От Радищева – до Радаева

Оценить
На один день жизнь Радищевского музея превратилась в бенефис губернатора

7 сентября 2017 года войдет в историю Радищевского музея как знаменательное событие – во-первых, состоялась долгожданная передача здания Поволжского института управления Столыпина при РАНХиГС музею, а во-вторых, в отреставрированной Энгельсской картинной галерее открылась постоянная экспозиция «Шедевры русского искусства XX века». На обоих мероприятиях, состоявшихся за несколько дней до выборов главы региона, побывал на тот момент врио губернатора Валерий Радаев. И в обоих городах он был главным действующим лицом.

Разговоры о том, что здание на углу Радищева и Московской станет частью музея, начались еще год назад. 15 июля депутат Госдумы Ольга Баталина с тогдашними директором музея Тамарой Гродсковой и министром культуры Иваном Кузьминым обсуждали возможность передачи здания. После того как для ПИУ был построен новый кампус на Московской, институт мог расстаться с историческим зданием, и Ольга Юрьевна обещала всячески посодействовать в решении этого вопроса музею.

Разве культура у нас не в приоритете?

Открытие нового здания со стороны выглядело специфично: сразу после входа в длинном коридоре журналистов встречал целый ряд детских рисунков, которые сразу же после официальной церемонии убрали. Само здание выглядело «полуготовым» – состояние помещений хорошее, но после отъезда ПИУ оно казалось пустым, а общую картину покинутости дополняли одиноко торчащие из стен провода. Наконец, мероприятие обошлось без какой-либо помпы и было больше похоже на закрытую презентацию для прессы: без публики и, тем более, подвоза массовки – школьников и студентов.

Первым слово взял Валерий Радаев. Он рассказал о том, что историю передачи здания стоит начинать с приезда в 2012 году премьер-министра России Владимира Путина. Будущий президент посетил тогда и музей, где Гродскова рассказывала ему, что учреждение может выставлять всего 15 процентов из своих фондов и что ему очень нужно расширяться. По словам Радаева, «мы в той части договаривались о 50/50», по всей видимости, имелось в виду, что из областного бюджета будет выделена половина суммы, но потом чрезвычайно удачно подвернулся вариант со зданием на Театральной площади. Хотя переговоры шли непросто, и к ним пришлось подключать нынешнего председателя Госдумы Вячеслава Володина.

Под конец своей речи врио губернатора не без гордости начал перечислять культурные достижения: «Фестиваль «Поволжские этюды» провели, картинную галерею Петрова-Водкина отреставрировали, дали старт фестивалю «Театральное Прихоперье», площадкой для которого стало новое здание балашовского театра, сегодня открываем картинную галерею, лучшую, я считаю, в России. Разве культура у нас не в приоритете?». То же самое Валерий Васильевич повторил и в Энгельсе. Неудивительно, что награда настигла героя – президент Творческого союза художников России Константин Худяков на церемонии открытия галереи наградил Радаева медалью «За заслуги перед Академией художеств».

Видимо, эти слова учла и Тамара Гродскова (почетный президент музея), которая еще в ходе первого мероприятия не преминула поинтересоваться: можно ли будет построить переход между новым и основным корпусом? Радаев обернулся, посмотрел в окна, выходящие на Театральную площадь, и отшутился: «Это уже президентские мысли».

Самый большой

Депутат Госдумы Ольга Баталина больше говорила о планах работы нового корпуса: «проект присоединения к Саратовскому художественному музею еще одного корпуса действительно знаковый, он позволяет открыть новую страницу художественных традиций Саратовской области. В планах – открытие музея русского авангарда. Аналогов такому заведению в стране, по сути, нет. Есть небольшой частный музей в Москве, есть небольшой музей в Питере, но такой коллекцией авангардистов, как российских, так и саратовских, не может похвастаться ни один музей страны. Поэтому проект будет иметь не только региональное, но и всероссийское значение, станет очередной достопримечательностью города и еще одной ступенькой в укреплении статуса Саратовской области как культурной столицы Поволжья».

Генеральный директор музея Людмила Калинина тоже добавила нотку позитива: у музея есть ресурсы, чтобы проект воплотить в жизнь, и что он решит ряд проблем. Например, сюда можно перевести детские студии. Радаев тут же внес предложение: может, выделить уголок и для саратовских художников? «Учитывая, какие у них сложности, это было бы справедливо», – объяснял он. Калинина согласилась: «Сейчас у нас мало экспозиционных помещений, используем всё, что возможно. Но теперь ситуация изменится».

Радаеву, разумеется, организовали мини-экскурсию, показав картины Владимира Солянова – одного из самых известных саратовских художников-авангардистов. Валерий Васильевич поинтересовался, насколько Солянов известен. Впрочем, еще сильнее врио губернатора интересовало, когда здание смогут ввести в эксплуатацию. Музейщики тут же вывалили на главу региона ворох проблем: для начала нужно создать подходящие климатические условия, установить современное освещение, приспособить здание для экспонирования и т.д. Надо заметить, что позже Людмила Калинина призналась, что быстрее, чем через четыре года, здание вряд ли будет полностью введено в эксплуатацию, и что для этого им потребуются десятки миллионов рублей, которые они надеются получить как из федерального бюджета, так и от спонсоров.

Здание музея, конечно, не будет простаивать, но будет отведено под детские творческие мастерские и выставки местных художников, т.е. под то, что не требует условий, характерных для постоянных экспозиций.

К счастью, сотрудники для презентации подготовили и инфографику музея. Получается, что 38 процентов здания будет отведено на экспозиции и выставки, а служебные и технические помещения займут 24 процента. Остальная площадь будет отведена на прием и работу с посетителями. На первом этаже разместятся мультимедийный зал и помещения для работы музейного Центра эстетических и развивающих программ. На втором же планируются экспозиционно-выставочные площади для постоянных и сменных экспозиций современного искусства, а также экспозиции «Русский авангард XX–XXI веков» из фондов музея.


[Кстати сказать]

В какой-то мере все-таки символично, что здание бывшей товарной биржи превратится в музей авангарда

Во-первых, по забавному стечению обстоятельств, оно было торжественно открыто 7 сентября 1890 года. Впрочем, совпадение – вещь не принципиальная. Большую часть своей истории, и это во-вторых, здание служило прекрасному. Да, до 1935 года здесь находились фондовая биржа, солдатский и красноармейский клуб, рабфак и даже клуб анархистов в марте 1918 года, что не сильно пересекалось с искусством. А вот с 1935 по 1999 год это здание стало пристанищем для филологов и историков СГУ. И хотя на протяжении последних 18 лет в нем готовили управленцев, для многих жителей города оно по-прежнему ассоциируется с истфаком и филфаком, а не с ПАГСом.