«А он им палки в колеса вставляет»

Оценить
Особенности ремонта дорог и садиков в Ртищевском районе

Обогнали главу района – берегитесь! Наверняка вас скоро остановят сотрудники ГИБДД. Сделали что-то лучше руководителя – это вам просто так с рук не сойдет. Мы продолжаем повествование о жизни в Ртищевском районе, начатое нами в мае этого года.

В плавание на «Титанике»

Въезжаем в Ртищево. Сразу попадаем на центральную улицу. «Это Советская, – показывает наш гид Александр Ермолаев, бывший депутат районного собрания. – Дорога в отличном состоянии, но каждый год её асфальтом как маслом мажут».

Хорошим дорожным покрытием могут похвастаться еще несколько дорог районного центра. Остальным повезло меньше. Намного меньше. Ермолаев показывает ямы, засыпанные строительным мусором. Так исполняет администрация представления прокуратуры и решения суда.

Подъезжаем к явно новому, большому цветному зданию. Вывеска «ТЦ «Радуга». «Мы его «Титаником» зовем», – говорит Ермолаев. Поясняет: видели, как строили. И показывает, как повело обшивку, рассказывая попутно о других проблемах строения.

Раньше здесь был вещевой рынок. Потом землю решено было застроить. О том, кто и что здесь будет возводить, районная власть молчала. На вопрос, как-то заданный на собрании депутатов, последовал ответ «построится – узнаете, «Россельхозбанк» строит». После завершения строительства выяснилось – не банк владелец, хозяева вообще не местные. Хотя многие предприниматели, по их словам, с удовольствием поучаствовали бы в долевом строительстве и вложили бы средства. Но им этого даже не предложили. Теперь часть налогов пролетает мимо районного бюджета. К тому же застройщик захватил полтысячи квадратных метров.

Недалеко от «Радуги» магазин, собственник которого не нравится главе Ртищевского района Александру Санинскому. Администрация хочет изъять земельный участок под магазином «для муниципальных нужд». Предлоги такие – «улучшить облик города», «реконструировать улицу Малая Московская». Улицу, которой даже нет в кадастровом плане.

И вот тут возникают вопросы. Почему владельцам ТЦ сдали в аренду на 50 лет участок, якобы относящийся к улице? Почему в бюджете не заложены средства на реконструкцию Малой Московской? И почему бы просто не убрать забор «Радуги»? Даже постороннему взгляду видно, что реконструкции улицы, которой нет, мешает именно забор вокруг «Радуги». В городском суде администрация предпринимателю проиграла, но настаивает на пересмотре дела.

Разбираться с неугодными – это, по словам Ермолаева, нормальная практика для ртищевского руководителя. И в этом он весьма изобретателен. Вахтера, пустившего московскую съемочную группу «Рен-ТВ» в здание администрации, уволили. Женщине, жаловавшейся на работу местных управляющих компаний, запретили посещать кружок самодеятельности. Бизнесменам, которые не нравятся, можно насолить дорожной разметкой и знаками: нарисовать сплошную напротив автозаправки, а когда она смылась дождями, повесить знак «поворот запрещен», рядом с похоронным бюро или перед магазином поставить знак «остановка запрещена». Еще можно позакрывать торговые точки жены, если её муж тебе неприятен. Можно уволить двух директоров МУПов, депутатов районного собрания, аффилированную газету «бесплатных объявлений», существующую более 10 лет, можно преподать как «экономически значимую» для района и выдать ей грант в триста тысяч.

Получить нелюбовь руководства можно по-разному, поясняет Ермолаев. Иногда ситуация доходит до абсурда – не так сказал, не с тем поздоровался, посмел машину главы района обогнать, не тот вопрос задал на собрании.

Разрешение на капремонт надо еще заслужить

«Он же всю команду, с которой пришел к власти, разогнал, со всеми перессорился, в том числе и с лучшими друзьями», – говорит гендиректор предприятия «Ульяновское» Алексей Кондрашкин.

«Ульяновское» – самое крупное хозяйство в районе. Конкуренцию по количеству земли Кондрашкину составляет только ртищевский глава. Точнее, его жена – владелица КФХ «Агрос». А вот по уровню рентабельности «Ульяновское» опередило не только ртищевских, но и саратовских земляков. В губернии оно занимает первое место, в Приволжском федеральном округе – третье.

