Школа с сюрпризом

Оценить
500 тысяч бюджетных рублей, выделенных на ремонт спортзала в Широком Буераке, исчезли в неизвестном направлении

Мы в редакции договорились – не писать «бюджетные средства», «выделено из казны», «государственные деньги». Это сбивает с толку – деньги, распределяемые на здравоохранение, дороги и ремонты школ, кажутся нам чужими, сброшенными с барского плеча. На самом деле казна, бюджет – это деньги налогоплательщиков, наши с вами налоги: 13% подоходного, налог на прибыль у предпринимателей, налог на недвижимость у собственников квартир, налог на землю у собственников дач, транспортный налог владельцев автомобилей и так далее. Это мы с вами скинулись кровными в казну. Это наши с вами деньги и, в общем-то, наше право и наша обязанность контролировать, кто и куда их тратит. А теперь давайте посмотрим, куда уходят наши налоги, на примере ремонта школы в Широком Буераке.

Полмиллиона на ремонт

С 2014 года Саратовская область принимает участие в федеральном проекте по ремонту спортивных залов в сельских школах. Основную часть средств выделяет федеральный бюджет, часть дает областной. Чтобы попасть в программу, надо подать заявку. Депутат областной думы уходящего созыва Владимир Дерябин (он представлял в этой думе Вольский район, в котором как раз и разворачиваются события) подал заявку о включении в программу школы в Широком Буераке. После сбора информации, проверок, сверок и согласований спикер областного парламента Владимир Капкаев развел руками – извини, Владимир Анатольевич, не положено. Отремонтировали уже этот спортзал два года назад.

– Как отремонтировали? – удивился Дерябин и начал выяснять, что к чему.

Спросили у главы района (тогда им был Игорь Пивоваров, который теперь вице-губернатор нашей области), правда ли был ремонт, когда и какие деньги под это выделялись.

– Правда был, – ответил Игорь Иванович.

Держу перед собой официальный ответ главы администрации Вольского муниципального района на депутатский запрос от 10 марта 2016 года. Там написано, что Вольский район дал почти 500 тысяч рублей (тем, кто любит точность, – 476,965 тыс.) на замену электропроводки и ремонт внутренних помещений спортзала школы в Широком Буераке. Деньги за работу достались вольской подрядной организации ООО «Спецстрой» (директор – Хачик Симонян). В ответе Игоря Пивоварова сказано: «подрядная организация провела работы». Но к этой словесной конструкции надо относиться с известной долей скепсиса.

Отчёт о взятых обязательствах

В июле 2014 года школа в Широком Буераке (в лице директора Галины Ивановны Бирючковой) заключила с ООО «Спецстрой» (в лице директора Хачика Размиковича Симоняна) два подрядных договора: 9 июля – на ремонт электрики (97145 руб.), 19 июля – на капитальный (!) ремонт внутренних помещений спортивного зала (379820 руб.). Сметный расчет к обоим договорам прилагается. Весь немаленький объем работ «Спецстрой» взялся выполнить до 20 августа. То есть за месяц с небольшим.

По электрике требовалась замена люминесцентных светильников на восемь светильников прожекторного типа, демонтаж 50 метров старого кабеля и замена его на 40 метров нового. С ремонтом всё было куда сложнее: снять защитный экран батарей отопления, отбить старую штукатурку со стен и потолка, обработать стены и потолок специальной пропиткой, заделать потолочные швы, всё заново отштукатурить, побелить и покрасить качественными красками, поставить две противопожарные двери, перестелить 135 квадратных метров дощатого пола, покрасить высококачественной краской и нарисовать спортивную разметку, покрасить батареи отопления, вернуть защитный экран обратно. В отремонтированном виде. И это даже не все пункты, перечисленные в смете.

За качество работ подрядчик ручался в договоре (пункт 6). Обещал своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приёмке, и давал гарантию на три года со дня подписания акта о приёме выполненных работ.

