«Матильда»
Московское издательство «Самокат» выпустило книгу Роальда Даля «Матильда»... Велик соблазн объявить, что девушка на обложке – балерина Матильда Кшесинская, книга посвящена отношениям балерины с последним российским императором и выпущена аккурат к премьере фильма, вызвавшего столько споров еще задолго до выхода на экраны. Однако ни к Николаю Второму, ни к его пассии, ни даже к депутату Поклонской книга эта отношения не имеет.
Читаем в издательской аннотации: «Матильда – маленький гений, однако родители считают её «буквально болячкой», а школьная директриса постоянно над ней издевается. Но правда в том, что все они глупцы, и им нет дела ни до кого, кроме себя... И Матильда решает их проучить...» Прежде чем продолжить рассказ о книге, надо напомнить нашему читателю о её авторе.
Британский прозаик Роальд Даль прожил долгую жизнь и успел оставить заметный след в самых разных жанрах, включая детективный (его новеллы с неожиданными и парадоксальными финалами переиздают на русском языке и поныне; кроме того, Даль – автор сценария к одному из фильмов о Джеймсе Бонде). Однако закономерно, что из всего творческого наследия писателя «Самокат» избрал сказку: в качестве детского писателя Даль тоже очень известен. Из-под его пера вышел сборник сказок «Необыкновенные истории», включающий три произведения: «Чарли и шоколадная фабрика», «Чарли и огромный стеклянный лифт» и «Джеймс и гигантский персик».
Даль воспринимает детскую литературу в викторианских канонах, а потому она должна, развлекая, непременно поучать. Его Матильда чем-то похожа на Чарли: она умна, любознательна и может справиться с непростыми обстоятельствами. Хотя в школе ей приходится непросто, она заводит там многих друзей, среди которых – учительница мисс Ласкин. По ходу сюжета девочка поможет и одноклассникам, и своей любимой учительнице.
Поскольку мы начали эту заметку с кинокартины «Матильда», стоит напомнить: фильм с таким названием был снят в 1996 году именно по этой сказке. Режиссером стал знаменитый комик Денни Де Вито. Постановщик выбрал себе роль человека, на редкость неприятного: глуповатого, жуликоватого, малограмотного и невероятно пошлого. Однако именно в семье этого торговца подержанными автомобилями Гарри Ворнвуда и его супруги-курицы Зини Ворнвуд и растет удивительная Матильда (в фильме её играет Мара Уилсон) – девочка с экстрасенсорными способностями и невероятным умом (забавный гибрид стивен-кинговской Чарли с Кевином из фильма «Один дома»). Благодаря этому сочетанию девочка побеждает грымзу мисс Траншболл, директрису школы – не менее колоритный гибрид голливудских маньяков с «домомучительницей» фрекен Бок.
В финале Матильда изгоняет грымзу из города и возвращает дом отца её племяннице, уже упомянутой учительнице. Колоритный, но нестрашный герой Де Вито уже к середине картины мудро уходит в тень, переведя стрелки конфликта «отцов и детей» на путь конфликта «ребёнок и чудовище». Оно и проще, и педагогичнее.