись влиятельные люди»: дело стало набирать обороты после того, как свой барбершоп открыл российский рэпер Тимати. «Он молодёжный, популярный», – пояснила собеседник. Впоследствии всё больше мужчин стали узнавать, что для них есть отдельные парикмахерские, которые помогут выглядеть стильно и ухоженно. Привлечению клиентов способствовало и то, что барбершопы продвигались как клубы по интересам. «Мастера, которые работают в барбершопах, настраивают людей на позитив. Мужчинам необходимо чувствовать себя в компании людей, которые их поддерживают, понимают. И здесь они такую поддержку находят», – отметила Семёнова.

В барбершопах можно не просто подстричься, но и с помощью мастеров подобрать себе хорошую модную причёску (в обычных парикмахерских с этим наблюдаются проблемы). Это преимущество особенно выделяется на фоне того, что мужчины в России стали активнее интересоваться вопросами моды и стиля. «Если бы этого не было, барбершопы не прижились бы, – согласна Семёнова. – Мужчины так же ходили бы стричься стандартно: тут покороче, здесь подлиннее, никого не спрашивая. А парикмахерши стригли бы так, как их научили, и всё».

Красивый с бородой

Ещё один плюс барбершопов – мастера, работающие в них, умеют стричь бороды. Как правило, это тоже мужчины. «В обычных парикмахерских в основном бороду не трогают, – напоминает Семёнова. – У женщин с бородами вообще проблемные отношения. Такое вам лучше подскажет барбер-мужчина». Мода на бороды продолжает быть актуальной, а сейчас к ней присоединяется и мода на подкрученные усы а-ля Эркюль Пуаро: «Мужчины почему-то очень увлеклись этой темой. И когда вместе с бородой это всё ухожено, подстрижено, причёсано – смотрится очень даже хорошо».

Поход в мужскую парикмахерскую – недешёвое удовольствие. В саратовских барбершопах стрижка головы часто стоит не менее 1,2 тысячи рублей, что в несколько раз дороже, чем в обычной парикмахерской. Однако, по словам Семёновой, заведения всё равно пользуются спросом. Она отмечает, что в цену входит сразу весь комплект услуг, включая укладку, сушку, неоднократное мытьё головы и проч.: «Человек не напрягается. Он знает, что пришёл к нам и больше этой суммы не оставит».

Возможно, высокий ценник связан с тем, что Россия пока ещё насыщается барбершопами. На сайте, где рекламируется продажа франшизы «Topgun», указывается, что рынок мужских парикмахерских в стране заполнен только на 10–15 процентов (на каждые 50 тысяч населения необходим один барбершоп). Стоит отметить, что в последнее время в Саратове стали открываться барбершопы с ценами ниже рыночных: вплоть до 800 рублей за причёску.

Саратовский «Topgun» работает около двух месяцев и пока находится в стадии окупаемости, но, по наблюдению Семёновой, положение дел внушает оптимизм. По её оценке, для открытия простейшего барбершопа в нашем городе нужно вложить не менее 2 млн рублей. Рассчитывать на окупаемость стоит примерно через полтора года.

Новый хлебный

В последние годы в Саратове стали массово открываться небольшие магазины с пекарнями (самыми известными, пожалуй, являются сети «Хлебница» и «Хороший хлеб»). Заведения, в которых можно приобрести свежеиспеченный хлеб и другие мучные изделия, буквально заполонили город, что свидетельствует о их востребованности. Что же такого они смогли предложить населению, чего не было раньше?

Как объяснил редакции управляющий сетью пекарен «С пылу С жару» Артём Рамзаев, спросом пользуется именно свежесть продукции: «Сейчас вы зайдёте в магазины: там привозят хлеб, который, скорее всего, сделали ночью или вообще вчера. То есть, грубо говоря, он уже 12 часов или сутки отлежался. Здесь же вы можете взять горячий хлеб или испечённый один-два часа назад». Кроме того, клиентов привлекает возможность перекусить по низкой цене: «Ты можешь зайти в пекарню и наесться на 50 рублей. Или зайти в какой-нибудь фаст-фуд и наесться на 300 рублей. Выбор за людьми».

По словам Рамзаева, расцвету данного бизнеса способствовало то, что в магазинах стали продавать всё менее свежий хлеб. Предприниматели это почувствовали и перехватили инициативу. К тому же производить хлеб с помощью небольшого оборудования и сразу продавать его на одной точке очень удобно.

Булочный трафик

Несмотря на то, что в Саратове пекарни открываются чуть ли не на каждом углу, если они находятся в радиусе не менее 200 метров друг от друга, прямой конкуренции между ними нет. Рамзаев объясняет, что люди склонны заходить в пекарни не целенаправленно, а по пути куда-то: домой или на обед. Поэтому большое значение в этом бизнесе имеют человекопотоки. В качестве примера собеседник приводит одну из точек своей сети: если бы она открылась через дорогу от своего нынешнего расположения, клиентов в ней могло бы быть в полтора раза меньше. «Людям было бы уже не интересно переходить дорогу, чтобы зайти туда, – отмечает управляющий. – А так они смотрят через стекло: полно продукции, им интересно, они заходят, выбирают». Привлечь в пекарню клиента рекламой в Интернете сложно, поэтому их ставят по старым правилам: там, где проходит больше людей.

По данным Рамзаева, сейчас в Саратове работает как минимум 85 пекарен. Минимальные вложения в открытие заведения он оценивает в 1,5–2 млн рублей. Срок окупаемости зависит от людских потоков: это может быть и два месяца, и полгода, и год. Однако чем больше трафик, тем больше вложений придётся сделать в оборудование.