Приёмка выполненных работ произошла на удивление в срок: первый акт датирован 11 августа 2014 года, а последний, как раз за смену электрики, – 20 августа 2014 года. Закончили день в день. Такая редкость при ремонте.

Впрочем, спросить всегда есть с кого – на всех четырёх актах приёмки (работу почему-то сдавали в четыре этапа) стоят подписи директора «Спецстроя» Хачика Симоняна, директора школы Галины Бирючковой и резолюция начальника муниципального учреждения «Управление капитального строительства Вольского муниципального района» Владимира Целуйкина. А именно «Проверено» и подпись. Претензий – ноль. Школа получила капитальный ремонт спортивного зала, подрядчик – свои деньги, администрация Вольского района – почет и уважение. Казалось бы: вот вам бумаги, на них всё красиво. Возьмите, читайте, успокойтесь и верьте только делам.

Не верь глазам своим

Виктор Александрович
Виктор Александрович

Дерябин оказался мужиком въедливым, бумажками не ограничился, приехал в Широкий Буерак, пошел спортзал проверять лично (на сайте «Про Вольск» есть видео того визита). Вывод сделал: ремонт там если и был, то не капитальный, а весьма приблизительный. А может, и не было его вовсе, никакого ремонта. Можно ли считать ремонтом замену восьми метров кабеля из пятидесяти, установку уличных светильников вместо прожекторных, установку одной (кажется, б/ушной) противопожарной двери вместо двух и криво-косо установленных «канадок»? Полы не то что не менялись, их, похоже, даже не красил никто.

– Году в 14-м я, наверное, доски и менял в спортзале кое-где, – рассказывает Виктор Александрович, бывший школьный физрук, очевидец ремонта. Мы разговариваем с ним рядом со школой. – Мы с мужиками туда ходили в волейбол играть. И там, в углу, всё сгнило и провалилось совсем. Ну, вот я и имел глупость две доски там заменить. А потом Аркадич заделал ещё под баскетбольным кольцом.

Владимир Аркадьевич – школьный трудовик. Он тоже охотно делится с нами воспоминаниями.

– А они пришли и к моим полам, что я менял, штуки две досок заменили, и всё. И дверь поставили. Ну и побелили ещё. А толку, что побелили? Там всё цвело! (грибок на стенах. – Прим. авт.) Там надо медный купорос с железным смешивать и обрабатывать. Вадим за ними на следующий год всё заново перекрашивал.

Владимир Аркадьевич
Владимир Аркадьевич

Как водится, завязалась переписка с надзорными органами. Им вопрос – тут, уважаемая прокуратура, ненадлежащим образом выполнен ремонт в школе, можно сказать, не выполнен совсем. А деньги, глядите, полностью получены, и немаленькие деньги! Примите меры прокурорского реагирования! А с платформы говорят... То есть прокуратура Саратовской области отвечает, что Вольская межрайонная прокуратура проверку провела, и ею же «фактов невыполнения работ, предусмотренных сметными назначениями, не установлено» (ответ от 11 октября 2016 года за подписью и.о. прокурора области Вячеслава Симшина). Немного некачественно штукатурку положили, но раз директор не возмущалась за недоработку, то вот ей представление.

Вторая попытка пообщаться с прокуратурой имела схожий результат. Тут адресатом был новый прокурор области Сергей Филипенко. Его ответ почти слово в слово копирует предыдущий за небольшим отличием: обращение в части доводов о хищении средств при замене полов и электропроводки направлено в ОМВД РФ по Вольскому району (29 июля 2017 года).

А что хорошего нам сказала полиция? А полиция 7 июля вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Со словами – «почему мне приходится делать за вас вашу же работу?» Дерябин заказывает экспертизу.

Ремонт на 63 тысячи, кто делал – не знаем

Гарантийный срок ремонта спортивного зала подходил к концу. 10 августа 2017 года в школу села Широкий Буерак приехала эксперт ООО «Независимая оценка и судебно-технические экспертизы» Мария Лихватова. К моменту её приезда внешний вид спортивного зала менялся несколько раз: перекрашивались полы, белились стены. Всё это зафиксировано на фотографиях и учтено экспертом.