Кондрашкин рассказывает: в этом году местные фермеры решили построить дорогу от Крутца до Первомайского. Длина дороги – 22,5 км. Много лет они делали своими силами ямочный ремонт, только вот хватало его ненадолго. В прошлом году потратили на дорогу 3 миллиона, теперь же решили сделать капитальный ремонт, чтобы лет на пять-шесть хватило. По смете вышло около 70 миллионов.

Фермеры договорились собрать основную сумму, а Санинский на сходе граждан пообещал выделить из бюджета 7 миллионов. Кондрашкин говорил с министром транспорта и дорожного хозяйства Николаем Чуриковым, который сказал, что «видел участие нефтяников, газовиков в ремонтах дорог, но чтобы фермеры набрали 60 миллионов, такого не встречал. Обязательно доложу Валерию Васильевичу (Радаеву. – Прим.ред.)». И из области выделяют 11 миллионов.

А глава Санинский, за три дня до тендера, решает обещанные средства не выделять. «Это нонсенс, зная остроту ситуации с дорогами в области, фермеры скидываются на строительство дороги, собирают такие деньги, а глава палки в колеса вставляет, – сетует Кондрашкин. – Теперь нам собирать еще и обещанные администрацией 7 миллионов. А сейчас проблемы с реализацией зерна, денег ни у кого нет».

В прошлом году администрация предложила главам КФХ принять участие в ремонте межпоселковых дорог. Кондрашкин поставил условие – зафиксировать обязательства на бумаге. «Я сказал: даю миллион на урусовскую дорогу в 2016 году, а в 2017 году на нашу дорогу фермеры сложиться должны, в 2018-м, допустим, скинемся на Репьевку, на Северку. Будет договор, я перечислю», – объяснил свою позицию собеседник. И добавил: «Санинский за год собрал на урусовскую дорогу 7 миллионов со всего района, а мы сами, на свою – почти 60 миллионов. Вот и причина его отказа в финансировании». Простая зависть. И злость.

Едем по новой дороге. Асфальт – ровный, свежий. «Это участок, где мы работаем вскладчину. Это – который должен был сделать Санинский. Здесь мы прошли выравнивающим слоем. Здесь положили сплошняком», – комментирует Кондрашкин. Вот и поселок Первомайский, где находится его хозяйство. Раньше на дорогу тратилось около часа, сейчас всего 16 минут.

Доезжаем до детского сада. Здесь активно идет ремонт. Пару лет назад Кондрашкин предложил увеличить площадь дошкольного учреждения за счет переоборудования пристроек. Но глава района заявил, что администрация всё сама сделает. «За это время никто с него не требовал ни ремонта, ни денег. Все понимают, что бюджет штука сложная. Мы попросили у администрации разрешения на проведение капремонта своими силами. Проект сделали, техусловия согласовали. Деньги и строителей нашли. А за разрешением мы ходили в администрацию три месяца», – негодует фермер.

«А вы согласились бы возглавить район?» – задаю я вопрос Кондрашкину. «Нет. У меня хорошее стабильное хозяйство. Оно работает уже 34 года, а в районе только красивые отчеты и цифры в них стабильно растут».

Главное, чтобы дорога вела в нужную сторону

На другом конце района село Северка. От Ртищева в 70 километрах. По дороге четыре населенных пункта, где проживает более тысячи человек. Но жителям не повезло – в этом районе нет хозяйств, подконтрольных семье Санинского. То, по чему мы ехали, дорогой даже условно назвать нельзя. Главе района на неё жалуются постоянно. Его ответ: ваша дорога еще не самая плохая. Какие же тогда другие дороги, если эта «не самая плохая»?

Сотовой связи в Северке практически нет. Главу КФХ Владимира Ермолаева (однофамилец нашего ртищевского гида) застали на огороде. В 2015 году наш собеседник решил строить серьезный объект – комплекс по хранению, очистке и сушке сельскохозяйственных культур. Инвестиций около 25 миллионов планировалось. Ни у кого в районе такого в хозяйстве объекта нет, с гордостью говорит Ермолаев. «Прежде чем строить, нужна документация. По закону проект должна заказать и оплатить районная власть. У неё денег нет. Я сам занялся этим вопросом. Земля у меня была в аренде, проект согласован, нужно только разрешение на строительство в администрации получить. Я побежал туда. Прошу, примите побыстрее, иначе я не успею к уборке, мехток серьезный, понесу потери», – объясняет Ермолаев. Но администрация в выдаче разрешения отказывает.

