(Экс-)культурная столица?

Оценить
Оправданы ли притязания чиновников на громкий статус?

В начале сентября, когда Валерий Радаев еще не успел снова стать губернатором, состоялось важное мероприятие – передача здания Поволжского института управления при РАНХиГС на Театральной площади Радищевскому музею. В бывшем здании филфака и истфака СГУ через несколько лет появится музей авангарда. По словам депутата Госдумы Ольги Баталиной, крупнейший в России. По её же словам, в культурной столице Поволжья.

Сколько раз наши чиновники, в первую очередь Валерий Васильевич, произносили это словосочетание в одном предложении со словом «Саратов», посчитать сложно, если вообще возможно. Тренд настолько старый, что его уже пора называть мантрой. И твердят из года в год её чиновники, а притязания города на «культурную столичность» не становятся бесспорными.

Поэтому два ключевых вопроса, которые рождаются при утверждении «Саратов – культурная столица Поволжья», это: а) по мнению кого? и б) почему? Ответы на оба известны, но удовлетвориться ими сложно. Саратов – культурная столица Поволжья, потому что так, в первую очередь, удобно думать губернатору, депутатам и некоторым деятелям культуры, а конкурентов у нас просто нет, поэтому мы про них и не вспоминаем. И даже если Саратов – действительно культурная столица Поволжья (хотя как это вычислить?), то не потому, что в других городах хуже, а потому что вокруг города надо выстраивать миф.

Впрочем, иногда о конкурентах все-таки вспоминают. В марте на заседании актива Энгельсского района Радаев заявил, что «коли мы завоевали звание культурной столицы, мы должны его удержать. Мы будем драться». Так что Казани и Нижнему Новгороду стоит быть осторожными.

И снова о конкуренции и мифе

Впрочем, дыма без огня не бывает. Еще лет сто назад Саратов без оговорок тянул на подобный статус: первый общедоступный музей в России (музей Радищева), третья консерватория в России, один из старейших театров России – театр имени Слонова, который уже в 1902 году отмечал столетний юбилей, первый в мире ТЮЗ (1918). А если вспомнить, что Саратов был крупнейшим волжским городом и третьим по величине в России, добавив к этому финансовое благополучие и наличие немцев-меценатов, которые не только заказывали для себя красивые особняки, то получается картина, по которой наш город справедливо считался не только культурной столицей Поволжья, а столицей Поволжья вообще. И миф, получается, обоснованный.

Только есть два нюанса: прошло сто лет, и о столичных амбициях время от времени заявляют нижегородцы, казанцы и самарцы. Хотя и не так громко. Видимо, по той причине, что им вполне хватает других регалий: Казань – третья столица России, Нижний Новгород – столица Поволжья. Самара может гордиться не столь громким, но любопытным статусом запасной столицы. Возможно, для этих городов просто нет такой задачи – стать во что бы то ни стало именно культурным центром Поволжья? Тогда получается, что Саратов – это город, который сам себя провозгласил столицей и которому это просто нужнее, чем остальным. Даже если претензии действительно выглядят вполне себе обоснованными. Так что снова мифотворчество.

Откуда это пошло?

Пошло всё с Дмитрия Аяцкова. Любивший эпатаж первый всенародно избранный губернатор выдвигал лозунг «Сделаем Саратов столицей Поволжья!». Было понятно, что конкуренцию с городами вверх по течению мы проиграем, поэтому фраза считывалась как «Саратов – культурная столица Поволжья» – промышленностью тягаться было трудно. Хотя экс-губернатор и в этом десятилетии не перестал высказываться, что именно мы – центральный город на великой реке.

Снова об этом статусе вспомнила в 2012 году тогдашний министр культуры Светлана Краснощекова. Она отмечала, что город уже давно негласно считается лидером в этой сфере. Валерий Радаев пошел еще дальше: о столичности Саратова он говорит часто и с удовольствием. При этом всегда в утвердительной форме. Послушав его, человек может решить, что город трех стерлядок и не переставал быть центром («Саратов всегда был культурной столицей Поволжья» – из речи в Петровске 31 августа).

В эту стройную картину мира не вписывается только фраза, сказанная в апреле 2016-го: «Мы сегодня это звание вернули и больше его никогда не отдадим». Получается, статус все-таки терялся, а потом был восстановлен? Но когда это произошло и кто стал нашим соперником, губернатор так до сих пор и не рассказал миру. И, кстати, Краснощекову, приложившую руку к популяризации этой идеи, он уволил, в том числе, за то, что «министру не удалось выработать стратегию развития отрасли. Региону, который ставит амбициозную задачу стать культурной столицей Поволжья, нужны современные подходы, прорывные идеи».