Что показала экспертиза? Во-первых, частичное выполнение видов работ, предусмотренных сметным расчетом. По капитальному ремонту указан один выполненный пункт из 22, по электрике два пункта из четырёх – и там демонтаж и монтаж восьми метров кабеля вместо положенных 50. Во-вторых, стоила эта работа всего 63700 рублей (а не 476965, как о том сообщал в своем ответе Игорь Пивоваров и сколько в итоге получило ООО «Спецстрой»). И даже её качество оставляло желать лучшего. Больше того, в своих выводах эксперт черным по белому пишет: «Определить, кем именно – Обществом с ограниченной ответственностью «Спецстрой» либо иными лицами выполнялись данные работы, с технической точки зрения не представляется возможным <...> однако работы были выполнены после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 в полном объеме, соответствующем локальным сметным расчетам, а также позднее апреля 2016 года (дата выездной проверки депутата областной думы Дерябина В.А.)».

Весело, правда? 415 тысяч рублей (напомню, это деньги налогоплательщиков) исчезли в неизвестном направлении (или в известном, но это дело следствия и суда, устанавливать направление и тех, кто их туда направил), а всем как будто всё равно.

Тут ведь ещё вот какой момент. Неизвестно, проводился ли тендер на ремонт этого злосчастного спортивного зала в школе Широкого Буерака. Все муниципальные контракты дороже 100 тысяч рублей должны идти через торги. Но на сайте Госзакупок этот контракт нам найти не удалось. Как «Спецстрой» получил этот подряд – для нас загадка.

Хотя областная прокуратура, кажется, одумалась. И в ответ на наш запрос сообщает, что отказ в возбуждении уголовного дела был, но отменён надзорным органом как незаконный. И сейчас по материалам дела проводится дополнительная проверка. Впрочем, сайт «Про Вольск» уже сообщил со ссылкой на источник в правоохранительных органах, что 4 сентября уголовное дело по факту коррупции все-таки возбудили. «Полиция расценила это мероприятие как мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ст. 159 ч. 2 УК РФ). Дело возбуждено «по факту», то есть подозреваемые в нем отсутствуют».

Но мы то помним (и копии документов в редакции есть), что на актах приемки стояло три подписи.

И крыша на 5 миллионов

У этой истории есть продолжение (или начало, тут кому как больше нравится). Дело в том, что в 2012 году «в рамках реализации проекта модернизации системы общего образования» на ремонтные работы в школе Широкого Буерака было выделено 5 млн рублей из федерального бюджета. Тоже не Путина деньги, а деньги налогоплательщиков. На эти деньги другая подрядная организация ООО «Спецпромстрой» (директор Эрник Саркисян) заменила мягкую кровлю на шиферную, обустроила в школе канализацию, водоснабжение и теплые туалеты (а до 12-го года все ходили в туалет на улице). И тогда же заменили окна в спортивном зале на пластиковые стеклопакеты.

Экспертиза по этому ремонту была проведена 29 августа 2017 года в присутствии оперуполномоченного отделения УФСБ России по Саратовской области в городе Вольске (хотя официально УФСБ по Саратовской области пока не подтверждает и не опровергает свое участие в этом деле). Эксперт установил, что из 5 выделенных миллионов фактически было потрачено 3991732,81 (три миллиона девятьсот девяносто одна тысяча семьсот тридцать два) рубля 81 копейка. Качество в части реконструкции кровли требованиям строительных норм и правил не соответствует. («Да она в тот же год и потекла», – вспоминает Владимир Аркадьевич.) Больше того, экономической целесообразности в реконструкции кровли на тот момент не было.

Кстати, делом заинтересовалась не только федеральная служба безопасности, но и журналисты Первого канала.