Всё для народа, или Кому помешали дачники?
Очень резонансной получилась история с участием городского депутата Алексея Полянского и дачников в районе посёлка Сосенки. В ней прекрасно всё: захват земли, тяжёлая техника (строительная, не военная), ругань и рукоприкладство. О нападении депутата с кулаками на дачника местные СМИ говорили всю прошедшую неделю. У однопартийцев этот инцидент тоже вызвал интерес. Соратники Полянского пожурили его за несдержанность накануне выборов, которая портит светлый образ единоросса. Тот сделал вид, что раскаялся и извинился. Сейчас рассказывает всем, что конфликт с дачником исчерпан, а сам он был, есть и будет за людей и для людей. Но знаете что? Сдаётся нам, что конфликт этот только набирает обороты. И драка тут совершенно ни при чем.
Добро должно быть с кулаками?
Камнем преткновения в этой истории стали земельные участки, на которых расположились дачники. Это ясно из любительской видеозаписи разговора депутата с гражданами. Там слышно и видно, как рьяно Алексей Полянский требует, чтобы дачники освободили занимаемую ими территорию, потому что она, дескать, принадлежит ему – депутату Саратовской городской думы Алексею Полянскому, на основании договора аренды. Никаких документов в подтверждение своих слов, судя по видео, депутат не показал, однако настаивал, чтобы с якобы арендованной им у города земли люди удалились немедленно.
«Мы сейчас всё здесь благоустраиваем, – говорит Полянский на записи. – Мы всё здесь делаем для жителей. Давайте без эмоций. У вас тут никаких документов нету, я это знаю, потому что документы у меня, и 40 тысяч рублей – арендную плату за год – я земельному комитету заплатил. На каком основании вы тут находитесь – непонятно» (ИА «Свободные новости»).
С эмоциями, правда, в итоге не справился сам Алексей Михайлович и от словесной перепалки с дачниками, которые никак не хотели подчиниться и освободить территорию, перешёл врукопашную.
Видео с этим инцидентом быстро облетело социальные сети и все местные средства массовой информации. Депутату пришлось объясняться. Информагентству «Версия-Саратов» он подтвердил, что на арендованных земельных участках, занятых на сегодняшний день дачами, он хотел и всё ещё хочет организовать парковку для тех, кто приезжает на местный пляж. В районе Сосенок он якобы занимается благоустройством муниципальной территории, и все его действия направлены исключительно во благо горожан.
«Мы всё это делаем для людей, для жителей того же Юбилейного, для всех горожан. Со своих дач (у Полянского, по его же словам, в этом поселке тоже есть дача. – Прим. ред.) мы и пешком придем на пляж, там идти 15 минут, а остальным можно только доехать на машине. Нужна дорога и парковка. Люди попросили – делаем», – объясняет депутат Полянский.
По его словам, строить что-либо в районе пляжа в Сосенках не планируется. Отсюда, мол, только вывезут весь накопившийся мусор, произведут планировку территории, обустроят парковочное пространство. Полянский уверяет, что в этом месте уже сделана подпорная стенка. Дальше будет делаться дорога и благоустраиваться пляж.
В городской администрации нам не смогли пояснить, были ли у города планы по организации парковки, строительству дороги, обустройству пляжа в поселке Сосенки и в курсе ли муниципалитет, что на его территории реализуется такой проект.
Убирайтесь, это не ваше
Объясняясь потом перед журналистами, Алексей Полянский говорил, что на самом деле прекрасно понимает волнение и сопротивление дачников: «Это прибрежная оползневая зона, строить ничего нельзя, но какие-то строения там всё же есть. Одна дача недавно обрушилась из-за оползня. Люди увидели строительную технику и, конечно, начали волноваться. Честно сказать, я бы на их месте тоже волновался, мало ли кто и что хочет делать, снесут дачи, а ты потом разбирайся» (ИА «Версия-Саратов»).
Полянский отчасти прав насчёт волнений дачников из-за оползня. Но в разговорах с корреспондентами «Газеты недели» граждане гораздо больше беспокоились о другом.
По словам обратившегося в «Газету недели» Юрия Констра (жертва нападения депутата), дачный участок в СНТ «Элита» его семья (мать Елена Урюпина) приобрела за 65 тысяч рублей в 2009 году. Тогда закон позволял оформить сделку через уступку членства в садоводческом некоммерческом товариществе: продавец садового участка выходит из состава СНТ, а покупатель занимает его место в товариществе.
«Мы пришли на общее собрание членов СНТ и объявили о нашей сделке. Нас приняли в товарищество, мы заплатили членские взносы и дальше регулярно вносили необходимые платежи, в том числе за электроэнергию, например», – объясняет Юрий Констр.