Опять получается непонятно – то ли мы столица, то ли все-таки нет. И если за год произошли такие стремительные изменения в нашем статусе, выходит, имена сменщиков Краснощековой – Ивана Кузьмина и Татьяны Гараниной – должны быть навечно вписаны в анналы региональной истории? Либо мы чего-то не понимаем. Но что по-настоящему прорывного произошло за этот год? Передача здания ПИУ Радищевскому музею, который, по словам его директора, откроет музей авангарда не раньше, чем через четыре года? Субботники и презентации Центра современного искусства на складах Рейнеке, где только восстановительных работ – непочатый край? Пока о поистине знаковых культурных явлениях мы говорим в будущем времени. Впрочем, как обычно.

Культурная столица Поволжья – это Эльдорадо

Мы попросили наших респондентов ответить на вопрос о том, является ли Саратов культурной столицей Поволжья и нужен ли ему этот статус в принципе.

Алексей Александров, редактор отдела поэзии журнала «Волга»:

ПРИ СЛОВАХ «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО» У ЧИНОВНИКА ТЯНЕТСЯ РУКА ЗА ПИСТОЛЕТОМ

Алексей АлександровКультурная столица Поволжья – это миф, наподобие Эльдорадо, возникающий в головах у чиновников, когда им снится какая-то другая жизнь, не та, что у нас за окном. А наша – это нищие библиотеки, музеи, самостоятельно сражающиеся за свои фонды и помещения под них, театры, которых в городе не так уж и много, тоже существующие на энтузиазме – этом самом практичном топливе, выгодном для и без того тощего городского бюджета.

Художники, кинематографисты, литераторы, музыканты, актеры – да, это все у нас есть, и если чем гордиться, то их замечательными работами. Но не их выживанием, отсутствием нормальных условий для творчества и быта. Не бывает культуры художественной отдельно от культуры повседневной.

Да, есть опыт Перми, я имею в виду работу Гельмана и его команды, но я не вижу пока предпосылок к появлению подобных проектов у нас. Помимо вложения денег нужно налаженное взаимодействие на всех уровнях – от губернатора до рядовых работников министерств. А там даже толком не знают, что у них под носом делается – какие-то люди весною зачем-то собираются и читают стихи (Прим. авт. – отсылка к фестивалю «Центр весны»), выпускают журналы, инсталляции какие-то непонятные сооружают. Да и при словах «современное искусство» у многих чиновников рука непроизвольно пытается нащупать несуществующий (пока) пистолет.

Евгений Зитев, актер театральной мастерской «Грани»:

КАК МОЖНО СОРЕВНОВАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ?

Евгений ЗитевФразы про культурную столицу, конечно, популизм, но я бы все-таки ставил культурную жизнь у нас повыше, чем в других городах. Во всяком случае, не стал бы скидывать со счетов город с семью крупными театрами и большим количеством локальных. Так что культура в Саратове есть. Другое дело, что я не понимаю, как можно соревноваться культурой.

Нужен ли статус культурной столицы Саратову? С политической точки зрения – да, это было бы здорово, чтобы иметь приятный инвестиционный фонд, чтобы люди сюда приезжали на экскурсии, развивался местный туризм. Готовы ли будут принять этот статус горожане, по-настоящему жить с ним и гордиться им? Знаете, что я заметил, путешествуя по России: пренебрежительно о своих городах отзываются многие. Мы привыкли хаять родное. Соответственно, идеи того, что Саратов станет центром высокой культуры, разумеется, я могу только приветствовать. Как человек, который работает в небольшом театре, могу сказать, что вижу людей, которые к нам приходят, и не похоже, чтобы эти люди скептически относились к себе и своему городу.

Любовь Панина, дизайнер:

ПОПУЛИЗМ, ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ПОНТЫ И ПРИВЫЧКА

Любовь ПанинаВ данный момент не является, но наше правительство старается это исправить. Не является, потому что упор делается на внешнюю атрибутику, «фантики». К тому же у нас не проходит много солидных мероприятий. И, грубо говоря, три с половиной музея финансируются как один. Так что я сомневаюсь, что Саратов действительно лучше Казани или Самары. Но перспективы есть. Главное, чтобы власти активизировались не только перед выборами. Все-таки статус культурной столицы нам, конечно, нужен. Банально для того, чтобы сюда приходили деньги под культурные проекты.

Почему разговоры о культурной столице вообще идут? Популизм, провинциальные понты и привычка. Это же с Аяцкова еще началось. Так что на автопилоте продолжаем повторять. Другое дело, что сейчас что-то делается. А какое-то время назад эти слова звучали очень смешно. Вообще, если мы все-таки станем официально культурной столицей Поволжья, то это очень поможет сомневающимся: кто не определился с тем, что такое Саратов – дыра или город мечты. Может быть, меньше будут хаять свой родной город те, кто не уехал. Те, кто уехал, как правило, с теплом относятся к Саратову.