Фермер, поджимаемый временем и перспективой возможных убытков, начал строить раньше, чем получил заветную подпись. Уверен был, что проблем с разрешением не будет. Санинский в его положение войдет. Хозяйство же у него видное, с новым мехтоком производительность выросла бы еще больше. Пенсионный фонд хвалит за отчисления. Селу он помогает: летом дороги делает, а зимой только благодаря его технике, чистящей дорогу, местные жители могут в райцентр выбраться. Но глава решил иначе.

Ермолаев попытался опротестовать решение райадминистрации в суде. Проиграл. «В определении суда меня поразила фраза о том, что объект мой к тому моменту, когда я обратился за разрешением на строительство, фактически уже был построен. Хотя я успел только вырыть котлован и только начал варить арматуру. Я обращался к прокурору области, говорю, что за предвзятое отношение. Проверку проводили. Говорят, ты формально не прав. Отвечаю, если бы администрация свои функции выполняла, я бы ни за что не нарушил. А так Санинский поставил подножку мне», – рассказывает фермер.

Зато как действует глава районной администрации, когда дело касается его хозяйства, нам показали на обратном пути в Ртищево.

Едем по дороге на Потьму. Проживает в селе около 30 человек. Подъезд к селу в этом году заасфальтировали. Говорят, на деньги, в которых отказали Кондрашкину. В самом селе дороги не появилось, да и зачем, ведь предприятие КФХ «Агрос» находится не там, а лишь по пути в Потьму.

Помпезно несколько лет назад открывали дорогу на Чиганак. Проживает там пара десятков жителей. Потратили на дорогу более 50 миллионов рублей. И вот ведь опять совпадение. Рядом с этим селом находятся другие предприятия жены главы района.

Два года назад была построена дорога вокруг поселка Ртищевский. Ключевое слово «вокруг». Ведет она прямиком к частному минизаводу «Сады Придонья». С этим предприятием у районного руководства давняя любовь. Именно сюда отправляли в рабочее время ртищевских бюджетников яблоки собирать.

Два интересных момента. В населенный пункт новая дорога даже не заходит. Однако при её строительстве спецтехника добила и без того плохие дороги внутри самого Ртищевского.

История здесь такая. Районная администрация объявила аукцион на проведение работ. ФАС нашла нарушения и выдала предписание провести его заново. Но дорогу заасфальтировали без конкурса. Дорожники, делавшие её, решили через суд взыскать деньги с администрации. В суде заместитель главы признал иск. Стоили работы 22 миллиона, деньги на них выделялись бюджетные. Вот бюджет сейчас эти деньги и выплачивает.

Снова мы в Ртищеве. Проезжаем по улице Зои Космодемьянской. Справа плотный ряд магазинов. А практически в самом его центре пустой участок, заросший бурьяном. Здесь был магазин неугодной Санинскому предпринимательницы.

Едем к нашумевшим домикам для детей-сирот. Подъезда к ним нет, вздутые полы, холодные стены, отваливающаяся отмостка, текущие крыши. Половина домиков пустует. Вот они – бюджетные деньги.

Местные отмечают удивительную особенность районного руководителя – он всегда «не при делах». На людей, работающих на него, заводят уголовные дела, их освобождают от должностей, а Санинскому всё нипочем. Его «только» пять раз привлекали к административной ответственности.

Зато осудили бывшего главу Октябрьского образования Татьяну Стрельцову, уголовные дела заведены на бывшего главу района Юрия Сертакова и уже бывшего начальника Ртищевской полиции Виктора Попова.

«Подобные члены власти дискредитируют партию, которую представляют. Возникает такое ощущение, что указы и требования президента, премьера, губернатора Санинским воспринимаются и толкуются только в той мере, которая выгодна ему и его семейному бизнесу, а не людям», – резюмирует бывший депутат районного собрания Ермолаев. С ним соглашаются и другие ртищевцы. Которые очень верят, что их «самодержец» в скором времени освободит давно насиженное место.