Чуть позже семья Юрия решила оформить этот участок в собственность и начала собирать необходимые для приватизации документы. «Приватизацией мы занялись в 2015 году, но процесс постоянно тормозился: правление СНТ сначала не могло предоставить нам необходимые справки, потом просило подождать до определения границ территории СНТ и его участков, – рассказывает собеседник. – С нас, с дачников, на оплату работ по определению границ СНТ собирали, помню, по полторы тысячи рублей».
Но в 2016 году, по словам Юрия Констра, на его даче появилась некая Лобова Наталья Юрьевна, представившаяся инспектором земельного комитета города Саратова, курирующим вопросы по Волжскому району. Она-то, мол, и сообщила дачникам, что эта земля им не принадлежит, а потому они должны очистить её от своих вещей и построек.
«Мы начали сразу выяснять, правда ли это и как такое возможно? – говорит собеседник. – И действительно, на публичной карте на сайте Росреестра обнаружили, что рядом со вторым нашим участком (по словам дачников, наделы граничат друг с другом и в совокупности составляют 7 соток. – Прим. ред.), который мы приобрели позже и сразу в собственность, обозначен другой участок, границы которого превосходят наш неоформленный в собственность земельный надел и полностью его накрывают. Причём вместе со строением, которое зарегистрировано в БТИ. И этот участок якобы отведён в аренду».
По словам Юрия Констра, Лобовой напрямую были заданы вопросы о том, каким образом участки, которые уже заняты дачами с хозяйственными постройками, отданы в аренду. Но та не ответила. «Мы консультировались с юристами, и по их словам, такие действия со стороны муниципалитета – это прямое нарушение Земельного кодекса», – говорит Юрий Констр.
Сползли и перепутались
Как выяснили мы сами, Наталья Юрьевна отвечает на все задаваемые ей вопросы легко и непринуждённо. Даже по телефону. И не отрицает, что навещала Урюпиных (семью Юрия Констра) на даче в прошлом году. «Я их предупредила, что участок, который они занимают (а заняли они его самовольно), принадлежит муниципалитету, и если они хотят использовать его как дачу, то нужно оформить на него права в соответствии с требованиями законодательства. Если не хотят этим заниматься, им придётся освободить участок», – пояснила Наталья Лобова.
По её словам, в этой прибрежной зоне с участками сейчас большая путаница из-за оползня, который постепенно перетащил многие дачи с горы, где они стояли, вниз к Волге.
«Границы СНТ «Элита», на которое ссылаются эти граждане, на самом деле выше той территории, из-за которой возник спор с Полянским. Раньше здесь было несколько СНТ. Но из-за оползня и постоянного перемещения участков садоводческие товарищества объединили», – буквально на пальцах объясняет нам Наталья Лобова сложную ситуацию с ползущими дачными участками.
По её словам, кстати, депутата Полянского к решению территориального вопроса привлёк некто Егоров – владелец участка (или участков), находящихся за наделом Урюпиных. Те якобы залезли на территорию Егорова. «Зачем надо было жаловаться Полянскому, вот только непонятно. Можно было подать в суд и там эти вопросы решить», – рассуждает Наталья Лобова.
А вот у семьи Урюпиных есть догадки, зачем был приглашён Полянский. Кому-то, мол, пригодились бы его статус, влияние и связи. А этот кто-то давно и недовольно поглядывает на все дачи, находящиеся на берегу.
Дмитрий Никитин, чей участок находится в непосредственной близости от реки, рассказал, как по депутатскому запросу всё того же Алексея Полянского проверяли правомерность расположения его участка именно в этом месте. «Но у меня участок в собственности и все документы в порядке. Придраться вообще не к чему. Поэтому быстро отстали», – говорит Никитин.
«Я предполагаю вот что, – делится соображениями Юрий Констр. – В 2016 году одновременно с незаконным оформлением участка по соседству, границы которого наложились на мой участок, были оформлены ещё четыре участка, которые находятся дальше от дороги, под самой горой (предположительно, принадлежат Егорову. – Прим. ред.). Так вот к этим участкам нет подъезда. Добраться до них можно только через мои участки и еще пару соседних. Кто так межевал территорию, бог знает. Но возможно, именно поэтому нас и пытаются согнать с нашей земли – чтобы кому-то, очень, видимо, влиятельному, расчистить путь».
P.S. Как решать эту земельную проблему, Юрий Констр и его семья не знают. Из-за опасений, что опять нагрянут депутатские с тяжёлой техникой, семья и их друзья дежурят на участке постоянно. И собирают документы для обращений во все возможные инстанции: полицию, прокуратуру, к главе администрации, в суд... «Я даже не знаю, кто нам может помочь. Может, уже пора к губернатору обращаться или сразу к Володину», – размышляет наш собеседник.