Сумбур вместо выборов
Собственно говоря, минувшую избирательную кампанию таковой считать нельзя. Потому что не было её, кампании. От слова совсем. Есть подозрение, что кампании не было во многих регионах. По крайней мере, журналистка с «Эха Москвы» Ольга Журавлёва говорила, что выборы в столичные муниципальные представительные органы прошли незаметно для жителей Москвы. Но нас, собственно, интересует Саратовская область, где выборов в привычном для нас понимании не было.
Нет, всё в соответствии с законом – выдвижение, регистрация, избирательная кампания. Случались даже 33 жалобы в избирком. Но всё это для узкого круга людей, которые отчего-то интересуются общественно-политической жизнью региона. А таких, согласитесь, и у нас в области, и в стране немного. Все уже давно затаились в своих раковинах и стараются лишний раз не высовываться, чтобы не огрести неприятностей сразу за порогом своей ракушки. Информацию это подавляюще-ракушечное большинство получает из телевизора, куда она, информация, поставляется специально обученными людьми, которые уверяют ракушечников, что всё вокруг если не хорошо, то нормально. И вообще – «лишь бы не было войны».
Но это так, лирическое отступление. Потому как этот текст предназначен для тех, кто общественно-политической жизнью всё-таки интересуется. И старается думать...
Сублимация
Даже в прошлом году на выборах депутатов в Саратовскую городскую и Государственную думы избирательная кампания в области была. Почтовые ящики регулярно забивались агитационной макулатурой, на информационных стендах у подъездов появлялись объявления о встречах с кандидатами. По телевизору и по радио специально обученные люди рассказывали, чем хорош тот или иной кандидат или партия.
Понятно, результат выборов был предопределен изначально, но у людей складывалось впечатление, что они имеют некоторое отношение к итогам голосования.
В этом году всё иначе. Кампании не было. Агитки с парадными фото кандидатов появлялись в ящиках пару-тройку раз. Да и то два раза из трех на фотографиях был изображен будущий (на тот момент) губернатор Радаев. На экранах мелькал исключительно он, Валерий Васильевич Радаев – на полях, дорогах, праздниках и встречах.
Кандидатов в депутаты областной думы в поле зрения не было вовсе... Ни одного билборда, ни одного плаката. Нет, говорят, кое-где кандидаты в депутаты даже проводили встречи. Но огребали столько людского «счастья», что быстро уходили в туман. Особо сознательные старались что-то сделать в рамках действующего законодательства. В рамках которого в ходе кампании можно только обещать.
Очень может быть, что ритуальные танцы в виде избирательных кампаний скоро станут совсем уже атавизмом недавнего демократического прошлого. А результаты нынешней кампании внимательные наблюдатели ещё совсем недавно могли спрогнозировать уже на стадии регистрации кандидатов. Но тут случилось странное...
Снятие
Ни для кого не секрет, что областное законодательное собрание формирует партия власти. Понятно, формирует под себя. И очевидным до недавнего времени был тот факт, что любой зарегистрированный кандидат-одномандатник от ЕР в самом ближайшем будущем станет депутатом облдумы. Потому что «неважно, как голосуют, важно, как считают».
Изначально кандидаты-единороссы были зарегистрированы по всем, кроме 21-го Балаковского избирательного округа. И именно они должны были стать депутатами Саратовской областной думы.
Понятно, по партийной линии победу тоже одержит «Единая Россия», потому в думу оптом пойдут и единороссы-списочники.
Но вдруг случилось невероятное. Кого-то великого осенило, что в заксобрании региона должна быть оппозиция. Потому как в главном представительном органе страны – Госдуме – её, оппозиции, целых 25 процентов. Всем известно, что великий у нас в области один. И звать его Вячеслав Викторович Володин. Так вот, сразу после визита Володина, где он встречался с кандидатами и «указал кандидатам в депутаты на «бездельников от «ЕР»«, кандидаты-единороссы стали сходить с предвыборной дистанции.
Официальная версия – «Есть округа, где кандидаты не ведут работу, не встречаются с избирателями и поддержка их невысока. Либо такие кандидаты начнут работать, либо стоит признать ошибку с их выдвижением и отозвать» – это из выступления Вячеслава Володина на закрытом совещании.
Первым стал Александр Сидоренко – действующий депутат облдумы, верой и правдой служивший партии власти даже тогда, когда был лидером совсем другой политической организации – «Патриотов России». Аргументы ухода господина Сидоренко – более чем странные. Он вдруг решил сконцентрироваться на своей руководящей работе. Хотя, и это не секрет, Александр Дмитриевич возглавляет ОАО НПП «Реф-Оптоэлектроника» уже давно. И это ничуть не мешало его депутатской деятельности.
Вторым на выход отправился Владимир Архипов – руководитель энгельсского «Сигнала». Господин Архипов, как человек менее гибкий, предложил за объяснениями своего ухода с дистанции обращаться в партию.
Последним «ушли» с выборов доцента из политеха Сергея Андронова. Причины схода с дистанции господина Андронова уже никого не интересовали.
Самопожертвование
Почему вдруг кампанию покинули эти три достойных члена «Единой России»?
Со своей версией выступил придворный политолог областного правительства Дмитрий Олейник, который пытался уверить публику в том, что всё дело в заграничных активах, которые народным избранникам иметь непозволительно. Но это объяснение не выдерживает никакой критики. Как минимум потому, что все снявшиеся товарищи прошли процедуру регистрации, которая была бы невозможна, имей они счета или недвижимость за пределами России.
Более того, два из трех «лишенцев» – действующие депутаты, и будь у них активы за рубежом, об этом стало бы известно еще пару-тройку лет назад. А у доцента с годовым доходом в 265 тысяч в год – какое имущество за рубежом?
Так что вполне имеет право на существование другая версия – освобождение мандатов для оппозиционных кандидатов. Потому как единоросс проиграть не может по определению. Он может только сняться с выборов, пожертвовав собой во имя дела партии.
В пользу этой версии говорят и фамилии потенциальных победителей в ЕР-free округах. Это не последние в местном отделении КПРФ коммунисты Николай Бондаренко и Александр Анидалов и кандидат в губернаторы от ЛДПР Станислав Денисенко.
Самоедство
Но, как выяснилось, не всё спокойно в датском королевстве, то есть в местном отделении правящей партии «Единая Россия». В средства массовой информации просочилась информация о противоречиях, возникших в ходе определения кандидатур лишенцев. Конкретно речь идет о Сергее Андронове, за которого якобы вступились госдеп Ольга Баталина и руководитель регионального отделения ЕР Валентина Гречушкина.
Противостояли дамы врио Валерию Радаеву, госдепу Николаю Панкову и вице-губернатору Игорю Пивоварову, которые, собственно, и определяли фамилии «двоечников».
Но понять высокопоставленных дам можно. Эти выборы – первые для Валентины Гречушкиной в её нынешнем партийно-руководящем статусе. А Ольга Баталина возглавляет партийный список в том округе, где баллотировался Андронов, и терять лицо ей не комильфо.
Впрочем, тут дело не в кандидатурах лишенцев, а в том, что в паблике появилась информация о противоречиях в рядах видных единороссов. И эти противоречия могут привести к самым неожиданным последствиям.
Сальдо
Понятно, все эти володинские: «Побеждать надо честно, в открытой и конкурентной борьбе. Тогда нашу победу будут признавать и уважать все. Мы не настолько слабы, чтобы прибегать к сомнительным технологиям и административному ресурсу» не что иное, как обычные манипуляции, на которые наш великий земляк способен много лучше других.
И если бы Вячеслав Викторович приказал, то в региональный парламент избиралось бы 146 процентов единороссов, или 62,2 процента сторонников партии любителей макарон.
Тут дело, скорее всего, в другом. Вячеслав Викторович, как человек незаурядных талантов, понимает, что к Саратовской области приковано очень пристальное внимание многочисленных федеральных структур. И это не только избирком. Потому Вячеславу Викторовичу надо, чтобы выборы прошли, во-первых, без серьёзных нарушений, а во-вторых, в думу избрались представители оппозиционных партий. И тогда на самом высоком уровне можно доложить, что в отдельно взятой Саратовской области выборы – это исключительно демократическая процедура, основанная на чисто-конкретно волеизъявлении народонаселения региона. И что в этой самой думе представлены четыре (пять или даже шесть) партий и учтены все интересы электората.
А что касается внутриклановой борьбы в местном ЕР, то Вячеслав Викторович это дело приветствует – разделяй и властвуй. Впрочем, у нас это называется здоровой конкуренцией.